Изобретение относится к области летательной техники, в частности к наземным системам для обслуживания летательных аппаратов, и касается способа и устройства для предстартового разгона летательного аппарата.
Известна система для реализации способа разгона самолета с помощью катапультной тележки, согласно которому тележку разгоняют до достижения скорости, соответствующей потребной скорости в момент отрыва аппарата от тележки, содержащая катапультную тележку с ложементом и узлом сцепления и автоматического расцепле- ния с летательным аппаратом, трамплинную горку с направляющими для опор качения тележки.
Использование известных способа и системы для разгона тяжелогрузных летательных аппаратов, например ракет, становится проблематичным из-за больших масс и скоростей системы и связанных с отим больших инерционных сил, действующих на систему при разгоне. Это вызывает большие нагрузки на направляющие и ходовую часть тележки, а вследствие неизбежного наличия неровностей на поверхностях направляющих, опор качения и на летательный аппарат из-за биений при качении тележки. Это снижает надежность запуска петатель - ного аппарата.
Целью изобретения является повышение надежности взлета тяжелогрузных летательных аппаратов.
Цель достигается тем, что по известно- му способу разгоне летательного аппарата катапультной тележкой в процессе разбега тележки осуществляют перевод взаимодейсайевЗ
ствия опорной поверхности тележки с на - правляющимм горки с режима качения на режим скольжения с низким коэффициентом трения, для чего в устройстве тележка выполнена с дополнительной опорной поверхностью скольжения, а горка снабжена дополнительными направляющими под опорную поверхность скольжения тележки, при этой на начальном участке траектории разгона тележки уровень дополнительных направлЙющихтшШ&еТй/т вьГполнен ниже уровня поверхности скольжения тележки, а на заключительном - выше уровня их размещения на начальном участке на величину, большую клиренса опор качения, а между начальным и заключительным участками выполнен переходный участок с переменным значением разности уровней направляющих для опор качения и скольжения.
На фиг. 1 представлена схема продольного разреза устройства для предстартового разгона летательного аппарата; на фиг. 2 - поперечное сечение трамплинной горки с тележкой на начальном участке; на фиг. 3 - то же, на заключительном участке.
Устройство для предстартового разгона летательного аппарата содержит катапультную тележку 1 с ложементом 2 поДле таТгель- ный аппарат 3 и трамплинную горку 4 с направляющими 5 для опор качения 6 тележки и дополнительными направляющими
7под опорную поверхность скольжения 3 тележки 1. Тележка имеет узлы для сцепления и автоматического расцепления с летательным аппаратом, а опорная поверхность
8выполнена с ножеподобным гребнем 9, под который в направляющей 7 предусмотрен центрирующий желоб 10. Тележка 1 также оснащена двигательной установкой и системой торможения, например турбовинтовым двигателем с реверсом тяги.
Трамплинная горка 4 вдоль траектории разгона имеет начальный П, переходный С и заключительный Т участки. На начальном участке уровень направляющих скольжения 7, выполненных в виде, например, ледяной дорожки, расположен ниже опорной по пр- хностискольжения, например лыж тележки, так что„тележка опорами качения 6 контактирует с направляющими 5, например рельсами. На заключительном участке горки уровень направляющих 7 выполнен выше их размещения на участке П на величину, большую клиренса Л опор качения, так что при нахождении тележки на этом учйстке опорная поверхность 8 тележки контактирует с направляющими 7, а между опорами качения 6 и направляющими 5 образуется просвет К. На переходном участке С разность
уровней направляющих 5 и 7 выполнена переменной.
Способ предстартового разгона летательного аппарата осуществляется следующим образом,
Перед стартом образовывают единый подвижный состав из летательного аппара-1 та 3 и катапультной тележки 1, тяга которого может быть обеспечена двигателями аппа0 рата, работающими при троганки с места и на спуске с трамплинной горки 4 в режиме малой тяги,
Тяжеловесный состав, установленный опорами качения 6 на направляющие 5, под
5 воздействием тяговых усилий двигателей летательного аппарата и тележки легко страгивается с места и начинает плавный набор скорости по наклонной траектории начального участка П.
