Изобретение относится к нефтехимии, точнее к оценке склонности моторных топлив к образованию отложений.
Известен способ оценки склонности топлив к закоксовыванию распылителей форсунок на двухцилиндровом двигателе по изменению проходного сечения распылителя с запорной иглой и по изменению сечения сопловых отверстий без иглы. Этот способ является трудоемким, требует сложного оборудования, продолжительного времени испытания, большого расхода топлива.
Наиболее близким техническим решением является способ оценки склонности топлив к образованию смолисто-лаковых отложений на деталях форсунок, установленных на форсуночном стенде, заключающийся в одновременном прокачивании эталонного и испытуемого топлива через топливные форсунки, имеющие температуру распылителей 125-185° С. Оценочными показателями является масса отложений на щелевых фильтрах, количество смолисто-лаковых от-, ложений на иглах распылителей форсунок,
состояние их поверхности и подвижность после испытаний.
Однако этот способ имеет следующие недостатки. На проведение испытания расходуют значительное количество топлива и электроэнергии. Подготовка и проведение испытания требуют продолжительного периода времени и больших трудозатрат: перед каждым испытанием форсунки собирают с новыми распылителями, регулируют и проводят на контрольном стенде на начальное давление впрыска, после испытаний форсунки вновь разбирают. Распылители форсунок нагревают только до температуры в топливной системе дизеля, что не позволяет оценивать склонность топлив к образованию отложений в зависимости от температуры поверхности распылителей работающего дизеля,
Цель изобретения - повышение точности оценки склонности моторных топлив к образованию отложений, уменьшение расхода топлива и электроэнергии, сокращение времени и снижение трудоемкости испытаний,
сл
С
XI
Ю
XI
О
ел
XJ
Поставленная цель достигается тем, что в качестве дросселирующего элемента используют металлический капилляр, топливо пропускают через дросселирующий зле- . мент, нагретый до температуры распылите- л ей форсунки р а б о та ю щ е го д и зел я, самотеком, о склонности топлив к образованию ртлоХений судят по приращению массы и изменению пропускной способности дросселирующего элемента.
На фиг. 1 и 2 показана схема, реализующая предлагаемый способ.
Способ осуществляют следующим образом.
Топливо из емкости 1 самотеком подают через дросселирующий элемент 2, отку-. да оно поступает в коническую колбу 3, Элемент 2 предварительно нагревают до температуры распылителей форсунки работающего дизеля и топливо, проходя через элемент, нагревается, частично испаряется и образует на внутренней поверхности дросселирующего элемента отложения/соответствующие определенному состоянию распылителей форсунки. Питание нагревателя 4 осуществляют источником 5, а управление температурным режимом дросселирующего элемента-блоком автоматики 6. Постоянный уровень топлива в емкости 1 в процессе испытаний обеспечивают с помощью мерной колбы 7. Склонность топлива к образованию отложений оценивают по приращению массы и изменению пропускной способности дросселирующего элемента.
Порядок определения пропускной способности дросселирующего элемента приведен на фиг 2. В начале испытаний емкость 1 укрепляют так, чтобы она касалась горловиной поверхности топлива (фиг 2,а). Отпускают емкость и включают секундомер. Под действием силы тяжести емкость опускается на дно цилиндра 3 и при этом топливо постепенно заполняет объем емкости 1, вытесняя воздух через дросселирующий элемент 2 (фиг. 2,6). В этом положении происходит вытеснение оставшегося воздуха. С достижением топливом специально нанесенной риски А выключают секундомер. Цилиндр со стандартным дизельным топливом, устанавливают на лабораторном столе 5.
Об изменении пропускной способности дросселирующего элемента судят по коэффициенту закоксовывания, который рассчитывают по формуле
Ј
т-т0
То
100,отн.%,
где То и Т - время вытеснения объема воздуха емкости 1 через дросселирующий элемент до и после испытания соответственно.
Использование воздуха для определе- ния пропускной способности дросселирующего элемента исключает влияние вязкостно-температурных характеристик топлива на результаты измерения. Такое влияние имеет место при ламинарном режи- ме течения топлива через капилляр, кроме того, это исключает влияние регулировочных характеристик топливных насосов высокого давления, применяемых в известном способе. ...
Для определения точности предлагаемого способа проведены испытания топлива Л462 по ГОСТ 305-82.
Режим испытаний:
Температура дроссели- рующего элемента, ° С300
Расход исследуемого топлива, кг4 10
Продолжительность
испытания, ч1 Результаты повторных испытаний приведены в табл.1.
В известном способе погрешность при определении массы отложений на топливном щелевом фильтре форсунки составляет 5-40%, при определений толщины отложений на поверхности иглы распылителя - 20- 25%, В предлагаемом способе дисперсия воспроизводимости и среднеквадратичное отклонение составляют соответственно для массы отложений 1 и 1 г, для коэффициента закоксовывания - 3,3 и 1,8 отн.%, что составляет менее 5% и свидетельствует о большей точности оценки.
