Изобретение относится к энергетиче- скрму машиностроению и может найти применение в устройствах, содержащих многоопорные валы, например, в газотурбинных двигателях для соединения вала компрессора с валом трубины.
Целью изобретения являются повышение ресурса и надежности работы, повышение демпфирующих свойств, повышение компенсирующих способностей.
На фиг. 1 представлен общий вид валоп- рйвода в составе ротора ГТД; на фиг. 2. - узел I фиг, 1, отдельно изображен узел соединения валов; на фиг. 3 - узел II фиг. 2, отдельно изображен опорный элемент.
Валопровод газотурбинного двигателя содержит вал 1 вентилятора 2 и вал 3 турбины 4. Валы 1 и 3 соединены с помощью промежуточного вала 5 посредством шлиц 6 и 7, Промежуточный вал 5 опирается на подшипник 8. Валы стянуты втулкой 9. Между торцами фланца втулки 9 и торцем вала 3 установлен опорный элемент 10. Опорный элемент 10 составлен из двух комплектов концентрично расположенных колец 11,12,
13 (со стороны втулки 9). и 14, 15, 16 (со стороны вала 3), выполненных-П-образного сечения и стыкованных между собой. Каждое кольцо одного комплекта состыковано по меньшей мере одной своей цилиндрической поверхностью с цилиндрической поверхностью кольца другого комплекта так, что между кольцами образуются радиальные и осевые зазоры в сумме, образующие лабиринт зазоров и лабиринт стенок.
Во время работы водопровода колебания конца вала будут действовать на кольцо 16, а через него на кольцо 11, далее на кольцо 14, далее на кольцо 12, далее на кольцо 15, далее на кольцо 13 и на втулку 9, Здесь колебания многоступенчато будут демпфироваться большим количеством ветвей колец, параллельных оси валопровода и большим количеством диаметральных стенок. Элемент 10 воспринимает радиальные смещения, осевые смещения и перекосы осей в значительном диапазоне величин смещений. Изменяя толщину ветвей колец и материал колец, можно в широком диапа1Л
С
00
о ю
о
зоне изменять компенсирующие и демпфирующие способности опорного элемента 9. Формул а изобретен и я Валопровод газотурбинного двигателя, содержащий смонтированные соосно валы турбины и компрессора, соединенные шли- цевой передачей, цилиндрический промежуточный вал с расположенным в зоне соединения валов подшипником, стяжную втулку с опорным элементом, о т л и ч а ю0
щ и и с я тем, что, с целью повышения ресурса и надежности в работе за счет повышения демпфирующих и компенсирующих свойств, опорный элемент выполнен из двух комплектов колец П-образного сечения, соединеннных ветвями по три кольца со стороны стяжной втулки и со стороны вала и установленных с осевыми и радиальными зазорами и с образованием лабиринта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2211345C1 |
СИСТЕМА КРЕПЛЕНИЯ ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОМОЩИ СТЯЖНОЙ ГАЙКИ, СПОСОБ УСТАНОВКИ ВАЛА, КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2431063C2 |
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора | 2016 |
|
RU2614017C1 |
ДВУХВАЛЬНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2389889C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2534686C1 |
КОЛЬЦО ТУРБИНЫ ДЛЯ ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2653710C2 |
Сопловый аппарат турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД) (варианты) и лопатка соплового аппарата ТНД (варианты) | 2018 |
|
RU2691203C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614708C1 |
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) | 2016 |
|
RU2614709C1 |
Узел соединения валов ротора низкого давления газотурбинного двигателя | 2018 |
|
RU2682462C1 |
Использование: в устройствах, содержащих многоопорные валы, например, в газотурбинных двигателях. Сущность изобретения: выполнение опорного элемента из набора П-образных в сечении колец, соединенных ветвями по три кольца со стороны стяжной втулки и со стороны вала, установленных с осевыми и радиальными зазорами, образующими лабиринт зазоров и лабиоинт стенок колец, 3 ил.
Фиг. 1
Авторы
Даты
1993-03-15—Публикация
1991-01-14—Подача