Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам высокоскоростных роторов газотурбинных двигателей (ГТД).
Известен узел подшипника ГТД, содержащий корпус с установленной в нем наружной обоймой подшипника, к которой подводится жидкая смазка под давлением, причем между наружной обоймой и корпусом имеются осевые и торцевые зазоры, в которых организована масляная пленка.
Недостатком известной конструкции является недостаточная смазка зоны контакта торцевой поверхности наружной обоймы подшипника с опорной деталью при больших осевых усилиях, воспринимаемых подшипником, прижимающих контактирующие детали и практически выдавливающих масляную пленку. Это при работе на высоких скоростях вращения и вибрации вызывает множественные удары обоймой подшипника по торцевой поверхности опорной пластины с последующими эрозией металла опорной поверхности и разрушением детали.
Известно выбранное за прототип опорное устройство с подшипником для высоких скоростей вращения, содержащее внутреннюю вращающуюся и наружную неподвижную обоймы и пропитанные смазкой пористые кольца, заключенные между кольцевыми пластинками и крышками, контактирующие с торцевыми поверхностями наружной обоймы подшипника.
Недостатком прототипа является недолговечность, т. к. торцевая зона контакта подшипника с корпусной деталью не смазывается, а действие значительных осевых нагрузок и вибрации при высоких скоростях вращения ротора вызывает разрушение торцевых опорных поверхностей.
Целью изобретения является увеличение ресурса.
На фиг. 1 изображен разрез опорного устройства; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.
Опорное устройство ГТД содержит корпус 1 с полостью 2, в которой размещены подшипник качения 3 и опорные кольца 4 и 5, контактирующие боковыми поверхностями 6 и 7 с торцами 8 и 9 наружного кольца 10 подшипника 3, и канал подвода смазки 11. На контактирующих с наружным кольцом 10 подшипника 3 поверхностях 6 и 7 опорных колец 4 и 5 выполнены кольцевые и радиальные канавки 12 и 13, соединенные с каналом подвода смазки 11 и сообщенные с полостью 2.
При работе масло под давлением поступает по каналу 11 к торцевым поверхностям кольца 10 по кольцевым и радиальным канавкам 12 и 13.
Таким образом создается циркуляция масла вдоль торцевых поверхностей 6 и 7, которая в условиях высоких вибрационных нагрузок упругой подшипниковой опоры высокоскоростного ГТД и интенсивного относительного движения контактирующих торцевых поверхностей 6 и 7 с выделением тепловой энергии позволяет улучшить смазку этих поверхностей и отвести тепло из зоны контакта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2613964C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2293193C1 |
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 2006 |
|
RU2313703C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2579646C1 |
Осевой приводной центробежный суфлер | 2015 |
|
RU2614469C1 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора | 2016 |
|
RU2614020C1 |
ПРИВОДНОЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ СУФЛЁР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2623672C2 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИВОД С ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2812551C1 |
Изобретение позволяет увеличить ресурс благодаря тому, что на контактирующих с наружным кольцом 10 подшипника 3 поверхностях 6 и 7 опорных колец 4 и 5 выполнены кольцевые и радиальные канавки 12 и 13, соединенные с каналом подвода смазки 11 и сообщенные с полостью 2. циркулирующее по канавкам 12 и 13 масло улучшает смазку и отвод тепла из зоны контакта опорных колец 4 и 5 с наружным кольцом 10. 2 ил.
ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее корпус с полостью, в которой размещены подшипник качения и опорные кольца, контактирующие боковыми поверхностями с торцами наружного кольца подшипника, и канал подвода смазки, отличающееся тем, что, с целью увеличения ресурса, на контактирующих с наружным кольцом подшипника поверхностях опорных колец выполнены кольцевые и радиальные канавки, соединенные с каналом подвода смазки и сообщенные с полостью.
Подшипник для высоких скоростей вращения | 1979 |
|
SU969178A3 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1995-05-20—Публикация
1990-04-10—Подача