В табл.2 приведены результаты испытаний на топливах Л и 3 по ГОСТ 305-82, УФ С по ТУ 38.001355-86 и их фракциях.
Анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о высокой чувстви- тельности предлагаемого способа.
Максимальное количество отложений и коэффициент закоксовывания дросселирующего элемента получены при испытаниях на топливе УФС. С облегчением фракцион- ного состава топлива эти показатели снижаются. Этот результат согласуется с известными данными многочисленных исследований на реальных двигателях.
Характеристики предлагаемого у изве- стных способов приведены в табл. 3.
Большая относительная площадь контакта в дросселирующем элементе и небольшая скорость подачи топлива обеспечивают образование заметного количества отложений за
небольшое время, что позволяет уменьшить расход топлива и электроэнергии, снизить трудоемкость испытаний,
В известном способе определяют массу отложений на топливном щелевом фильтре и количество отложений на иглах распылителей форсунок, где происходит жидкофаз- ное окисление топлива и выделяются преимущественно смолисто-лаковые пастообразные отложения, В предложенном способе моделируются температурные условия распылителя форсунки работающего двигателя, где наряду с жидкофазным протекает газофазное окисление топлива, которое является здесь определяющим и имеет принципиально иной механизм. Продукты высокотемпературного газофазного окислеФормулаизобретенияСпособ оценки склонности моторных топлив к образованию отложений, образующихся на нагреваемом дросселирующем элементе, выполненном в виде металлического капилляра, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности оценки, уменьшения расхода топлива и электроэнергии, сокращения времени и снижения трудоемкости испытаний, склонность к образованию отложений оценивают по массе
ния значительно отличаются по химическому составу и структуре от смолисто-лаковых отложений и представляют собой твердые углеродистые вещества преимущественно черного цвета, Поэтому результаты испытаний предлагаемого способа с известным по оцениваемым показателям не могут быть сопоставимы.
0 Использование заявляемого изобретения позволит значительно снизить по сравнению с существующими расход топлива и электроэнергии. При проведении одного испытания экономия топлива составит 19,9 кг,
электроэнергии - 150 кВт.
В качестве базового объекта изобретения выбран прототип.
отложений на дросселирующем элементе и коэффициенту закоксовывания, рассчитываемому по формуле
100отн.%
.- Ј:
где Т0 и Т- время вытеснения заданного объема воздуха топливом до и после испытания соответственно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки склонности дизельных топлив к закоксовыванию распылителей форсунок | 2024 |
|
RU2826563C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ К ОБРАЗОВАНИЮ ОТЛОЖЕНИЙ В ИНЖЕКТОРАХ СИСТЕМ ВПРЫСКА ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2019 |
|
RU2723099C1 |
Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на распылителе форсунки и топливопроводе высокого давления | 2023 |
|
RU2808091C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2015 |
|
RU2608455C2 |
Установка для оценки склонности дизельных топлив к образованию отложений на деталях форсунки | 2022 |
|
RU2785434C1 |
Автоматизированная установка для испытания топлив и масел при различных режимах эксплуатации дизельного двигателя | 2023 |
|
RU2817032C1 |
Автоматизированная установка для испытания топлив и масел при различных режимах эксплуатации двигателя | 2020 |
|
RU2742158C1 |
Способ испытания топлив для дизеля | 1982 |
|
SU1116372A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ К ЛАКО-НАГАРООБРАЗОВАНИЮ | 2005 |
|
RU2280253C1 |
Способ оценки склонности моторных топлив к образованию высокотемпературных отложений | 2017 |
|
RU2624848C1 |
Сущность изобретения: склонность моторных топлив к образованию отложений, образующихся на нагреваемом дросселирующем элементе, выполненном в виде металлического капилляра, оценивают по массе отложений и коэффициенту закоксовыва- ния, рассчитываемому по формуле (Т -То)/Т0 отн.100%,гдеТ0кТ- время вытеснения заданного объема воздуха топливом до и после испытания соответственно. 3 табл.
Таблица 1
Таблица 2
Характеристика
Заявляемый объект
1
100-420 4 -10
0,1
Масса отложений ; коэффициент закок- совывания дросселирующего элемента
Фиг. I
Таблица 3
Прототип
Аналог
200-210 27
Коэффициент закоксовывания
распылителя с запорной иглой ; коэффициент .
закоксквывания сопловых отверстий
а/
6/
Фиг,- 2
Гуреев А.А | |||
и др | |||
Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив | |||
М.: Химия, 1984, с | |||
Прялка для изготовления крученой нити | 1920 |
|
SU112A1 |
Саблина З.А | |||
Состав и химическая стабильность моторных топлив | |||
М,: Химия, 1972, с | |||
ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, ОТЗЫВАЮЩИЙСЯ ТОЛЬКО НА ВХОДЯЩИЕ ТОКИ | 1920 |
|
SU274A1 |
Авторы
Даты
1993-02-23—Публикация
1990-07-04—Подача