Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов Советский патент 1993 года по МПК G01M3/20 

Описание патента на изобретение SU1795327A1

Изобретение касается контроля герметичности и может быть использовано при работах по испытанию элементов топливной системы на герметичность как отдельно взятых, так и в составе топливной системы в различных областях техники.

Известен способ контроля герметичности изделий с использованием радиоактивных индикаторов, состоящий в добавлении радиаоактивного индикатора (криптона-85) & топливо, заполнении топливной системы этим топливом, создании в составе рабочего давления, выдержке системы под давлением в течении определенного времени и проверке герметичности элементов системы с Помощью радиометрической аппаратуры.

Недостатком этого способа является то, что растворенный в топливе радиоактивный индикатор (газ) повышает радиоактивность топлива, так как приходится для лучшего „ перемешивания индикаторного газа использовать большую его концентрацию, что увеличивает радиационную опасность.

Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключающийся в том, что в. систему подают смесь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры.

Недостатком этого способа является то, что использование в известном решении топлива с высоким процентным содержанием радиоактивного газа повышает радиационную опасность и снижает надежность контроля герметичности изделия.

Целью изобретения является снижение радиационной опасности и повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключаю ч|

о

(Л (А) Ю XI

щийся в том, что в систему подают смесь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры, подачу смеси радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 осуществляют в топливо, после выдержки удаляют смесь из изделия вместе с топливом, а перед снятием показаний промывают внутреннюю полость системы чистым топливом;

Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов позволит повысить надежность путем обеспечения контроля протектированных элементов топливных баков системы за счет применения смеси радиоактивного индикаторного газа с азотом и последующей промывки перед проведением контроля герметичности внутренней полости системы чистым топливом.

Кроме того, снижается радиационная безопасность при проведении работ так как используется малая концентрация радиоактивного индикаторного газа в смеси с азотом,

На приведенном чертеже изображена принципиальная схема контроля герметичности протектированных элементов (специ- альных элементов герметизации) топливных баков топливной системы пред- ла гаемым способом.

Подвергаемая контролю топливная система включает в себя топливные баки 1 и 2 с протестированными элементами 3 и 4, трубопроводы 5 перелива топлива, трубопровод б дренажа топливных баков.

Длл контроля используется стенд контроля герметичности топливной системы изделия, состоящий из бака 7 для чистого топлива, бака 8 для смеси топлива с индикаторным радиоактивным газом и азотом, насоса 9 подачи топлива в проверяемую систему, смесителя 10 топлива с индикаторным радиоактивным газом и азотом, смесителя 11 азота с радиоактивным газом, баллона 12с азотом, капсулы 13 с радиоактивным газом. Все баки и смесители стенда соединены трубопроводами с запорными вентилями 14-19 и манометрами 20-26. С наружной стороны баков 1 и 2 расположены датчики 27 прибора 28,

Контроль герметичности элементов топливной . системы предлагаемым способом проводят следующим образом.

Заполняют чистым топливом бак 7. Открывают вентиль 19, в смеситель 11 подают радиоактивный газ. Открывают вентиль 18 и из баллона 12 в смеситель 11 подают азот,

проводят смешивание радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9. Включают насос 9, открывают вентиль 16 и подают чистое топливо в смеситель 10, открывают

вентиль 17 и в смеситель 10 добавляют радиоактивный газ (смесь радиоактивного газа с азотом). Заполняют топливные баки топливной системы топливом с радиоактивным газом. Создают в топливных баках 1 и

2 топливной системы рабочего давления испытания, выдерживают баки под давлением в течении определенного времени. После выдержки топливной системы под давлением сливают топливо в бак 8, открывая вен5 тиль 14. Прекращают подачу радиоактивного индикаторного газа в смег ситель 10, закрывая вентиль 17. Проводят промывку топливной системы (топливных баков 1 и 2 с элементами 3 и 4) чистым

0 топливом. Топливо сливают в бак 7 через открытый вентиль 15. Проводят полныйслив топлива из баков 1 и 2 топливной системы с помощью датчиков 27 прибора 28 (радиометрической аппаратуры) проводят провер5 ку герметичности элементов 3 и 4 баков 1 и 2 топливной системы.

Предложенным способом проводили контроль герметичности элементов герметизации баков топливной системы летатель0 ного аппарата.

Контроль герметичности проводили следующим образом.

В чистое топливо добавляли смесь радиоактивного газа криптона с азотом в со5 отношении 1 /9. Помеченное таким образом топливо подавали в баки топливной системы летательного аппарата, создавали в баках давление в 0,12 кгс/см2, выдерживали это давление в течении 1 часа, проводили

0 Слив помеченного топлива из баков топливной системы, подавали в баки чистое топливо и проводили промывку баков топливной системы в течении 30 минут, сливали чистое топливо из баков и проводилидатчиком ради-;

5 ометра БДРГ-63 контроль герметичности элементов герметизации баков топливной -системы летательных аппаратов.

