Изобретение относится к ксятролю гер метичности и может быть использовано в различных отраслях промышленности для опрецеления сквозных каналов, например топливных баках-кессонах, когда гребует ся для установ/кния сквозных дефектов определить место входа и расположение канала течи по известному выходу течи. Известен способ контроля герметичности подземных трубопроводов, заключающийся в том, что проверяемый трубопровод опрессовывают в течение опрецепенноГо времени радиоактивным раствором, затем сливают из трубопровода жидкий раствор, промывают трубопровод чистой водой, а дефектный участок определяют по излучению оставшегося в Грунте радиоизо топа, просочившегося через дефекг в трубопроводе Гй. Недостатком способа является то, что он не позволяет определить вход течи и расположение канала течи, так как труб| провод невозможно сканировать радномет рическим прибором. Наиболее близким к предложенному по технической сущности и достигаемому результату 5Фляется способ определения в изделиях входа течей, сквозные каналы которых заполнены рабочей жидкостью, заключающийся в том, что изделие заполняют рабочей жидкостью, фиксируют выход канала течи по появлению пятна рабочей жидкости, nocjE чего сливают ее из ко тролируемого изделия, замещают рабочую жидкость в канале течи индикаторным ве-, ществом со стороны вькода, а вход кана ла определяют путем фиксирования индикаторного вещества в изделии 2. Недостатками данного способа являются невозможность определения трассы канала, а также малая чувствительность и достоверность.- Это вызвано тем, что при некотфых соотношениях дав;Ения в канале и давдкния замещения индикаторного вещества происходит образование воздушных пузырьков в каналэ и течь закрььвается. 386 Цепь изобретения - опредешние трассы канала, повышение чувствительносги и достоверности. Поставленная цель достигается тем, что рабочую жидкость из канала течи вытесняю этой же рабочей жидкостью с растворенным в ней рапиоактивным инертным газом, а трассу канала течи и ее вход определяют при заполненном рабочей жидкостью изделий путем сканирования его наружной поверхности датчиком радиометрического прибара. Способ определения в изделиях входа течей, сквозные каналы которых заполнены рабочей жидкостью, осуществляется c/ieдуюшим образом. Изделие (бак-кессон) заполняют рабочей жидкостью-топливом Т-1, фиксируют выход канала течи по появлению пятна рабочей : :идкости. Затем приготовляют раствор топлива Т-I с радиоактивным газом f2. концентрацией радиоактивного газа (инертного по отношению к топлдау) 1ОО мКи/см.С помошью заправочного устройства при давлении РВ 3,О кГс/см вытесняют рабочую жидкость из канала течи. После чего заправочное устройство отсоединяют от вьгхода течи и поиск входа и трассы канала течи осуществляют прибором СРП-68-О 1 при заполненном рабочей жидкостью изделии. Датчик -излучения прибора перемещают вокруг выхода течи по окружностям и постепенно удаляя его от выхода течи. При освобожоении канада течи рабочей жидкостью с растворенным в ней радиоактивным газом не образуется воздушных пузырьков, поэтому использование рабочей жидкости срастворенным радиоактивным газом позволяет освобождать каналы течей с потоками до I ; ; Си менее от находяшегося там топлива. Использование рабочей жидкости с радиоактивным газом позволяет увеличить давление вытеснения Pg , что приводит 4 увеличению скорости прохождения рабоей жидкости по кадалу течи и, как слествие, увеличению достоверности спосоа. Течь при одном выходе может иметь есколько входов, использование предлоенного способа позволяет выявить все ходы, что также повьпиает достоверность увеличивает чувствительность. Применение предлагаемого способа позолит повысить качество изделий и сокраить трудоемкость изГoтoв юния. Формула изобретения Способ определения в изделиях входа течей, сквозные каналы которых заполнены рабочей жидкостью, заключающийся в том, что изделие заполняют рабочей жидкостью, фиксируют выход канала по появлению пятна рабочей жидкости, после чегс сливают ее из контролируемого изделия, замещают рабочую жидкость в канале течи индикаторным веществом со стороны выхода, а канала определяют путем фнксирования индикаторного вещества в изделии, отличающийся тем, что, с целью определения трассы канала, повышения чувствительности и достоверности, рабочую жидкость из канала течи вытесняют этой же рабочей жидкостью с растворенным в ней радиоактивным инертным газом, а трассу канала течи и ее вход определяют при запоге1ении рабочей жидкостью изделий, путем сканирования его наружной поверхности датчиком радиометрического прибфа. Источники информации, ппиаятые во внимание ПРИ экспертизе 1.Зажигин А. С., Зайцев А. Ф., Тюрин В. А. и др. Средства кдатроля герметичности. Машиностроение , 1976 т. И, с. 112. 2.Поиск мест входа в канал течи после испытания на герметичность, Т.Р. - 1.4. 138-76, НИАТ, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ контроля герметичности элементов топливной системы с использованием радиоактивных индикаторов | 1990 |
|
SU1795327A1 |
СПОСОБ ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ ИНДИКАТОРОВ | 1999 |
|
RU2148807C1 |
СПОСОБ МАРКИРОВКИ РАДИОАКТИВНЫМ ИНДИКАТОРНЫМ ВЕЩЕСТВОМ ДЕФЕКТОВ СТЕНКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА, ВНУТРИТРУБНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ МАРКИРОВКИ ДЕФЕКТОВ СТЕНКИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И ИНЖЕКЦИОННЫЙ МОДУЛЬ | 2001 |
|
RU2194261C1 |
РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 1994 |
|
RU2093698C1 |
Способ испытаний изделий на герметичность | 2021 |
|
RU2770228C1 |
Способ контроля герметичности изделий,зАпОлНЕННыХ НЕфТЕпРОдуКТАМи | 1979 |
|
SU796676A1 |
СПОСОБ ВНУТРИТРУБНОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ | 1999 |
|
RU2148808C1 |
Способ измерения диаметров микро-КАНАлОВ | 1978 |
|
SU800631A1 |
СПОСОБ ОТБОРА ПРОБ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2579224C2 |
Установка радиометрическая многопараметрическая | 2015 |
|
RU2688175C1 |
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-12-25—Подача