Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам управления тиристорными электроприводами постоянного тока, и может найти широкое применение при построении лабораторных испытательных стендов, используемых при обучении специалистов в указанной области.
Известен стенд, содержащий два электродвигателя с тахогенератором на общем валу, тиристорный преобразователь с системой фазового управления, регуляторы, регистрирующую, коммутационную и управляющую аппаратуру.
Недостатком стенда является то, что рассматривая вопросы динамо и электропривода и настройки рэгулятортв.он не позволяет изучать и демонстрировать влияние по отдельности и в совокупности на точность поддержания скорости электропривода помех по питающему переменному
напряжению на силовую часть тиристорно- го реверсивного преобразователя, его систему импульсно-фазового управления, помех по возбуждению тахогенератора и электродвигателя. Актуальность изучения этих помех велика, поскольку указанные помехи определяют точность поддержания скорости электропривода в статическом режиме. Влияние же этих помех различно существуютсильновлияющиеислабовляющие помехи, откуда и вытекают разные подходы к их компенсации в прецизионных системах электропривода
Для повышения точности и расширения диапазона управляющих воздействий в из- вест ное устройство управления электропри- водом,содержащемпервый
электродвигатель, соединенный валом с валом тахогенератора блок задания, первый перекпючатель. тиристорный преобразователь и последовательно соединенные втоС
xi
Ч
ю о ы
рой переключатель, регулятор скорости и регулятор тока, соединенный вторым входом с выходом датчика тока, дополнительно введены тиристорный тормозной блок, первый однофазный источник переменного напряжения, источник питания усилителей, компенсатор, агорой электродвигатель, источник постоянного напряжения, с третьего по девятнацатый переключатели, фильтр, с первого по шестой амперметры, первый, второй и третий вольтметры, первый, второй и третий дроссели, обмотка электромаг- нитного реле, нагрузочный элемент, делитель напряжения первый и второй переменные резисторы, трехфазный источник переменного напряжения, второй однофазный источник переменного напряжения, соединенный выходом с соответствующими входами источника пи- гания усилителей и блока задания, подключенного выходами к сответствующим входам второго переключателя, соединенного вторым выходом с первыми выводами шестнадцатого и восемнадцатого переключателей и фильтра, подключенного вторым выводом к первому выводу первого переключателя, третьим выводом - к первым выводам четырнадцатого переключателя и якоря тахогенсрэтора, а четвертый выводом - ко вторым выводам четырнадцатого переключателя и якоя тахогенератора и к первому выводу тиристорного преобразователя, соединенного вторым выводом через четвертый переключатель со своим третьим выводом, четвертым и пятым выводами - со вторым и третьим выводами первого переключателя, шестым выводом - с четвертым выводом первого переключателя и со вторым выводом восемнадцатого переключателя, седьмым выводом - с первым выводом второго переменного резистора, восьмым выводом - с подвижным выводом второго переменного резистора и с третьим выводом восемнадцатого переключателя, девятым и десятым выводами - со вторым и с третьим выводами шестнадцатого переключателя одиннадцатым выводом - с первыми выводам / девятого и одиннадцатого переключателей, двенадцатым выводом через четвертый амперметр с первым выводом первого дросселя, тринадцатым выводом через первый амперметр - с первым выводом пятого переключателя, четырнадцатым и пятнадцатым выводами - со вторым и третьим выводами - со вторым м третьим выводами пятого переключателя, шестнадцатым выводом через последовательно соединенные второй амперметр и обмотку возбуждения первого электродаигателя - со своим семнадцатым выводом, восемнадцатым выводом через седьмой переключатель - со своим девятнадцатым выводом и с первым выводом шестого переключателя, двадцатым выво5 дом - со вторым выводом шестого переключателя, двадцать первым, двадцать вторым и двадцать третьим выводами - с первым, вторым и третьим выводами - с первым, вторым и третьим выводами вось0 мого переключателя, двадцать четвертым выводом через третий амперметр - с первым выводом второго дросселя, подключенного вторым выводом ко второму выводу первого дросселя и к первому выводу треть5 его дросселя, соединенного вторым выводом с первым входом датчика тока и первым выводом обмотки электромагнитного реле, подключенного вторым выводом ко второму входу датчика тока и ко вторым выводам
