Изобретение касается контроля герметичности и может быть использовано при работах по испытанию элементов топливной системы на герметичность как отдельно взятых, так и в составе топливной системы в различных областях техники.
Известен способ контроля герметичности изделий с использованием радиоактивных индикаторов, состоящий в добавлении радиаоактивного индикатора (криптона-85) & топливо, заполнении топливной системы этим топливом, создании в составе рабочего давления, выдержке системы под давлением в течении определенного времени и проверке герметичности элементов системы с Помощью радиометрической аппаратуры.
Недостатком этого способа является то, что растворенный в топливе радиоактивный индикатор (газ) повышает радиоактивность топлива, так как приходится для лучшего „ перемешивания индикаторного газа использовать большую его концентрацию, что увеличивает радиационную опасность.
Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключающийся в том, что в. систему подают смесь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры.
Недостатком этого способа является то, что использование в известном решении топлива с высоким процентным содержанием радиоактивного газа повышает радиационную опасность и снижает надежность контроля герметичности изделия.
Целью изобретения является снижение радиационной опасности и повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в способе контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключаю ч|
о
(Л (А) Ю XI
щийся в том, что в систему подают смесь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры, подачу смеси радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 осуществляют в топливо, после выдержки удаляют смесь из изделия вместе с топливом, а перед снятием показаний промывают внутреннюю полость системы чистым топливом;
Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов позволит повысить надежность путем обеспечения контроля протектированных элементов топливных баков системы за счет применения смеси радиоактивного индикаторного газа с азотом и последующей промывки перед проведением контроля герметичности внутренней полости системы чистым топливом.
Кроме того, снижается радиационная безопасность при проведении работ так как используется малая концентрация радиоактивного индикаторного газа в смеси с азотом,
На приведенном чертеже изображена принципиальная схема контроля герметичности протектированных элементов (специ- альных элементов герметизации) топливных баков топливной системы пред- ла гаемым способом.
Подвергаемая контролю топливная система включает в себя топливные баки 1 и 2 с протестированными элементами 3 и 4, трубопроводы 5 перелива топлива, трубопровод б дренажа топливных баков.
Длл контроля используется стенд контроля герметичности топливной системы изделия, состоящий из бака 7 для чистого топлива, бака 8 для смеси топлива с индикаторным радиоактивным газом и азотом, насоса 9 подачи топлива в проверяемую систему, смесителя 10 топлива с индикаторным радиоактивным газом и азотом, смесителя 11 азота с радиоактивным газом, баллона 12с азотом, капсулы 13 с радиоактивным газом. Все баки и смесители стенда соединены трубопроводами с запорными вентилями 14-19 и манометрами 20-26. С наружной стороны баков 1 и 2 расположены датчики 27 прибора 28,
Контроль герметичности элементов топливной . системы предлагаемым способом проводят следующим образом.
Заполняют чистым топливом бак 7. Открывают вентиль 19, в смеситель 11 подают радиоактивный газ. Открывают вентиль 18 и из баллона 12 в смеситель 11 подают азот,
проводят смешивание радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9. Включают насос 9, открывают вентиль 16 и подают чистое топливо в смеситель 10, открывают
вентиль 17 и в смеситель 10 добавляют радиоактивный газ (смесь радиоактивного газа с азотом). Заполняют топливные баки топливной системы топливом с радиоактивным газом. Создают в топливных баках 1 и
2 топливной системы рабочего давления испытания, выдерживают баки под давлением в течении определенного времени. После выдержки топливной системы под давлением сливают топливо в бак 8, открывая вен5 тиль 14. Прекращают подачу радиоактивного индикаторного газа в смег ситель 10, закрывая вентиль 17. Проводят промывку топливной системы (топливных баков 1 и 2 с элементами 3 и 4) чистым
0 топливом. Топливо сливают в бак 7 через открытый вентиль 15. Проводят полныйслив топлива из баков 1 и 2 топливной системы с помощью датчиков 27 прибора 28 (радиометрической аппаратуры) проводят провер5 ку герметичности элементов 3 и 4 баков 1 и 2 топливной системы.
Предложенным способом проводили контроль герметичности элементов герметизации баков топливной системы летатель0 ного аппарата.
