Электромагнитная многодисковая муфта Советский патент 1993 года по МПК F16D27/06 

Описание патента на изобретение SU1796790A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах металлорежущих станков и приводах других машин.

Известна электромагнитная многодисковая муфта, содержащая последовательно установленные на втулке магнитопро- водящий корпус с обмоткой возбуждения, пакет внутренних и наружных фрикционных дисков и якорь. Недостатком этой муфты является низкая долговечность и надежность работы, так как она не защищена от коробления дисков при изменяющихся условиях эксплуатации, например, при внезапном увеличении инерционных или статических нагрузок. Это объясняется неблагоприятной конфигурацией внутреннего диска.

Известна электромагнитная многодисковая муфта, где для предотвращения коробления дисков и как правило выхода из строя муфты, в наружных дисках выполнены радиальные прорези во внутреннем фрикционном кольце диска, а во внутренних дисках - в наружном кольце. Недостатком данного исполнения дисков является то, что эта мера не является эффективной защитой от коробления, поскольку внутреннее кольцо внутреннего диска остаётся достаточно широким и сплошным.

В качестве прототипа принята конструкция муфты, содержащей разрезные наружные и внутренние диски, установленные на втулке последовательно с магнитопрово- дящим корпусом и якорем. Катушка возбуждения установлена в магнитопроводящем корпусе. Недостатком данной муфты является низкая долговечность и надежность из- за коробления дисков (в основном внутренних и расположенных ближе дисков к полюсам) из-за энергии, выделяемой при Переходных режимах. Из-за большой скорости выделения энергии происходит неравномерный нагрев дисков как по толщине так и в радиальном направлении, в результате разных окружных скоростей скольжения наружных и внутренних колец дисков, разных условий охлаждения и конфигурации самих дисков. Все это ведет к росту температуры дисков. При превышении допустимой температуры для стальных дисков (380-400°С) наступает необратимое изменение геометрии диска - коробление.

Цель изобретения - повышение долговечности и надежности работы муфты, за счёт возможности механического отключения скольжения при перегреве.

Поставленная цель достигается тем, что в электромагнитной многодисковой муфте, содержащей последовательно установлен0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

ные на втулке магнитопроводящий корпус с обмоткой возбуждения, пакет внутренних и наружных фрикционных дисков и якорь, один из внутренних фрикционных дисков выполнен составным, состоящим из двух одинаковых по размерам дисков, выполненных из материалов с разными коэффициентами температурного расширения, жестко соединенных между собой по наружному периметру и установлен между корпусом и последующим наружным диском, или между якорем и последующим наружным диском, а диск с меньшим коэффициентом температурного расширения закреплен или на корпусе или на якоре.

На фиг.1 изображена предлагаемая муфта; на фиг.2 - составной диск муфты в нормальном состоянии; на фиг.З - этот же диск в деформированном состоянии, возникающем при нагрузках, вызывающих коробление диска.

Муфта содержит разъемный корпус 1 с катушкой возбуждения 2, пакет внутренних и наружных дисков 3, включающий составной диск А, якорь 5, которые установлены на втулке 6. Составной диск 4 состоит из 2-х одинаковых по геометрии дисков 7 и 8, из которых один может быть штатным, а второй выполнен из материала с Иным коэффициентом температурного расширения. Причем диск 8 предпочтительнее иметь с коэффициентом расширения большим, чем диск 7. По кромке наружного периметра, оба диска, 7 и 8, жестко соединены между собой посредством сварки, пайки, клепки и т.п. При этом составной (биметаллический) диск предпочтительнее располагать либо первым от полюсов, либо последним - у якоря, потому что одна половина этого диска неподвижно контактирует с массивной деталью-корпусом или якорем и хорошо охлаждается, а вторая находится в состоянии трения в переходных режимах с контрдиском. Поэтому диск 7 следует устанавливать с меньшим коэффициентом температурного расширения, а диск 8 - с большим.

Муфта работает следующим образом.