Q девятого и одиннадцатого переключателей, третий и четвертый выводы девятого переключателя соединены с первым и вторым выводами первого вольтметра, третий вывод одиннадцатого переключателя подклю5 чен через нагрузочный элемент к своему четвертому выводу, пятый вывод - к первому выводу десятого переключателя, а шестой вывод через якорь первого электродвигателя - ко второму выводу деся0 того переключателя, соединенного третьим и четвертым выводами с первым и вторым выводами пятого амперметра, третий и четвертый выводы четырнадцатого переключателя подключены к первому и второму
5 выводам второго вольтметра, выходы источника постоянного напряжения через третий переключатель соединены с соответствующими выводами обмотки возбуждения второго электродвигателя, четвертый и пятый
0 выводы восьмого переключателя подключены к первому и второму выводам обмотки возбуждения тахогенератора, четвертый, пятый и шестой выводы пятого переключателя соединены с первым, вторым и третьим
5 выходами трехфазного источника переменного напряжения, выходы первого однофазного источника переменного напряжения через пятнадцатый переключатель подключены соответственно к первому и второму
0 выводам тиристорного тормозного блока, соединенного третьим выводом с первым и с подвижным выводом первого переменного резистора, четвертым выводом - со вторым выводом первого переменного
5 резистора, а пятым и шестым выводами - с первым и вторым выводами тринадцатого переключателя, подключенного третьим выводом к первому выводу якоря второго электродвигателя, а четвертым выводом - к первому выводу двенадцатого переключателя, соединенного вторым и третьим выводами с первым и вторым выводами шестого амперметра, а четвертым выводом - со вторым выводом якоря второго электродвигателя, вал которого кинематически соединен с валом первого электродвигателя, четвертый вывод шестнадцатого переключателя подключен ко второму выводу второго переменного резистора и к третьему выводу восемнадцатогопереключателя, соединенного четвертым выводом с первым выводом делителя напряжения, а пятым выводом-со вторым вы водом делителя напряжения и с первым выводом девятнадцатого переключателя, подключенного вторым и третьим выводами к первому и второму выводам третьего вольтметра, а четвертым выводом - к третьему выводу делителя напряжения, второй вход регулятора тока соединен с пятым выводом первого пере- ключателя, подключенного шестым выводом к выходу компаратора, соединенного входом с выходом регулятора тока. Это устройство принято авторами за прототип, по- скольку оно наиболее близко к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту. Существенным недостатком устройства является то, что оно имеет ограниченные функциональные возможности, поскольку не позволяет по от- дельности и в совокупности оценить влияние помехи по питающему переменному напряжению, помехи по возбуждению тахогенератора и электродвигателя на точность поддержания выходной координаты (скорости) электродвигателя. Другим недостатком устройства является то, что оно не позволяет по отдельности и в совокупности оценить влияние помехи по питающему напряжению на силовую часть реверсивного тиристорного преобразователя и его систему импульсно-фазового управления совместно с регуляторами. Актуальность изучения влияния этих помех на точность поддержания выходной координаты (скорости) элект- родвигателя следует из того, что влияние указанных помех различно - существуют сильновлияющие и слабовлияющие помехи, и подход к их компенсации при построении прецизионных замкнутых систем управле- ния различный.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей учебного стенда по автоматизированному тиристорному реверсивному электроприао- дуза счетдемонстрации и изучения влияния помех по отдельности и в совокупности по питающему переменному напряжению на силовую часть тиристорного преобразователя, его систему импульсно-фазового управления совместно с регуляторами, по возбуждению тахогенератора и электродвигателя.
