фиг Z
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства для автоматического соединения и рассоединения вертикально расположенных валов.
Цель изобретения - повышение надеж ности работы муфты при вертикальном расположении валов.
На фиг. 1 показана обгонная муфта, общий вид; на фиг. 2 - горец ведомой полумуфты с наложенным на него пазом ведущей полумуфты при холостом режиме; на фиг. 3 - взаиморасположение пазов полумуфт в момент начала соединения валов, в промежуточном положении и в момент полного соединения валов; на фиг. 4 - взаиморасположение пазов при частичном выходе шарика за пределы центрального отверстия.
Обгонная муфта состоит из ведущей полумуфты 1, на торце которой имеется спира леобразный паз 2, выполненный со смещением 3 от геометрической оси муфты в направлении периферии и имеющий наружную 4 и внутреннюю 5 криволинейные поверхности, ведомой полумуфты 6, на торце которой выполнено центральное глухое отверстие 7, по касательной к которому выполнен паз 8 с противоположной пазу ведущей полумуфты кривизной и имеющий также наружную 9 и внутреннюю 10 поверхности.
В пазу ведущей полумуфпи помещается шарик 11. Ведущая и ведомая полумуфты устанавливаются в обойме 12. Величина 13 перекрытия участка паза 2 и центральною отверстия 7 равна диаметру шарика 11
Обгонная муфта работает следующим образом.
При вращении ведущей полумуфты 1 по часовой стрелке (фиг. 2) шарик 11 скользит по поверхности центрального глухого отверстия 7 и ведомая пол муфта не вращао ся. муфта работает в холостом режиме. 11 находится внутри центрального отверстия 7 при любом положении паза 2 не.гущей полумуфты за исключением положения, показанного на фиг. 4, когда шарик частично выходит за пределы центрального отверстия, после чего внешней поверхностью 4 паза-2 он выталкивается снова вовнутрь центрального отверстия 7, при этом шарик 11 без ударов входит в контакт с внешней поверхностью 9 паза 8. так как поверхность 9 является касательной к центральному отверстию 7 и шарик перемещается в радиальном направлении незначительно (фиг. 4).
При вращении ведущей полумуфты 1 против часовой стрелки (фиг. 3) шарик 11 под действием центробежной силы, возникающей и при вертикальном расположении
валов, так как он предварительно смещен от центрального положения, выталкивается в паз 8 ведомой полумуфты. Как только шарик 11 войдет в начало этого паза, он потом внутренней поверхностью 5 паза 2 и
центробежной силой проталкивается по пазу 8 к его периферии. Дойдя до конца паза 8, шарик 11 давит на полумуфту 6, которая начинает вращаться, передавая крутящий момент. Муфта будет работать в рабочем режиме. При изменении направления
вращения внешние поверхности 4 и 9 пазов 2 и 8 выталкивают шарик 11 в центральное отверстие 7 и муфта снова переходит в холостой режим работы.
о Таким образом обгонная муфта позволяет обеспечить передачу движения между вертикально расположенными валами, повышением надежности включения муфты за счет предварительного смещения шарика от цен- ; трального положения, что позволяет получить достаточную центробежную силу и при относительно небольшой частоте вращения ведущей полумуфты. Кроме того, из-за уменьшения длины паза ведущей полумуфты стоимость ее изготовления меньше, чем полур муфты-прототипа.
Перекрытие отверстия участком паза на длине, равной диаметру шарика, позволяет прижать шарик к его поверхности и тем самим повысить надежность муфты.
к,Формула изобретения
Обгонная муфта, содержащая ведомую полумуфту с выполненным ка ее торце глухим центральным отверстием и сопряженным с ним спиралеобразным пазом, ведущую полумуфту со спиралеобразным пазом противо- полол ч-го направления, расположенным на обраиц ч ном к ведомой turn муфте торце, шарик, размещенный в совмещенных пазах, и обойму, охватывающую концы полумуфт, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы при вертикальном положении соединяемых валов, близлежащая к оси муфты торцовая поверхность паза ведущей полумуфты расположена со смещением от указанной геометрической оси муфты в
0 направлении периферии, при этом величина перекрытия паза и центрального отверстия равна диаметру шарика.
0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обгонная муфта | 1990 |
|
SU1802242A1 |
Обгонная муфта | 1988 |
|
SU1590747A1 |
Обгонная муфта | 1990 |
|
SU1791642A1 |
Обгонная муфта | 1989 |
|
SU1691624A1 |
Обгонная муфта | 1987 |
|
SU1423839A1 |
Обгонная муфта | 1987 |
|
SU1423838A1 |
Обгонная муфта | 1989 |
|
SU1756684A1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2029148C1 |
ХРАПОВАЯ ВЕЛОСИПЕДНАЯ МУФТА С АМОРТИЗАЦИЕЙ УДАРОВ ВРАЩАТЕЛЬНОГО МОМЕНТА | 2010 |
|
RU2431066C1 |
КОНУСНАЯ ИНЕРЦИОННАЯ ДРОБИЛКА С МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ ПРИВОДОМ | 2015 |
|
RU2587704C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и рассоединения вертикально расположенных валов Целью изобретения является повышение надежности работы муфты при вертикальном расположении валов Муфта содержит полу муфту (П) со спиралеобразным пазом 2 на торце, ведомую П с глухим центральным отверстием 7 и пазом 8, выпотненным по ка сательной к отверстию 7 и противоположно направленным относительно паза 2 и шарик (Ш) 11, размещенный между П в пазах 2 и 8 Паз 2 выполнен со смещением относительно геометрической оси муфты в направлении периферии и величина перекрытия паза 2 и отверстия 7 равна диаметру Ш 11 При вращении ведущей П против часовой стрелки Ш II, смещенный от геометрической оси П, под действием центробежкой силы перемещается в паз 8 и далее поверхнос тями 5 и 9 пазов 2 и 8 соответственно выталкивается на периферию Муфта находится в рабочем положении При изменении направления вращения Ш II поверхностями 4 и 10 пазов 2 и 8 соответственно выталкивается в первоначальное положение Ш 11 скользит по поверхности отверстия 7 работает в режиме холостого хода 4 ил ю Ш
угпсЬ
Ј291691
фигЛ
Обгонная муфта | 1988 |
|
SU1590747A1 |
Авторы
Даты
1991-11-15—Публикация
1989-06-16—Подача