При включении муфты якорь 5 притягивается к корпусу 1, сжимая пакет дисков 3. В случае разности в частотах вращения ведущего и ведомого валов происходит разгон или торможение нагрузки и, следовательно, тепловыделения в пакете дисков. В зависимости от разности температур дисков 7 и 8 и разных коэффициентов их температурного расширения происходит неравное увеличение диаметров диска 7 и 8. Но поскольку диски 7 и 8 жестко соединены по наружному периметру, происходит выпучивание диска

8. Вследствие увеличившегося воздушного зазора в пакете дисков 3 падает сила притяжения якоря 5 и. соответственно, вращающий момент муфты. При этом время разгона нагрузки растягивается во времени, смазывающая пакет дисков жидкость успевает отвести тепло с поверхности дисков и перепад пиковых температур в радиальном направлении по фрикционным поверхностям снижается. Таким образом происходит автоматическая защита дисков от перегрева, поскодьку составной диск работает в пределах упругих деформаций. По окончании процессов разгона или торможения и выравнивания температур по всей фрикционной поверхности обоих дисков составной диск приходит в исходное плоское состояние.

Использование заявляемого изобретения обеспечит защиту дисков от их перегрева и коробления и соответственно выход муфты из строя, что повысит долговечность и надежностьееработы.

Формул а изобретения

1. Электромагнитная многодисковая муфта, содержащая последовательно установленные на втулке магнитопроводящий корпус с обмоткой возбуждения, пакет внутренних и наружных фрикционных дисков, якорь, о т ли чаю щ а я с я ,тем, что. с целью повышения долговечности и надежности работы муфты, один из внутренних фрикционных дисков выполнен составным, состоящим из двух одинаковых по размерам дисков, выполненных из материалов с разными коэффициентами TeMnepafypHoropacширения, жестко соединенных между собой по наружному периметру, и установлен между корпусом и последующим наружным диском или между якорем и последующим наружным диском.

2. Муфта по п,1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что диск с меньшим коэффициентом температурного расширения закреплен или на корпусе, или на якоре.

Похожие патенты SU1796790A1

название год авторы номер документа
Электромагнитная муфта 1974
  • Татур Олег Николаевич
  • Флидлидер Григорий Максович
  • Джавахов Геннадий Сергеевич
  • Жедь Виктор Петрович
SU739275A1
Фрикционная муфта 1977
  • Кобуладзе Александр Николаевич
  • Суслов Владимир Ильич
SU732598A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ 2002
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2199176C1
Многодисковая электромагнитнаяМуфТА-ТОРМОз 1977
  • Сенаторов Виктор Алексеевич
  • Акопян Владимир Леонович
  • Гедмин Леонард Федорович
  • Пономарев Леонид Павлович
SU817363A1
Электромагнитная фрикционная муфта 1989
  • Шаповалов Владимир Владимирович
  • Щербак Петр Николаевич
  • Коновалов Сергей Владимирович
  • Леус Василий Федорович
SU1742552A1
БЕСФЛАТТЕРНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ПРИВОДА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ИХ ВРАЩЕНИЯ 2016
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Лозин Андрей Васильевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2618661C1
Электромеханический преобразователь моментного вентильного электродвигателя 1989
  • Березин Валерий Сергеевич
  • Евсеев Рудольф Кириллович
  • Иванов Владимир Георгиевич
SU1702493A1
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С НЕЗАВИСИМЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ 2020
  • Чукреев Вячеслав Авазович
RU2741053C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОНКЖМУФТА 1970
SU271971A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА 1994
  • Хайруллин И.Х.
  • Исмагилов Ф.Р.
  • Закиров И.Г.
RU2084719C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 796 790 A1

Реферат патента 1993 года Электромагнитная многодисковая муфта

Использование: в приводах металлорежущих станков и приводах других машин. Сущность изобретения: электромагнитная многодисковая муфта содержит магнито- проводящий корпус с обмоткой возбуждения, пакет внутренних и наружных фрикционных дисков, якорь. Для защиты фрикционных дисков от перегрева один из внутренних фрикционных дисков выполнен составным, состоящим из двух одинаковых дисков,.выполненных из материалов с разными коэффициентами температурного расширения. Эти диски жестко соединены между собой по наружному периметру. Составной внутренний фрикционный диск установлен или между корпусом и наружным фрикционным диском, или между якорем и наружным фрикционным диском. 1 з.п. ф- лы, 3 ил. 1 з (Л

Формула изобретения SU 1 796 790 A1

Фие.1

Фиг. 3

Зазор

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1796790A1

Каталог муфт и тормозов KB фирмы Siemens (ФРГ), 1988
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Электромагнитная фрикционная муфта 1973
  • Татур О.Н.
  • Флидлидер Г.М.
  • Жедь В.П.
SU447081A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 796 790 A1

Авторы

Суслов Владимир Ильич

Жиганов Вячеслав Афанасьевич

Ревеко Валерий Стефанович

Агранович Евгений Исаакович

Даты

1993-02-23Публикация

1991-04-16Подача