Изобретение относится к машиностроению, в частности к авиастроению, нефтяной, газовой промышленности и другим типам промышленности, где используются подвески или подъемные механизмы или где пара элементов соединена между собой осью вращения и может разъединяться перпендикулярно оси только тогда, когда один элемент поворачивается относительно другого на заданный угол.
Известно безопасное соединение, содержащее два элемента, один из которых оканчивается сегментной частью с отверстием и вырезом. Этот вырез изготовлен так, что проходит срезанные лыски оси, закрепленной в другом элементе, позволяя элементам соединения вращаться друг относительно друга на заданный угол (см. патент США № 3.462.179 кл. 287-100; F 16, 1/00; 1969 - прототип).
Известное безопасное соединение вследствие малых размеров контактных поверхностей оси имеет большое контактное напряжение и износ.
Целью изобретения является повышение надежности.
Для достижения этой цели и обеспечения вращения сочлененных звеньев в замковом осевом соединении элементов, один из которых съемный, на одном элементе выполнена проушина с соосными цилиндрическими отверстиями и заходными пазами, на другом - соосные цилиндрические выступы, последние расположены в указанных отверстиях, цилиндрические отверстия проушины выполнены глухими, заходные пазы выполнены с поверхностями, образованными двумя дугами одного радиуса, большими 180°, пересекающимися в двух точках и образующими центральный угол а 180 , а цилиндрические выступы выполнены в виде двух пересекающихся дуг одного радиуса, обращенных выпуклостью в одну сторону, причем одна из дуг равна 180° + а , где а- центральный угол паза.
Вогнутая цилиндрическая поверхность выступа служит для посадки ушка в паз, а выпуклая поверхность, образованная дугой.
ел
С
ю
4 1ЧЭ
СО
ы
равной 180°+ а служит для обеспечения свободного относительного вращения сочлененных звеньев, шэрнирно соединенных между собой. s
Сопоставимый анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что заяв- ляемое замковое соединение отличается тем, что цилиндрические отверстия проушины выполнены глухими, заходные пазы выполнены с поверхностями, образованными двумя дугами одного радиуса, большими 180°, пересекающимися в двух точках и образующими центральный угол а 180°, a цилиндрические выступы выполнены в виде двух пересекающихся дуг относительно радиуса, обращенных выпуклостью в одну сторону, причем одна из дуг равна 180° + а , где а - центральный угол паза. Таким образом, заявляемое решение соответствует критерию новизна.
Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию существенные отличия, дающие новый положительный эффект.
Такое выполнение обеспечивает контактирование в зацеплении половин круговых цилиндрических площадок выступа ушка и отверстия проушины, уменьшает контактное напряжение и износ, повышает надежность замкового осевого соединения деталей, позволяет элементам соединения вращаться относительно друг друга на заданный угол, легко соединяться и разъединяться перпендикулярно оси вращения.
Такое соединение можно использовать в нефтяной, газовой промышленности, в машиностроении, авиастроении (вертолетост- роении) и других областях.
На фиг.1 и 2 изображен общий вид замкового осевого соединения деталей.
Замковое осевое соединение деталей содержит элементы 1 и 2, один из которых съемный. На элементе 1 выполнена проушина 3 с соосными глухими цилиндрическими отверстиями 4 и заходными пазами 5, выполненными с поверхностями, образованными двумя дугами 6 и 7 одного радиуса, большими 180°, пересекающимися в двух
точках 8 и 9, образующими центральный угол паза а 180°. На элементе 2 выполнены соосные цилиндрические выступы 10 в виде двух пересекающихся дуг 11 и 12 одного радиуса, соизмеримого с радиусом R,
обращенных выпуклостью в одну сторону, причем дуга 12 равна 180°+ а , где а- центральный угол паза 5, выступы 10 расположены в глухих цилиндрических отверстиях 4.
Замковое осевое сочленение деталей 1 и 2 производится совмещением части выпуклой поверхности выступа 10, ограниченной центральным углом а от грани выступа с заходиым пазом 5 до совмещения осей глухих отверстий 4 элемента 1 и выступа 10 элемента 2. При этом грань выступа 10 скользит по поверхности отверстия 4 и про- исходит заход соосных цилиндрических вы- ступов 10 элемента 2 в глухие отверстия 4 проушины 3 при одном направлении ушка и проушины. Демонтаж деталей производится в обратном направлении.
Сущность изобретения: в замковом осевом соединении деталей цилиндрические -отверстия проушины выполнены с направляющей в виде двух дуг окружности больше 180°. пересекающихся:, в двух точках С: одним радиусом с образованием паза с центральным углом а 180°. Цилиндрический выступ ушка выполнен с направляющей в виде двух пересекающихся дуг одного радиуса, обращенных выпуклостью в одну сторону, одна из которых равна 180°+ а. 2 ил.
Формула изобретения
Замковое осевое соединение деталей, содержащее два соединяемых элемента, один из которых съемный, на одном элементе выполнена проушина с соосными цилиндрическими отверстиями и заходными пазами, на другом - соосные цилиндрические выступы, последние расположены в указанных отверстиях, отличающееся тем, что, с целью повышения надёжности, цилиндрические отверстия проушины вы-
полнены глухими, заходные пазы выполнены с поверхностями, образованными двумя дугами одного радиуса, большими 180°, пересекающимися в двух точках и образующи- ми центральный угол а 180°, а цилиндрические выступы выполнены в виде двух пересекающихся дуг одного радиуса, обращенных выпуклостью в одну сторону, причем одна из дуг равна 180° + а , где а - центральный угол паза.
Патент США № 3462179, кл | |||
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЛЯ ОДНООБРАЗНОЙ РАСКРОЙКИ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ | 1919 |
|
SU287A1 |
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1991-03-19—Подача