Изобретение относится к области эксплуатации транспортных средств, например, автомобилей, и может быть использовано для улучшения работы двигателя внутреннего сгорания, а именно повышения его экономичности на различных эксплуатационных режимах при обеспечении сокращения выброса вредных веществ в атмосферу.
Известны способ и устройство регулирования состава топливовоздушной смеси (ТВ С) путем подачи высокоскоростного потока воздуха в зависимости от нагрузки двигателя; система регулирования соотношения воздух-топливо в двигатель внутреннего сгорания, в которой предусмотрено регулирование с обратной связью при помощи датчика состава отработавших газов.
Недостатком известных способов и устройств является высокая сложность их осуществления при использовании на отечественном транспорте.
. В качестве прототипа |ыбраны способ и устройство для подачи воздуха или другой газообразной среды в топливно-воздушную смесь, создаваемую в карбюраторе двигателя внутреннего сгорания. Количество дополнительной газовой среды, подаваемой в ТВС с целью повышения испаряемости топлива и однородности смеси, регулируется игольчатым клапаном, управляемым вручную или сопряженным с дросселем карбюратора. Устройство подачи газообразной среды выполнено в виде горловины с расположенными по периметру соплами, соединенными с воздушным каналом.
Недостатком прототипа является то, что испаряемость и однородность ТВС впрямую связаны с количеством распыляемой через.сопла газообразной среды, например, воздуха, что, в свою очередь, приводит к обеднению смеси или нерациональному расходу газообразной среды и снижает экономичность работы на всех режимах.
Цель изобретения - повышение экономичности и уменьшение токсичности.
Для достижения поставленной цели в известном способе, заключающемся в том, что перпендикулярно потоку топливно-воз- душной смеси (ТВС) подают под давлением газообразную среду, при работе двигателя в режиме холостого хода или при нагрузках на двигатель до 50% тягового усилия (от номинального) в ТВС дополнительно вводят воздух из атмосферы, причем наибольшая экономичность работы достигается при отношении объема воздуха кобьемуТВС, равном 1:375-400. При нагрузках на двигатель свыше 50% тягового усилия в ТВС дополнительно вводят отработавшие газы для измельчения топлива и улучшения испаряемости
смеси за счет ее подогрева. Процесс измельчения топлива и испаряемости ТВС наиболее эффективен при отношении обьема отработавших газов к обьему ТВС, равном
1:375-400.
Для осуществления данного способа в известном устройстве, содержащем установленную между карбюратором и впускным коллектором двигателя систему
0 принудительной подачи дополнительной газообразной среды, последняя выполнена в виде смесителя-турбулизатора, соединенного посредством трубопровода и системы управления с атмосферой - для подачи к
5 ТВС дополнительного воздуха и выпускным коллектором двигателя - для подачи отработавшего газа к ТВС, Смеситель-турбулиза- тор представляет собой корпус с цилиндрическими камерами, в которых вы0 полнены радиальные отверстия, оси которых перпендикулярны осям камер. Через . отверстия перпендикулярно потоку ТВС осуществляется принудительная подача воздуха из атмосферы или отработавшего
5 газа из выпускного коллектора двигателя в зависимости от режима работы транспортного средства.. .
На фиг. 1 представлено устройство для осуществления предлагаемого способа, об0 щий вид; на фиг. 2 - вид по стрелке В на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез, Б-Б на фиг, 2; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 2.
Устройство содержит смеситель-турбу- лизатор 1, установленный между карбюра5 тором и впускным коллектором двигателя внутреннего сгорания и соединенный посредством трубопровода 2 с устройством управления 3 золотникового типа, связанным с тягой 4 управления. Устройство 3 ул0 равления имеет два отверстия, одно из которых 5 связано с атмосферой, а другое отверстие 6 через трубопровод 7 связано с выпускным коллектором двигателя. Смеси- тель-турбулизатор 1 выполнен в виде уста5 новленных внутри корпуса цилиндрических камер 8 с радиальными отверстиями 9, оси которых перпендикулярны осям камер.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.
0 При работе двигателя в режиме холостого хода или при нагрузках до 50% тягового усилия рычаг на приборной панели устанавливают в положение Холостой ход. В результате перемещения тяги 4 и золотни5 ка механизма управления 3 происходит открытие отверстия 5. За счет разрежения в камерах 8 смесителя-турбулизатора 1 воз дух из атмосферы по трубопроводу 2 через радиальные отверстия 9 поступает в камеры перпендикулярно потоку ТВС. Происходит
дробление капель топлива на более мелкие, повышается степень перемешивания сме- ри, что улучшает процесс ее горения. Макмальная экономичность работы игателя на указанных режимах достигает- при отношении объема дополнительного здуха к объему ТВС, равном 1:375-400.
При нагрузках на двигатель свыше 50% ового усилия рычаг на приборной панели танавливают в положение Нагрузка. В зультате перемещения тяги 4 и золотника тройства управления 3 происходит откры- е отверстия 6, За счет разрежения в каме- х 8 смесителя-турбулизатора 1 идавления выпускном коллекторе отработавший газ выпускного коллектора по трубопрово- м 7, 2 через радиальные отверстия 9 по- упает в камеры 8 перпендикулярно потоку С. Происходит измельчение капель топ- ва и в результате подогрева улучшается паряемость ТВС. Максимальная эконо- чность работы двигателя на указанных жимах достигается при отношении объе- отработавшего газа к объему ТВС, рав- м 1:375-400.
Режим Запуск двигателя осуществля- ся при перекрытии устройством упрбщле- я 3 дополнительной подачи воздуха или работавшего газа (стандартный режим 5оты двигателя).
Формула изобретения 1. Способ приготовления топливовоз- шной смеси для двигателя внутреннего орания, заключающийся в принудитель- и подаче дополнительного газа перпендикулярно потоку топливо-воздушной смеси, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и уменьшения токсичности, в режиме холостого хода и при нагрузке на двигатель до 50% тягового усилия, в топливовоздушную смесь дополнительно подают воздух при отношении объема дополнительного воздуха к объему топливовоздушной смеси, равном 1:375:400, а при нагрузках на двигатель свыше 50% тягового усилия, топливовоздушную смесь турбулизируют и подогревают путем подачи из выпускного коллектора отработавших газов при отношении объема отработавших,-газов к объему топливовоздушной смеси, равном 1:375-400.
2. Устройство для приготовления топливовоздушной смеси для двигателя внутреннего сгорания, содержащее установленную между карбюратором и впускным коллектором двигателя систему принудительной подачи дополнительного газа с подводящим каналом, выполненную в виде смесителя- турбулизатора, содержащего корпус с установленными внутри него цилиндрическими камерами с радиальными отверстиями, оси которых перпендикулярны осям камер, о т- л и ч а ю щ е е с я тем, что оно содержит золотник с центральным каналом и двумя отверстиями, одно из которых сообщено с атмосферой, а другое - при помощи трубопровода с выпускным коллектором двигателя, причем подводящий канал системы принудительной подачи дополнительного газа сообщен с центральным каналом золотника.
Фиг.З
Авторы
Даты
1993-01-30—Публикация
1990-11-14—Подача