фиг. 1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в автомобилестроении, тракторостроении, станкостроении, судостроении и других областях машиностроения для автома- тического соединения и рассоединения вертикально и наклонно расположенных валов, ..-.;:.: ; .;; .-.,...
ИзвесМаоб бнпая муфта, состоящая из
-двух полу муфт, на fЪрцах каждой из кото- рыхв трлне спиралеобразный паз, распбложенный зеркально относительно другого, в которых установлен шарик. На ведомой полумуфте паз начинается от центрального глухого отверстия. ;.::;.;.:;:, ; ..;.
Недостатком известной муфты является то, что на торце ведомой полумуфты необходимо выполнять глухое отверстие, боковая поверхность которого должна плавно переходить в спиралеобразный паз, что представляет собой определенную технологическую сложность.. ,,.5,,,,;: ...,./
изобретения повышение технологичности изготовления. . Y .
Для достижения поставленной цели од- на из.полумуфт выполнена в виде обоймы, установленной концентрично другой полумуфте, пазы выполнены на взаимообращенных цилиндрических поверхностях полумуфт, а на одной из полумуфт выполнен кольцевой паз, Сопряженный со спиралеобразным пазом. ,.. ;. ,./ ,.. . ;;. ...
На фиг. 1 показан общий вид обгонной . муфты; на фиг. 2 - часть развертки цилиндрической поверхности ведомой полумуфты; на фиг. 3 - часть развертки цилиндрической поверхности ведомой полумуфты; на фиг. 4
- положение шариков при холостом режиме (режиме свободного хода муфты); на фиг, 5
- положение шариков и взаимное располо- жение пазов при рабочем режиме (режиме передачи вращающего момента от ведомого к ведущему валу). - ;; - - .;. .;
Обгонная муфта состоит из ведущей полумуфты 1, на боковой поверхности 2 кото- рой имеются раЕжоудаленньгё д зУг of Друга криволинейные спиралеобразной формы пазы 3 с шариками 4. Криволинейные па зы 3 начинаются на расстоянии 5 от торца б ведущей полумуфты и глубина их равна по- ловине диаметра шарика 4. На внутренней поверхности 7 ведомой полумуфты 8 выполнен кольцевой паз 9, глубина которого равна половине диаметра шарика 4. От . .
кольцевого паза начинаются криволинейные спиралеобразной формы пазы 10 той же кривизны, что и пазы ведущей полумуфты, Для установки шариков 4 в пазы 3 и кольцевой паз 9 имеется отверстие, которое заглушено винтом 11. ;.;
Обгонная муфта работает следующим образом. : -;;.:.-::.-;;;;.. ..; ;...;,-;, ;-/-.
При вращении ведущей полумуфты 1 по часовой стрелке (с учетом расположения пазовДоказанных на фигурах 1,2,3) шарики 4 перекатываются по кольцевому пазу 9 (фиг. 4) ведомой полумуфты 8 и не приводят ее во вращение. Муфта в этом случае работает в холостом режиме, т. к. она не может передавать крутящего момента.
При обратном вращении ведущей полумуфты шарики 4 под действием собственного веса вкатываются в пазы 10 ведомой полумуфты, после чего поверхностями пазов 3 и 10 шарики закатываются в нижнюю часть пазов и начинают действовать на ве- домую полумуфту, заставляя ее вращаться вместе с ведущей (фиг. 5). Муфта будет находиться в рабочем режиме и передавать крутящий момент. ,: ,г -
При изменении направления вращения ведущей полумуфты шарики снова выталкиваются поверхностями пазов в кольцевой паз, прлумуфты рассоединяются и муфта снова переходит в режим свободного хода. Муфта может передать крутящий момент, увеличеннц|й.в столько раз, несколько больше будет выполнено пазов на поверхностях полумуфт и вмонтировано шариков, кроме того, уменьшается износ пазов и шариков за счет понижения контактных напряжений, увеличивается долговечность и надежность работы муфты.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я Обгонная муфта, состоящая из двух полумуфт, на каждой из. которых выполнен спиралеобразной формы паз, расположенный зеркально относительно другого, в которых установлен шарик, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления, одна из полумуфт выпблнена в виде обоймы, установленной концентрично другой полумуфте, пазы выполнены на взаимообращенных цилиндрических поверхностях полумуфт, а на одной из полумуфт выполнен кольцевой паз, сопряженный со спиралеобразным пазом.
Фиг.2
Фив. 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обгонная муфта | 1989 |
|
SU1756684A1 |
Обгонная муфта | 1990 |
|
SU1802242A1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2029148C1 |
Обгонная муфта | 1989 |
|
SU1691623A1 |
ОБГОННАЯ МУФТА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2437008C1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 2012 |
|
RU2524761C1 |
Обгонная муфта | 1988 |
|
SU1590747A1 |
ШАРИКОВАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2021552C1 |
Обгонная муфта | 1991 |
|
SU1810657A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВАРИАТОР | 2004 |
|
RU2281424C1 |
Использование: для соединения и рассоединения вертикально и наклонно расположенных валов. Сущность изобретения: муфта состоит из ведущей 1, ведомой 8 полумуфт и шариков 4. На наружной поверхности 2 полумуфты 1 выполнены спиралеобразные равноудаленные друг от друга пазы 3. На внутренней поверхности полумуфты 8 выполнен кольцевой паз 9, сопряженный с пазом 10, Кривизна пазов 3 и 10 одинакова и выполнены пазы 3 и 10 зеркально относительно друг друга. Шарики 4 размещены в. пазах полумуфт. При вращении ведущей полумуфты 1 в одну сторону шарики 4 перекаты в31Отся Нб кЪл цёвбму пйзу 9, Муфта не передает вращение. При вращении в обратную сторону полум уфты1 шарики 4 под действием своего весаis вкатывайте я в пазы 10 и, взаимодействуя со стенками пазов 3 и 10, приводят во вращение ведoMyio полумуфту 8. 5 ил.. ......
Фиг. 5
Обгонная муфта | 1989 |
|
SU1691624A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-01-30—Публикация
1990-03-30—Подача