Контроль герметичности проводили следующим образом.
В чистое топливо добавляли смесь радиоактивного газа криптона с азотом в со5 отношении 1 /9. Помеченное таким образом топливо подавали в баки топливной системы летательного аппарата, создавали в баках давление в 0,12 кгс/см2, выдерживали это давление в течении 1 часа, проводили
0 Слив помеченного топлива из баков топливной системы, подавали в баки чистое топливо и проводили промывку баков топливной системы в течении 30 минут, сливали чистое топливо из баков и проводилидатчиком ради-;
5 ометра БДРГ-63 контроль герметичности элементов герметизации баков топливной -системы летательных аппаратов.
Использование предложенного способа контроля герметичности при контроле
0 герметичности элементов герметизации баков топливной системы летательного аппарата позволило обнаружить дополнительно до 20 сквозных дефектов-трещин в элементах герметизации баков.
5 Таким образом, проведение контроля герметичности элементов герметизации баков топливной системы летательного аппарата показало, что предложенный способ снижает радиационную опасность и повышает надежность контроля.
Применение предложенного способа контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоэктив- Hbix индикаторов позволит качественно приводить контроль герметичности различных элементов герметизации баков топливных и других жидкостных систем. При этом контроль герметичности можно проводить с
использованием рабочей жидкости системы на любом стадии производства.
Внедрение предложенного способа контроля герметичности элементов топливной системы позволило выявить дополнительные дефекты в элементах системы и получить экономический эффект в 9-10 тысяч рублей в год на одном предприятии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ТОПЛИВНОГО БАКА САМОЛЕТА | 2016 |
|
RU2626976C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ТОПЛИВНОГО БАКА САМОЛЕТА | 2016 |
|
RU2624618C1 |
СПОСОБ ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ИНДИКАТОРОВ | 1999 |
|
RU2148807C1 |
Способ контроля герметичности оболочек твэлов облученных тепловыделяющих сборок транспортных ядерных энергетических установок | 2022 |
|
RU2790147C1 |
Способ определения в изделиях входа течей,сквозные каналы которых заполнены рабочей жидкостью | 1979 |
|
SU864034A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГАЗОПРОНИЦАЕМОСТИ ТОПЛИВНОГО СТОЛБА ТВЭЛА И МЕСТА РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРОБКИ, НЕ ПРОНИЦАЕМОЙ ДЛЯ ГАЗА | 1994 |
|
RU2072572C1 |
Система контроля протечек жидкости из бассейна выдержки отработавшего ядерного топлива | 2016 |
|
RU2690524C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА | 2009 |
|
RU2407907C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ МИНИМАЛЬНО ДЕТЕКТИРУЕМОЙ АКТИВНОСТИ ЖИДКОСТИ РАДИОМЕТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2727072C1 |
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ ЗАМКНУТЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РЕЗЕРВУАРОВ | 1994 |
|
RU2092803C1 |
Изобретение относится к способам контроля на герметичность с помощью радиоактивных индикаторов, Целью изобретения является снижение радиационной опасности и повышение надежности. В проверяемую систему подают в топливо смесь радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 под давлением, после выдержки сливают топливо со смесью и промывают систему чистым топливом. Негерметичность обнаруживают по показаниям радиометрической аппаратуры.1 ил.
Формула изобретения
Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов, заключающийся в том, что в систему подают смфсь радиоактивного газа с азотом под давлением, выдерживают систему под этим давлением, удаляют смесь из изделия и обнаруживают негерметичность по показаниям радиометрической аппаратуры, о т л и- ч а ю щ и и с.я тем, что, с целью снижения радиационной опасности и повышения надежности, подачу смеси радиоактивного газа с азотом в соотношении 1/9 осуществляют в топливо, после выдержки удаляют смесь из изделия вместе с топливом, а перед снятием показаний промывают внутреннюю полость системы чистым топливом.
Сапожников В.М | |||
Монтаж и испытания гидравлических и пневматических системы летательных аппаратов, М.: Машиностроение, 1979, С.223 | |||
Запунный А.И | |||
и др | |||
Контроль герметичности конструкций, Киев, Техника, 1976, С.132. |
Авторы
Даты
1993-02-15—Публикация
1990-03-13—Подача