Для достижения указанно и цели в учебный стенд по автоматизированному тиристорному реверсивному электроприводу постоянного тока, содержащий два электродвигателя, соединенные валом с валом тахогенератора, реверсивный тиристорный преобразователь, тиристорный тормозной блок, источник постоянного напряжения, с первого по восьмой переключатели, первый и второй амперметры, первый, второй и третий вольтметры, с первого по третий переменные резисторы, дроссель, однофазный источник переменного напряжения, соединенный выводами с первым и вторым выводами соответственно первого и пятого переключателей, третий и четвертый выводы которого подключены соответственно к первому и второму выводам тиристорного тормозного блока, к третьему и четвертому выводам которого подключен второй переменный резистор, к пятому и шестому выводам тиристорного тормозного блока подключен якорь второго электродвигателя через второй амперметр, третий вывод первого переключателя соединен с первыми выводами первого вольтметра и реверсивного тиристорного преобразователя.второй вывод которого подсоединен с первому выводу четвертого переключателя, второй вывод которого подсоединен к второму выводу первого вольтметра, четвертый вывод первого переключателя соединен с третьим выводом реверсивного тиристорного преобразователя, четвертый и пятый выводы которого соответственно соединены с первым и вторым выводами третьего переключателя, третий и четвертый выводы которого соответственно соединены с первым и вторым выводами источника постоянного напряжения, к пятому и шестому выводам третьего переключателя подключен якорь первого электродвигателя через дроссель и первый амперметр, первый и второй выводы источника постоянного напряжения подсоединены соответственно к первому и второму выводам второго переключателя, третий и четвертый выводы которого объединены и подключены к началу обмотки возбуждения второго электродвигателя, конец которой подсоединен к пятому выводу второго переключателя, первый и второй выводы тахогенератора соединены с первым и вторым выводами третьего переменного резистора, движок которого подсоединен к движку первого переменного резистора и первому выводу восьмого переключателя,
второй вывод которого соединен с вторым выводом тахогенератора и шестым выводом реверсивного тиристорного преобразователя, седьмой вывод которого подсоединен к первому выводу первого переменного резистора второй вывод которого подключен к первому выводу седьмого переключателя, второй и третий выводы которого объединены и подключены к восьмому выводу реверсивного тмристорного преобразователя, девятый и десятый выводы которого соответственно соединены с четвертым и пятым выводами седьмого переключателя, третий и четвертый выводы восьмого переключате. ля объединены и подключены к первому выводу третьего вольтметра, второй вывод которого соединен с пятым выводом восьмого переключателя первый и второй выводы второго вольтметра соответственно подключен :. к первому и второму выводам шестою переключателя, грегий и четвертый выводы которого соответственно подключе- ны к первому и второму выводам1
обмотки возбуждения первого элекгро- дв(4гателя, пятый и шестой выводы шестого переключателя соответственно подключены к перЕзому и втооому выводам обмотки возбуждения дополнительно включены два блокя регулирования переменного напряжения, четвертый и пятый переменные резисторы, первый и второй выводы которой соотвеюгвенно подключены к одиннадцатому и двенздцаюму выводам реверсивного тиристорного преобразователя, третий вывод пятого переменного резистора соединен с первым выводом обмотки возбуждения первого электродвигателя, второй вывод которого подключен к второму выводу пятого переменного резистора, первый вывод четвертого переменного резистора подключен к тринадцатому выводу реверсивного тиристорного преобразователя, четырнадцатый вывод которого соединен с йто рым выводом четвертого переменного
резистора и первым выводом обмотки возбуждения тахогенератора, второй вывод которой подключен к третьему выводу четвертого переменного резистора, первый и второй выводы первого блока регулирования переменного напряжения соответственно подключены к третьему и четвертому выводам первого переключателя, третий вывод первого блока регулирования переменного напряжения подключен к третьему выводу четвертого переключателя и пятнад- нацатому выводу реверсивного тиристорного преобразователя, шестнадцатый вывод которого соединен с первым выводом первого блока регулирования переменного напряжения, первый и второй выводы второго
блока регулирования переменного напряжения соответственно подключены к третьему и четвертому выводам первого переключателя, третий вывод второго блока
регулирования переменного напряжения подключен к второму выводу реверсивного тиристорного преобразователя.
