1зобретение относится к машиностроению, энергетике, транспорту и может быть использовано для накопления и выдачи энергии.
рзвёстен обод супермаховика, навитый из ленты постоянного сечения (например, стальная), чередующаяся с лентой переменного сечения (например, свинцовая), причем толщина последней увеличивается по направлению к центру.
Недостатком известного устройства является низкая надежность из-за необходимости применения склейки или натяга для фиксации витков друг с другом, а также из- за неравномерности намотки ленты переменного сечения, когда намотка ведется попеременно двумя типами лент, что может привести к несимметричной концентрации масс относительно диаметральной плоскости супермаховика и вызвать дисбаланс при его вращении.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является обод маховика, содержащий сплошное кольцо из композиционного материала (волокна, полимерного связующего, мелкодисперсного балласта), у которого плотность снижается в радиальном направлении от внутреннего радиуса к наружному за счет включения в связующий полимерный материал мелкодисперсного балласта, т.е. добавок материала с высокой плотностью (свинец или железо в виде порошка). Доля волокна в материале обода возрастает от внутреннего радиуса к наружному, таким образом обеспечивая увеличение окружного модуля упругости композиционного материала. Следовательно, в известном устройстве плотность композита уменьшается из-за переменного содержания мелкодисперсного балласта, а окружной модуль увеличивается путем изменения доли волокна к периферии. Недостатком известного обода является низкая надежность из-за необходимости применения трех видов материала (волокна, связующего, балласта), а также из-за ослаб(Л
XI
ю со
«-А
ю
ения прочности обода вследствие наличия елкодисперсного балласта (концентратоа напряжений). Балласт ведет к созданию в ободе дополнительных напряжений, сниающих допускаемую скорость вращения. . Цель изобретения - повышение надежности обода маховика за счет обеспечения овместности радиальных перемещений лоев обода при работе маховика,
Указз нная цель достигается тем, что в ободе маховика из металлической арматуры проволоки или ленты) в виде слоев непрерывной окружности намотки, скрепленных металлической матрицей, у которой отношение плотности к модулю упругости отлично от арматуры, объемное содержание арматуры непрерывно изменяется.по радиусу обода так, чтобы отношение плотности получаемого композиционного материала к его окружному модулю упругости уменьшалось пропорционально увеличению куба радиуса. Различная податливость (отношение плотности к модулю упругости) материалов арматуры и матрицы, а также непрерывное изменение объемного содержания арматуры позволяет получить обод, у которого податливость получаемого композиционного материала уменьшается к периферии обода пропорционально кубу радиуса.
Обод маховика, можно представить состоящим из набора тонких колец (слоев), скрепленных между собой. Радиальное перемещение Urтонкого кольца определяется по формуле
Ur p«2r3/E, где р- плотность кольца; Е - модуль упругости кольца; ( угловая скорость вращения; г-радиус кольца.
(См. Справочник машиностроителя. Т.З / Под ред. С.В.Серенсена. - М,: 1963, с.224):
Окружной модуль упругости композиционного материала Ек равен
EK EfVf+(1-Vi)Em, /2/
где Ef - модуль упругости арматуры ;
Ет - модуль упругости матрицы;
Vf - объемное содержание арматуры
(Композиционные материалы: Справрч- ник / Под ред. Д.М.Карпиноса. - Киев: Нау- кова думка, 1985, с.47)
Аналогично плотность композиционного материала р к равна. . :
pK pfVf+pnn(l-Vf), /3/
где р f и /От - плотность арматуры и матрицы соответственно.
Тогда радиальное перемещение любого
кольца равно
Уг рк« 2г3/Ек
/4/
гдер к и ЕК зависят от объемного содержания арматуры кольца и изменяются по радиусу обода.
Вводя обозначения
10
К1 Ј.. ь,К1 , К2
f/5/;
А(г)
Vf(r)+(1 Vf(r)+(T
-Vf( WWz
имеем
20
U(r)
a /6/
5
0
5
0
5
0
5
радиальные расслоению
Переменная податливость обода A(r)pf/Ef позволяет повысить надежность в работе обода маховика за счет обеспечения совместности радиальных перемещений слоев обода.
Если податливость материала арматуры и матрицы равны т.е. , то в этом случае величина А(г) постоянна и равна единице. Тогда податливость композиционного материала не зависит от объемного содержания арматуры, постоянная по толщине обода и paBHapf/Ef pm/Em. Следовательно, применять материалы с одинаковой податливостью арматуры и матрицы нельзя, так как в этом.случае слои (по формуле /4/) стремятся иметь разные перемещения, возникают значительные растягивающие напряжения, что приводит к обода.
Сравнительный анализ с прототипом показывает, что заявленный обод маховика отличается тем, что отсутствует мелкодисперсный балласт и объемное содержание арматуры непрерывно изменяется по радиусу обода (одновременное изменение плот- ноетй и окружности модуля упругости композиционного материала) так, чтобы отношение плотности получаемого композиционного материала к его окружному модулю упругости уменьшалось-пропорцио- нально увеличению куба радиуса, при этом отнбшение плотности к модулю упругости для материала арматуры отлично от этого отношения для матрицы. В этом заключается новизна. Использование указанных признаков приводит к появлению нового свойства - обеспечению совместности радиальных перемещений слоев обода и, еледовательно. к повышению надежности маховика.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод о соответствии критерию существенные отличия.
ia чертеже представлен обод маховика, |
редлагаемый обод маховика 1 содержит металлическую арматуру 2, скрепленную металлической матрицей 3, объемное содержание арматуры непрерывно изменяется по радиусу обода 1. При этом материалы арматуры и матрицы имеют различную податливость.
