Газовый двигатель И.Ф.Смолика Советский патент 1993 года по МПК F02C7/08 

Описание патента на изобретение SU1799428A3

Изобретение относится к тепловым двигателям и может быть использовано для создания транспортных двигателей, в частности двигателей для автомобилей.

Цель изобретения - повышение экономичности, КПД.

На чертеже представлено устройство, общий вид и поперечное сечение.

Двигатель содержит корпус 1, компрессор 2, насаженный на вал 3, ротор 4, выполненный в виде стакана, прикрепленного дном к валу 3. В стенке ротора выполнены тангенциально расположенные реактивные сопла 5, что необходимо для придания выходящим из сопл газовым струям (и возникающим при этом реактивным силам) тангенциального направления, обеспечивающим вращение ротора 4. В ротор 4, не касаясь его внутренней поверхности и не перекрывая сопла 5, входит в сопло камеры сгорания 6 с соответствующими устройствами подвода и поджига топлива 7, что создает замкнутый объем высокотемпературного газа, выходящего с высокой энергией из сопел 5 ротора 4.

Вокруг ротора 4 вдоль его поверхности прямолинейно расположены трубки 8 кольцевого трубчатого теплообменника. По трубкам 8 сжатый воздух поступает от компрессора 2 в камеру сгорания 6. Расположение трубок 8 вокруг ротора обеспечивает их нагрев струями газа, выходящими из сопел 5 вращающегося ротора 4. В корпусе имеются отверстия 9 и 10 для выхода газа и для забора воздуха соответственно.

Двигатель работает следующим образом.

При подаче горячего газа из камеры сгорания 6 в ротор 4, сверхзвуковые струи выходят из сопел 5 и создают реактивные силы, вращающие ротор 4. При этом ротор 4 вращает компрессор 2, который нагнетает воздух через трубки 8 теплообменника в камеру сгорания б.Трубки 8 теплообменника нагреваются струями газа, выходящими из ротора 4, что приводит к нагреву поступающего по ним в камеру сгорания воздуха,

В предлагаемом двигателе ротор имеет геометрически простую (стаканообразную) конструкцию, поддающуюся изготовлению из высокотемпературной керамики, что по(Л

ч ю ю

зволит резко повысить температуру газа (примерно до 1700°С, т.е. в 2 раза по сравнению с прототипом). Это приведет к существен ному повышению экономичности двигателя по расходу газа и повышению КПД.

Кроме того, ротор простой геометрической формы позволяет существенно повысить частоту вращения без его разрушения (примерно до 50000 об/мин, т.е. в 1,5 раза выше, чем у прототипа), что приведет к значительному повышению КПД двигателя.

Трубчатый теплообменник в предложенном двигателе расположен внутри корпуса ротора в зоне наибольшей температуры отработанного газа, что обеспечивает более эффективную, чем у прототипа, регенерацию тепла, а следовательно, более эффективное повышение КПД за счет теплообменника.

Проведенный расчет показал, что в практическом исполнении двигатель может иметь, например, следующие данные:

Диаметр ротора, см20

Частота вращения

ротора, об/мин Расход топлива, кг/с Расход воздуха, кг/с Полезная мощность кВт КПД двигателя, %

50000 3, 8,3х10 2 55 33

Формула изобретения Газовый двигатель, содержащий корпус с установленным внутри него компрессором, консольно закрепленным с ним на од0 ном валу ротором с равномерно расположенными на его боковой стенке и тангенциально направленными реактивными соплами, размещенную внутри него камеру сгорания с устройством подвода и

5 поджига топлива и соплом, установленным с зазором относительно стенок ротора и со смещением его выходного сечения относительно входных сечений реактивных сопел, отличающийся тем, что, с целью

0 повышения экономичности и КПД, ротор выполнен в виде цилиндрического стакана, закрепленного дном на валу, а теплообменник выполнен из прямолинейных трубок, расположенных вдоль цилиндрической поверхно5 сти ротора по окружности.

Похожие патенты SU1799428A3

название год авторы номер документа
ГАЗОТУРБИННЫЙ СТРУЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Локотко Анатолий Викторович
RU2441998C1
Пульсирующий газотурбинный двигатель 2016
  • Габбасов Фарит Рифатович
RU2635953C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Архипов Николай Фомич
RU2605994C2
ПАРОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Гулевский Анатолий Николаевич
RU2086790C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Рахмаилов Анатолий Михайлович[Ua]
RU2082894C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Архипов Николай Фомич
RU2597351C2
РОТОРНО-ТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С АКТИВНЫМ РОТОРОМ 2002
  • Корнеев Б.В.
RU2241130C2
КОМПЛЕКС ДЛЯ РЕАКТИВНОГО ПОЛЕТА 2008
  • Артамонов Александр Сергеевич
  • Артамонов Евгений Александрович
RU2387582C2
Роторный биротативный газотурбинный двигатель 2019
  • Исаев Сергей Константинович
RU2702317C1
ТУРБИНА ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "КУЗЬМИН" (ТВС) 2004
  • Кузьмин Анатолий Иванович
RU2312238C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 799 428 A3

Реферат патента 1993 года Газовый двигатель И.Ф.Смолика

Использование: в транспортном автомобилестроении. Сущность изобретения: ротор двигателя выполнен с равномерно расположенными на его боковой стенке и тангенциально направленными реактивными соплами, имеет форму цилиндрического стакана, закрепленного дном на валу. Вдоль цилиндрической поверхности ротора по окружности расположен теплообменник, выполненный в виде прямолинейных трубок. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 799 428 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1799428A3

Манушин Э.А.
Михальцев В.Е., Черно- бровкин А.П
Теория и проектирование газотурбинных и комбинированных установок
М.: Машиностроение, 1977, с
Устройство для сортировки каменного угля 1921
  • Фоняков А.П.
SU61A1
Там же, с
Способ уравновешивания движущихся масс поршневых машин с двумя встречно-движущимися поршнями в каждом цилиндре 1925
  • Константинов Н.Н.
SU426A1
Патент США № 4006591, кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 799 428 A3

Авторы

Смолик Иван Филиппович

Даты

1993-02-28Публикация

1991-01-22Подача