На фиг. 1 показана принципиальная электрическая схема предлагаемого учебно0 го стенда по автоматизированному тири- сторному реверсивному электроприводу постоянного тока. Схема содержит первый электродвигатель 1, второй электродвигатель 2, тахогенератор 3, реверсивный тири5 дторный преобразователь А, тиристорный тормозной блок 5, однофазный источник переменного напряжения 6, источник постоянного напряжения 7, первый переключатель 8, второй переключатель 9,
0 третий переключатель 10, четвертый переключатель 11, пятый переключатель 12, шестой переключатель 13, седьмой переключатель 14, первый амперметр 15, второй амперметр 16, первый вольтметр 17,
5 второй вольтметр 18, первый переменный резистор 19, второй переменный резистор 20, третий переменный резистор 21, дроссель 22, восьмой переключатель 23, третий вольтметр 24, первый блок регулирования
0 переменного напряжения 25, второй блок регулирования напряжения 26, четвертый переменный резистор 27, пятый переменный резистор 28
Два электродвигателя 1-2 соединены
5 валом с валом тахогечератора 3 Однофазный источник переменного напряжения 6 соединен выходами с первым и вторым выводами соответственно первого 8 и пятого переключателей, третий и четвертый выво0 ды которого подключены соответственно к первому и второму выводам тиристорного тормозного блока 5, к третьему и четвертому выводам которого подключен второй переменный резистор 20. К пятому и шестому
5 выводам тиристорного тормозного блока 5 подключен якорь второго электродвигателя 2 через второй амперметр 16. Третий вывод первого переключателя 8 соединен с первыми выводами первого вольтметра 17 и ре0 версивного тиристорного преобразователя 4, второй вывод которого подсоединен к первому выводу четвертого переключателя 11, второй вывод которого подсоединен к второму выводу первого вольтметра 17. Чет5 вертый вывод первого переключателя 8 соединен с третьим выводом реверсивного тиристорного преобразователя 4, четвер- тый и пятый выводы которого соответственно соединены с первым и вторым выводами третьего переключателя 10, третий и четвертый выводы которого соответственно соединены с первым и вторым выводами источника постоянного напряжения 7, К пятому и шестому выводам третьего переключателя 10 подключен якорь первого электродвигателя 1 через дроссель 22 и первый амперметр 15. Первый и второй выводы источника постоянного напряжения 7 подсоединены соответственно к первому и второму выводам второго переключателя 9, третий и четвертый выводы которого объединены и подключены к началу обмотки возбуждения второго электродвигателя 2, конец которой подсоединен к пятому выводу второго переключателя 9. Первый и второй выводы тахо- генератора 3 соединены с первым и вторым выводами третьего переменного резистора 21, движок которого подсоединен к движку первого переменного резистора 19 и первому выводу восьмого переключателя 23, второй вывод которого соединен с вторым выводом тахогенератора 3 и шестым выводом реверсивного тиристорного преобразователя 4, седьмой вывод которого подсоединен к первому выводу первого переменного резистора 19. Второй вывод первого переменного резистора 19 подключен к первому выводу седьмого переключателя 14, второй и третий выводы которого объединены и подсоединены к восьмому выводу реверсивного тиристорного преобразователя 4 девятый и десятый выводы которого соответственно соединены с четвертым и пятым выводами седьмого переключателя 14. Третий и четвертый выводы восьмого переключателя 23 объединены и подключены к первому выводу третьего вольтметра 24, второй вывод которого соединен с пятым выводом восьмого переключателя 23. Первый и второй выводы второго вольтметра 18 соответственно подключены к первому и второму выводам шестого переключателя 13, третий и четвертый выводы которого соответственно подключены к первому и второму выводам обмотки возбуждения первого электродвигателя 1. Пятый и шестой выводы шестого переключателя 13 соот- ветственно подключены к первому и второму выводам обмотки возбуждения тахогенератора 3.