бод маховика работает следующим образом.
ри вращении под действием центро- бежнУх сил слои обода 1 стремятся к расслоению, поскольку радиальные перемещения слоев пропорциональны кубу радикса (Ur /Okfo 2r3/Eic). Однако различное объемное содержание арматуры 2 в матрице 3 обеспечивает изменение податливости композита/9k/E« пропорционально кубу радиуса что обеспечивает совместность ради- альних перемещений слоев обода и снижение радиальных напряжении практически до нуля.
Для разгона и торможения обода маховика можно использовать известные устройства маховичной техники, например, при помощи податливой упругой прослойки (А.с. СССР № 582429), канатной подвески (Гулиа И.В. Инерция. М.; Наука, 1982,с.1Ю, рис.. 23) или с использованием линейного двигателя-генератора и магнитных опор (Там , рис.24).
Пример 1. Обод с наружным радиусом RH и внутренним радиусом ,5 м намотан из стальной проволоки. В качестве матрицы применен свинец. Объемное изменение объемного содержания арматуры Vf(r) по радиусу, .обеспечивающей нерасслоение обода при вращении. Модуль упругости и плотность арматуры: ,1 -1011 Па р, f 7800 атрицы: ,6-1010 Па/)
кг/м3; кг/м3.
Проверяем условие неравенства податливости (матрицы и арматуры
Рт Em
Ф О |
Обод ой намо
11300 .
ю
7,063-10
-7
1,6-10
мула изобретения маховика, образованный окруж- кой арматуры и матрицы с возрастанием соличества последней к периферии обода, отличающийся тем, что, с целью повышен 1Я надежности, соотношение коЈL 3.714-10- Ef 2,1-Ю11
5Для любого текущего радиуса гт должно выполняться условие
U . 1®Используя соотношение /6/. имеем
R3ft; Vf(H.)+n-Vf(RH))KT н (Vf(RO+(1-Vf(RH))K2
гЪ2 WT)+(1-Vf(rT))Ki Vf(rT)+(1-Vf(rr))K2
Проводя преобразования и используя обозначения /5/, получим
Vf(r)К1-А(Рн)(Нь/гт)3 А(Ин)()3(1 -К2)-0 -К1)
Верхним предельным значением объемного содержания арматуры является , нижним . Например, использование матрицы с большей податливостью, чем у арматуры, соответствует следующему случаю, На наружном радиусе - арматура (проволочный бандаж). На внутренней поверхности - однородный материал с податливостью, равной податливости матрицы,
Последний виток арматуры может закрепляться, например, с помощью сварки или пайки. Другими известными способами закрепления последнего витка могут быть закрепление под внутреннюю поверхность
предыдущего витка. Отметим, что проблемы закрепления последнего витка не возникает в случае, когда объемное содержание арматуры на наружной поверхности равно нулю.
Использование предлагаемого изобретения повышать надежность обода махови- ка из-за отсутствия расслоения обода при вращении, позволяет изготовлять ободы маховиков с большей плотностью энергии за
счет повышения допускаемой скорости вращения обода.
личестаа, арматуры и матрицы выбрано из условия уменьшения отношения плотности обода к его окружному модулю упругости пропорционально увеличению куба радиуса обода маховика.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗРЫВОБЕЗОПАСНЫЙ ВОЛОКОННЫЙ СУПЕРМАХОВИК | 2015 |
|
RU2599105C1 |
Супермаховик | 1986 |
|
SU1379521A1 |
КОМПОЗИТНЫЙ МАХОВИК С МАГНИТНОЙ ПОДВЕСКОЙ | 2022 |
|
RU2803415C1 |
Супермаховик | 1980 |
|
SU887832A2 |
РЕФЛЕКТОР | 1988 |
|
SU1840601A1 |
Маховик из композиционного материала и способ изготовления маховика из композиционного материала | 2018 |
|
RU2683356C1 |
Способ повышения удельной энергоемкости механического накопителя энергии и устройство для его осуществления | 2015 |
|
RU2612453C2 |
ЛЕНТОЧНЫЙ СУПЕРМАХОВИК | 2019 |
|
RU2744921C2 |
Супермаховик | 1978 |
|
SU750179A1 |
Маховик | 1980 |
|
SU916814A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для аккумулирования и повторной отдачи энергии. Цель изобретения - повышение надежности обода маховика. Обод 1 выполнен намоткой из арматуры 2, скрепленной матрицей 3, с различным отношением плотности обода к модулю упругости, при этом обьемное содержание арматуры непрерывно меняется по толщине обода 1. Тем самым обеспечивается совместность перемещений слоев при работе. 1 ил.
УСТРОЙСТВО для ОДНОВРЕМЕННОГО НАПОЛНЕНИЯ | 0 |
|
SU311447A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США Г 4285251, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1989-06-19—Подача