Использование предложенного способа контроля герметичности при контроле

0 герметичности элементов герметизации баков топливной системы летательного аппарата позволило обнаружить дополнительно до 20 сквозных дефектов-трещин в элементах герметизации баков.

5 Таким образом, проведение контроля герметичности элементов герметизации баков топливной системы летательного аппарата показало, что предложенный способ снижает радиационную опасность и повышает надежность контроля.

Применение предложенного способа контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоэктив- Hbix индикаторов позволит качественно приводить контроль герметичности различных элементов герметизации баков топливных и других жидкостных систем. При этом контроль герметичности можно проводить с

использованием рабочей жидкости системы на любом стадии производства.

Внедрение предложенного способа контроля герметичности элементов топливной системы позволило выявить дополнительные дефекты в элементах системы и получить экономический эффект в 9-10 тысяч рублей в год на одном предприятии.

Похожие патенты SU1795327A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ТОПЛИВНОГО БАКА САМОЛЕТА 2016
  • Тимиркеев Ренад Гарифович
  • Миненков Анатолий Александрович
  • Павлов Анатолий Васильевич
  • Трушин Олег Игоревич
  • Франков Станислав Владимирович
RU2626976C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ТОПЛИВНОГО БАКА САМОЛЕТА 2016
  • Тимиркеев Ренад Гарифович
  • Миненков Анатолий Александрович
  • Павлов Анатолий Васильевич
  • Трушин Олег Игоревич
  • Франков Станислав Владимирович
RU2624618C1
СПОСОБ ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ИНДИКАТОРОВ 1999
  • Власов А.Н.
  • Долгих В.И.
  • Дроздов В.Д.
  • Маслов Б.В.
RU2148807C1
Способ контроля герметичности оболочек твэлов облученных тепловыделяющих сборок транспортных ядерных энергетических установок 2022
  • Кирюшкин Михаил Юрьевич
  • Щербаков Евгений Егорович
  • Епимахов Виталий Николаевич
  • Подшибякин Дмитрий Сергеевич
  • Горшков Аркадий Иванович
  • Саранча Олег Николаевич
  • Цапко Анастасия Александровна
RU2790147C1
Способ определения в изделиях входа течей,сквозные каналы которых заполнены рабочей жидкостью 1979
  • Титов Игорь Павлович
  • Корзина Антонина Алексеевна
  • Андреев Сергей Валентинович
  • Абрамов Виктор Иванович
  • Гусаров Игорь Иванович
  • Абрамов Евгений Михайлович
SU864034A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГАЗОПРОНИЦАЕМОСТИ ТОПЛИВНОГО СТОЛБА ТВЭЛА И МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРОБКИ, НЕ ПРОНИЦАЕМОЙ ДЛЯ ГАЗА 1994
  • Сухих А.В.
RU2072572C1
Система контроля протечек жидкости из бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива 2016
  • Исаев Сергей Иванович
  • Новиков Денис Сергеевич
RU2690524C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА 2009
  • Банин Виктор Никитович
  • Гореликов Владимир Иванович
RU2407907C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ МИНИМАЛЬНО ДЕТЕКТИРУЕМОЙ АКТИВНОСТИ ЖИДКОСТИ РАДИОМЕТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Шермаков Александр Евгеньевич
  • Родионов Константин Владимирович
RU2727072C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАМКНУТЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РЕЗЕРВУАРОВ 1994
  • Калмыков В.М.
  • Косинский В.В.
  • Неполюк А.А.
RU2092803C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 795 327 A1

Реферат патента 1993 года Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов

Изобретение относится к способам контроля на герметичность с помощью радиоактивных индикаторов, Целью изобретения является снижение радиационной опасности и повышение надежности. В проверяемую систему подают в топливо смесь радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 под давлением, после выдержки сливают топливо со смесью и промывают систему чистым топливом. Негерметичность обнаруживают по показаниям радиометрической аппаратуры.1 ил.

Формула изобретения SU 1 795 327 A1

Формула изобретения

Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключающийся в том, что в систему подают смфсь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры, о т л и- ч а ю щ и и с.я тем, что, с целью снижения радиационной опасности и повышения надежности, подачу смеси радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 осуществляют в топливо, после выдержки удаляют смесь из изделия вместе с топливом, а перед снятием показаний промывают внутреннюю полость системы чистым топливом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1795327A1

Сапожников В.М
Монтаж и испытания гидравлических и пневматических системы летательных аппаратов, М.: Машиностроение, 1979, С.223
Запунный А.И
и др
Контроль герметичности конструкций, Киев, Техника, 1976, С.132.

SU 1 795 327 A1

Авторы

Черноусов Валентин Николаевич

Павлов Анатолий Васильевич

Дроздов Владимир Дмитриевич

Власов Анатолий Николаевич

Черкасов Сергей Иванович

Даты

1993-02-15Публикация

1990-03-13Подача