Первый и второй выводы пятого переменного резистора 28 соответственно подключены к одиннадцатому и двенадцатому выводам реверсивного тиристорного преобразователя 4. Третий вывод пятого переменного резистора 28 соединен с первым выводом обмотки возбуждения первого электродвигателя 1, второй вывод которой подключен к второму выводу пятого переменного резистора 28. Первый вывод четвертого переменного резистора 27 подключен к одиннадцатому выводу реверсивного тиристорного преобразователя 4, четырнадцатый вывод которого соединен с вторым
выводом четвертого переменного резистора 27 и первым выводом обмотки возбуждения тахогенератора, второй вывод которой подключен «третьему вы воду четвертого переменного резистора 27. Первый и второй
0 выводы первого блока регулирования переменного напряжения 25 соответственно подключены к третьему и четвертому выводам первого переключателя 8. Третий вывод первого блока регулирования переменного
5 напряжения 25 подключен к третьему выводу четвертого переключателя 11 и пятнадцатому выводу реверсивного тиристорного преобразователя 4, шестнадцатый вывод которого соединен с первым выводом пер0 вого блока регулирования переменного напряжения 25. Первый и второй выводы второго блока регулирования переменного напряжения 26 соответственно подключены к третьему и четвертому выводам первого
5 переключателя 8. Третий вывод второго блока регулирования переменного напряжения 26 подключен к второму выводу реверсивного тиристорного преобразователя 4.
Учебный стенд по автоматизированно0 му тиристорному реверсивному электроприводу постоянного тока работает следующим образом. Для включения стенда движок первого переменного резистора 19 устанавливается в крайнее левое положе5 ние, что соответствует нулевому значению задающего сигнала. Движок третьего переменного резистора 21 ставится в крайнее левое положение, что соответствует разомкнутому состоянию системы регулирова0 ния. Движки четвертого переменного резистора 27 и пятого переменного резистора 28 устанавливаются в крайнее правое положение, что соответствует максимальным токам возбуждения тахогенератора 3 и
5 первого электродвигатепя 1. Третий переключатель 10 становится в нулевое положение, что соответствует отключению якоря первого электродвигателя 1 от реверсивного тиристорного преобразователя 4. Седь0 мой переключатель 14 становится в нулевое положение, что соответствует отклонению задатчика скорости в виде первого переменного резистора 19 от стабилизатора тока, входящего в состав реверсивного преобра5 зователя 4. Второй переключатель 9 ставится в нулевое положение, что соответствует отключению обмотки возбуждения второго электродвигателя 2 от источника постоянного напряжения 7. Устанавливая движок второго переменного резистора 20 в крайнее
правое положение, создаем минимальное значение нагрузки первого электроды/и а геля 1 Движки первого блока регулирования переменного напряжения 25 и второго Ьло ка регулирования переменного напряжения
26ставятся в положение 220 В, выходное напряжение па которых контролируем по первому вольтметру 17, коммутируемо о четвертым переключателем 11, после под ключения реверсивного тиристорного пре образователя 4 к однофазному источнику переменного напряжения 6 первым переключателем 8. Номинальное напряжение возбуждения газогенератора 3 устанавливается четвср ым переменным резистором
27перемещением его движка, a ionrpomipyeiCa П1Гр Г 1ЛР I i °П, ОМ , I | i i 1 0| К Г
1 e ihec i и, с i i i i , , ii положение
Номиналы) о н(,зчие оуч.. tc- ния псроого двигатепя 1, ус г ТНРРПМПГЧ г пятым переменным резистором JB рсргиз щением его движка, а контролируется но пряжение вторым ьолмметром 1d поп установке шестого пгреклю а геля 3 п при вое положение Поите выпо м нип укптн- ных операции стенд подтгоплы проведению экспрриментамып и исследо в а ний