0 По мере спуска с горки центробежные и тепловые нагрузки в тележечных опорах качения б растут, клиренс Л на переходном участке С сокращается до нулевого значения и тяжесть состава с рельсов 5 постепсн5 но переносится через опоры скольжения 8 на направляющие 7. Одновременно идет процесс вхЪда гребня 9 в ледовый желоб 10 и тележка оказывается па переходном участке С.
0Зазор между тележечными колесами 6 и
рельсами5горки4 наращивается и подвижной состав на большом ходу выезжает на заключительный участок Т траектории раз гона. Коэффициент тренич становится пре5 дельно малым и скорость движения приближается к взлетной При достижении взлетной скорости летательный аппарат автоматически расцепляется с тележкой и продолжает взлет, а тележка затормажива0 ется собственными средствами торможения.
Формула изобретения
1.Способ предстартового разгона летательного аппарата катапультной тележкой,
5 заключающийся в разбеге тележки, установленной на опорах качения на направляющих трамплинной горки по траектории взлета до достижения скорости, соответствующей потребной скорости в момент отры0 ва аппарата от тележки, отличающий- с я тем, что, с целью повышения надежности взлета тяжелонагруженных летательных аппаратов, в процессе разбега тележки осуществляют перевод взаимодействия опор5 ной поверхности тележки с направляющими горки с режима качения на режим скольжения с низким коэффициентом трения
2,Устройство для предстарто - вого разгона летательного аппарата, содержащее катапультную тележку с ложементом
и узлом сцепления и автоматического расцепления с летательным аппаратом, трамплинную горку с направляющими для опор качения тележки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности взлета тяжелогрузных летательных аппаратов за счет перевода движения тележек по направляющими горки с режима качения на режим скольжения, тележка выполнена с дополнительной опорной поверхностью скольжения, а горка снабжена дополнительными направляющими под опорную поверхность
0
скольжения тележки, при этом на начальном участке траектории разгона тележки уровень дополнительных направляющих скольжения выполнен ниже уровня поверхности скольжения тележки, а на заключительном - выше уровня их размещения на начальной участке на величину, большую клиренса опор качения, а между начальным и заключительным участками выполнен переходный участок с переменным значением разности уровней направляющих для опор качения и скольжения
Изобретение относится к области летательной техники, в частности к наземным системам для обслуживания летательных аппаратов, и касается способа и устройства для предстартового разгона летательного аппарата. Целью изобретения является повышение надежности взлета тяжелогрузных летательных аппаратов. По способу предстартового разгона летательного аппарата катапультной тележкой, заключающемуся в разбеге тележки, установленной на опорах качения на направляющих трамплинной горки, по траектории взлета до достижения скорости, соответствующей потребной скорости в момент отрыва аппарата от тележки, в процессе разбега тележки осуществляют перевод взаимодействия опорной поверхности тележки с направляющими горки с режима качения на режим скольжения с низким коэффициентом трения, для чего тележка снабжена дополнительной опорной поверхностью скольжения, а горка - дополнительными направляющими под эту опорную поверхность и, так что на начальном участке горки тележка скатывается по направляющим (рельсам), а на заключительном скользит по дополнительной (ледяной дорожке). 2 с. п. ф-лы, 3 ил. лтез гав
7,У$/§
Л///л/ //х
6 8
Фиг,1
А р
Дузь П.Д, История воздухоплавания и авиации в России | |||
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб | 1915 |
|
SU1981A1 |
Способ укрепления под покрышкой пневматической шины предохранительного слоя или манжеты | 1917 |
|
SU185A1 |
Авторы
Даты
1992-12-30—Публикация
1990-09-10—Подача