ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Советский патент 1995 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение SU1792123A1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам высокоскоростных роторов газотурбинных двигателей (ГТД).

Известен узел подшипника ГТД, содержащий корпус с установленной в нем наружной обоймой подшипника, к которой подводится жидкая смазка под давлением, причем между наружной обоймой и корпусом имеются осевые и торцевые зазоры, в которых организована масляная пленка.

Недостатком известной конструкции является недостаточная смазка зоны контакта торцевой поверхности наружной обоймы подшипника с опорной деталью при больших осевых усилиях, воспринимаемых подшипником, прижимающих контактирующие детали и практически выдавливающих масляную пленку. Это при работе на высоких скоростях вращения и вибрации вызывает множественные удары обоймой подшипника по торцевой поверхности опорной пластины с последующими эрозией металла опорной поверхности и разрушением детали.

Известно выбранное за прототип опорное устройство с подшипником для высоких скоростей вращения, содержащее внутреннюю вращающуюся и наружную неподвижную обоймы и пропитанные смазкой пористые кольца, заключенные между кольцевыми пластинками и крышками, контактирующие с торцевыми поверхностями наружной обоймы подшипника.

Недостатком прототипа является недолговечность, т. к. торцевая зона контакта подшипника с корпусной деталью не смазывается, а действие значительных осевых нагрузок и вибрации при высоких скоростях вращения ротора вызывает разрушение торцевых опорных поверхностей.

Целью изобретения является увеличение ресурса.

На фиг. 1 изображен разрез опорного устройства; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.

Опорное устройство ГТД содержит корпус 1 с полостью 2, в которой размещены подшипник качения 3 и опорные кольца 4 и 5, контактирующие боковыми поверхностями 6 и 7 с торцами 8 и 9 наружного кольца 10 подшипника 3, и канал подвода смазки 11. На контактирующих с наружным кольцом 10 подшипника 3 поверхностях 6 и 7 опорных колец 4 и 5 выполнены кольцевые и радиальные канавки 12 и 13, соединенные с каналом подвода смазки 11 и сообщенные с полостью 2.

При работе масло под давлением поступает по каналу 11 к торцевым поверхностям кольца 10 по кольцевым и радиальным канавкам 12 и 13.

Таким образом создается циркуляция масла вдоль торцевых поверхностей 6 и 7, которая в условиях высоких вибрационных нагрузок упругой подшипниковой опоры высокоскоростного ГТД и интенсивного относительного движения контактирующих торцевых поверхностей 6 и 7 с выделением тепловой энергии позволяет улучшить смазку этих поверхностей и отвести тепло из зоны контакта.

Похожие патенты SU1792123A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Назаренко Юрий Борисович
  • Никитин Александр Сергеевич
  • Добриневский Анатолий Антонович
  • Шмунк Андрей Александрович
RU2613964C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2572444C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2583206C1
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Имаев Тахир Фатехович
  • Родин Евгений Валерьевич
RU2293193C1
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2006
RU2313703C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Бояров Константин Владиславович
RU2579646C1
Осевой приводной центробежный суфлер 2015
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2614469C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1
ПРИВОДНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СУФЛЁР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Голубов Александр Николаевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
  • Вознесенский Виктор Александрович
RU2623672C2
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИВОД С ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2023
  • Хасанов Рафис Зафарович
  • Тайсин Александр Сергеевич
RU2812551C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 792 123 A1

Реферат патента 1995 года ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение позволяет увеличить ресурс благодаря тому, что на контактирующих с наружным кольцом 10 подшипника 3 поверхностях 6 и 7 опорных колец 4 и 5 выполнены кольцевые и радиальные канавки 12 и 13, соединенные с каналом подвода смазки 11 и сообщенные с полостью 2. циркулирующее по канавкам 12 и 13 масло улучшает смазку и отвод тепла из зоны контакта опорных колец 4 и 5 с наружным кольцом 10. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 792 123 A1

ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее корпус с полостью, в которой размещены подшипник качения и опорные кольца, контактирующие боковыми поверхностями с торцами наружного кольца подшипника, и канал подвода смазки, отличающееся тем, что, с целью увеличения ресурса, на контактирующих с наружным кольцом подшипника поверхностях опорных колец выполнены кольцевые и радиальные канавки, соединенные с каналом подвода смазки и сообщенные с полостью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1792123A1

Подшипник для высоких скоростей вращения 1979
  • Рутгерус Симон Хэмскерк
SU969178A3
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 792 123 A1

Авторы

Устюгов В.И.

Даты

1995-05-20Публикация

1990-04-10Подача