Рассмотрим необходимые рргупироиси при изучении и демонстрации влияния на точность поддержания скоросш оликгро приводо помех по пташему переменному напряжению на силовую часгь тприсгорно го реверсивного преобразователя, ею систему импульсно-фазового упраилечия, помех по возбуждению тахогенерчтора и электродвигателя. Для снятия электромеха нической характерношки первого электродвигателя 1 служи i второй электродвигатель 2, который может pjfco- тать как в режиме согласного, так и встреч ного включения. Выбор режима согласного и вторичного включения осуществляется вторым переключателем 9 в цепи обмотки возбуждения второю электродвигателя 2. В режиме согласного включения, когда моменты первого электродвигателя 1 и второго электродвигателя 2 направлены в одну сторону, первый электродвигатель 1 работает в режиме рекуперативного торможения В режиме встречного включения, когда моменты первого элекфодвигателя 1 и второго электродвигателя 2 направлены в противоположные стороны первый электродвигатель работает в двигательном режиме Величине момента, создаваемого вторым электродвигателем 2, согласного пли встречного ориентирования, регулируется вторым переменным резистором 20, кото
рый устанавливает выходное напряжение т ирис горного тормозного блока 5 при его подключенном пятым переключением 12 к однофазному источнику переменного напояжения 6. Контроль токов нагрузки первого электродвигателя 1 и второго электродвигателя 2 осуществляется соответственно первым амперметром 15 и вторым амперметром 16 Для измерения
частоты вращения электродвигателя 1 в стенд включен тахогенератор 3, часть напряжения которого измеряется третьим гю/ил метром 24, коммутируемым восьмым переключателем 23 причем шкала 24 непосррдсгвенно проградуирована в об/мин. Третий переменный резистор 21 осуществ- гл ргчулпровку i обратной связи г i i in Ф ruji/шодз. Р чулирова- нпо i чорогтп вцныипп первого электро,псига1сля1 по всем диапазоне управлений с еущсст ипяется первым переменным резистором 19, коюрыи подключается седьмым переключат ел ем 14 к стабилизатору тока, г ходящою всоси оевсОсивного тиристорниго преобрчзо1заь |Я 4. Реиерс первого элекгродвига.епя осущесгвляегся седьмым мсрекпючателеп 14 коюрыи изменяет по- ярносгь напряжения питания первого переменного резистора 19 Для имитации
по пта ощем/ переменному напряжению на силовую ч ють тиристорного реверсивного преобразователя 4 преду мот реп первый блок регулировки пере., it,того Петря исния 2S напряжение которого 1сонтролиру21С5 при его установке по г.ервоглу вольтметру 17, когда замкнуты второй и третий выводы четвертого переключателя 11. Для имитации помехи по питающему переменному напряжению на
систему импульсно-фазового управления реверсивного тиристорного преобразователя л предусмотрен второй блок регулировки переменного напряжения 26, напряжение которого контролируется при его установке
ио первому вольтметру 17, когда замкнуты
первый и в юрой выводы четвертого переключателя 11 Для имитации помехи по возбуждению тахогенерагора на точность поддержания скорости электропривода в
стенде установлен четвертый переменный резистор 27 напряжение между вторым и третьим выводами которого контролируется при его установке по второму вольтметру 18, контролируемому шестым переключателем 13 Для имитации помехи по возбуждению двигателя на точность поддержания скорости электропривода в стенде установлен пятый переменный резистор 28, напряжение между вторым и третьим выводами
которого контролируется при его установке
по второму вольтметру 18, контролируемому шестым переключателем 13.
При изучении и демонстрации влияния по отдельности на точность поддержания скорости электропривода указанных четырех наиболее часто встречающихся помех снимаются электромеханические характеристики первого электродвигателя 1 при номинальных, максимальных и минимальных напряжениях (элементы 25-28) на верхнем и нижнем уровнях диапазона регулирования при разных глубинах обратной связи по скорости как при прямом, так и при обратном направлениях вращения электропривода с последующей оценкой степени снижения скорости электропривода от соответствующей помехи.
При изучении и демонстрации влияния в совокупности на точность поддержания скорости электропривода указанных четырех наиболее часто встречающихся помех первый электродвигатель 1 загружается номинальным током с помощью второго электродвигателя 2 и при вариациях каждого из указанных выше напряжений от максимального до минимального значений (элементы 25-28) определяется максимальное и минимальное значения скорости первого электродвигателя 1 на верхнем и нижнем уровнях диапазона регулирования при разных глубинах обратной связи по скорости как при прямом, так и обратном направлениях вращения электропривода, по которым определяется минимальная точность поддержания скорости электропривода
Произведем оценку точности поддержания скорости электропривода Д % от влияния помех по питающему переменному напряжению на силовую част тиристорно- го реверсивного преобразователя hu, его систему импульсно-фазового управления hc, помех во возбуждению тахогенератора hiBR и электродвигателя he (фиг.2). Точность поддержания скорости электропривода Д % будет определяться соотношением
Д % ± ABR +
±Дс±Да±Дн ±А 1 +Кр
где Кр- коэффициент усиления разомкнутой системы, равный Кр КчКаКзК/з;
Двк , Дс , Ди , Дн , Да - относительные значения соответстующих помех по возбуждению тахогенератора, по питающему переменному напряжению на силовую часть тиристорного преобразователя, его систему импульсно-фазового управления, нагрузки электродвигателя, помехи по возбуждению электродвигателя.
Указанные относительные помехи определяются по их абсолютным значениям по соотношениям
Хю
А- -Й
А о/ - Пи .
Дв%
h
Хв.
5
5
0
5
0
5
0
5
А.,,, о/ hBR
Лвк I х
где Хю, Х20, Хво. Х4о - значения соответственно напряжений на входе системы импульсно-фазового управления, выходе тиристорного преобразователя, выходе системы электропривода, выходе тахогенератора при нулевом значени помех hc hu hM- he hBR 0. Из анализа соотношения для точности поддержания скорости электропривода следует, что к сильновлияющим помехам относится помеха тахогенератора 3 (фиг.1). К слабовлияющим помехам следует отнести помехи по питающему переменному напряжению на силовую часть тиристорного реверсивного преобразователя 4, его систему импульсно-фазового управления, помехи по возбуждению электродвигателя 1, поскольку эти помехи уменьшаются в (1 + Кр) раз. Поэтому при синтезе системы управления под заданную точность тахогенератора 1 следует выбирать с точностью на порядок выше заданной точности системы управления, а для уменьшения влияния слабовлияющих помех, входящих в контур замкнутых воздействий, необходимо выбирать соответствующие значения коэффициента усиления Кр разомкнутой системы.
Формула изобретения
Учебный стенд по автоматизированному тиристорному реверсивному электроприводу постоянного тока, содержащий два электродвигателя, соединенных валом с валом тахогенератора, реверсивный тири- сторный преобразователь, тиристорный тормозной блок, источник постоянного напряжения, с первого по восьмой переключатели, первый и второй амперметры, первый-третий вольтметры, с первого по третий переменные резисторы, дроссель, однофазный источник переменного напряжения, соединенный выходами с первым и вторым выводами соответственно первого и пятого переключателей, третий и четвертый выводы которого подключены соответственно к первому и второму выводам тиристор- ного тормозного блока, «третьему и четвертому выводам которого подключен второй переменный резистор, к пятому и шестому выводам - якорь второго электродвигателя через второй амперметр, третий вывод первого переключателя соединен с первыми выводами первого вольтметра и реверсивного тиристорного преобразователя, второй вывод которого подсоединен к первому выводу четвертого переключателя, второй вывод которого подсоединен к второму выводу первого вольтметра, четвертый вывод первого переключателя соединен с третьим выводом реверсивного тиристорного преобразователя, четвертый и пятый выводы которого соответственно соединены с первым и вторым выводами третьего переключателя, третий и четвертый выводы которого соответственно соединены с первым и вторым выводами источника постоянного напряжения, к пятому и шестому выводам третьего переключателя подключен якорь первого электродвигателя через дроссель и первый амперметр, первый и второй выводы источника постоянного напряжения подсоединены соответственно к первому и второму выводам второго переключателя, третий и четвертый выводы которого объединены и подключены к началу обмотки возбуждения второго электродвигателя, конец которой подсоединен к пятому выводу второго переключателя, первый и второй выводы тахогенератора соединены с первым и вторым выводами - регьего переменного резистора, движок которого подсоединен к движку первого переменного резистора и первому выводу восьмого переключателя, второй вывод которого соединен с вторым выводом тахогенератора и шестым выводом реверсивного тиристорного преобразователя, седьмой вывод которого подсоединен к первому выводу первого переменного резистора, второй вывод которого подключен к первому выводу седьмого переключателя, второй и третий выводы которого объединены и подсоединены к восьмому выводу реверсивного тирмсторного преобразователя, девятый и десятый выводы которого соответственно соединены с четвертым и пятым выводами седьмого переключателя, третий и четвертый выводы восьмого переключателя объединены и подключены к первому выводу третьего вольтметра, второй вывод которого соединен с пятым выводом восьмого переключателя, первый и второй выводы второго вольтметра соответственно подключены к первому и
второму выводам шестого переключателя, третий и четвертый выводы которого соответственно подключены к первому и второму выводам обмотки возбуждения первого
электродвигателя, а пятый и шестой выводы - соответственно к первому и второму выводам обмотки возбуждения тахогенератора, о тличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей стенда за счет изучения и демонстрации влияния по отдельности и в совокупности на точность поддержания скорости электропривода помех по питающему переменному напряжению на силовую
часть тиристорного реверсивного преобразователя, его систему импульсно-фазового управления, помех по возбуждению тахоге- иерэтора и электродвигателя, стенд дополнительно снабжен двумя блоками
регулирования переменного напряжения, четвертым и пятым переменными резисторами, первый и второй выводы которого соответственно подключены к одиннадцатому и двенадцатому выводам реверсивного тиристорного преобразователя, третий вывод пятого переменного резистора соединен с первым выводом обмотки возбуждения первого электродвигателя, второй вывод которого подключен к второму выводу пятого
переменного резистора, первый вывод четвертого переменного резистора подключен к тринадцатому выводу реверсивного тиристорного преобразователя, четырнадцатый вывод которого соединен с вторым выводом
четвертого переменного резистора и первым выводом обмотки возбуждения тзхоге- нератора, второй вывод которой подключен к третьему выводу четвертого переменного резистора, первый и второй выводы первого
блока регулирования переменного напряжения соответственно подключены к третьему и четвертому выводам первого переключателя, третий вывод первого блока регулирования переменного напряжения
подключены ктретьемувыводучетвертогопереключателя и пятнадцатому выводу реверсивного тиристорного преобразователя, шестнадцатый вывод которого соединен с первым выводом первого блока регулирования переменного напряжения, первый и второй выводы второго блока регулирования переменного напряжения соответственно подключены к третьему и четвертому выводам первого переключателя, третий вывод
второго блока регулирования переменного напряжения подключен к второму выводу реверсивного тиристорного преобразователя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления электроприводом | 1985 |
|
SU1305640A2 |
Устройство управления электроприводом | 1983 |
|
SU1161920A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД УСТРОЙСТВА ТРАНСПОРТИРОВКИ | 1991 |
|
RU2063343C1 |
Способ определения оптимального технического состояния механизмов многодвигательного одноковшового экскаватора и стенд для его осуществления | 1990 |
|
SU1774008A1 |
Реверсивный электропривод | 1991 |
|
SU1791951A1 |
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2015 |
|
RU2606406C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ВИБРОФОРМОВАНИЯ ЯЧЕИСТОБЕТОННОЙ СМЕСИ | 1992 |
|
RU2027589C1 |
Измерительный генератор | 1976 |
|
SU650023A2 |
Позиционный электропривод | 1990 |
|
SU1778904A1 |
Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей | 1988 |
|
SU1547020A1 |
Использование: в лабораторных испытательных стендах. Сущность: учебный стенд позволяет изучить и демонстрировать влияние помех по питающему переменному напряжению на силовую часть тиристорно- го реверсивного преобразователя, его систему управления. 1 ил.
Устройство управления электроприводом | 1983 |
|
SU1161920A1 |
Авторы
Даты
1992-11-30—Публикация
1991-01-08—Подача