Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано преимущественно при создании многодвигательных самолетов, использующих в качестве топлива криогенные жидкости, а также в других областях транспортного машиностроения.
Целью изобретения является повышение надежности работы системы на криогенном топливе при выходе из строя одного из двигателей, а также снижение веса.
На чертеже изображена схема топливной системы многодвигательного самолета, работающего на криогенном топливе.
Топливная система многодвигательного самолета содержит бак 1 и бак 2 с криогенным топливом. В баках 1 и 2 расположены расходные отсеки 3 и 4 с установленными в них насосами подкачки 5. В нижней части баков 1 и 2 размещены струйные насосы 6. Насосы подкачки 5 соединены трубопроводом подачи топлива 7 с двигателем 8 и трубопроводом 9 с двигателем 10. На трубопроводе 7 подачи топлива в двигатель установлен пожарный кран 11, на трубопроводе 8 кран 12. На линии 13 перекрестного питания установлены запорные краны 14 и 15 и заправочные коллекторы 16. Линия 13 перекрестного питания снабжена заправочным устройством 17 и соединена с трубопроводом 7 подачи топлива в двигатель трубопроводом 18 с установленным на нем дополнительным перекрывным краном 19, с трубопроводами 9, 20 и краном 21. В нижней точке линии 13 перекрестного питания установлено заправочное устройство 17. Замкнутый участок линии 13 перекрестного питания соединен трубопроводом 22 с разгрузочным клапаном 23.
Топливная система многодвигательного самолета работает следующим образом.
При заправке бака 1 и бака 2 криогенное топливо через заправочное устройство 17 по линии 13 перекрестного питания через открытые запорные краны 14 и 15 и заправочные коллекторы 16 заполняет бак 1 и бак 2. При этом дополнительные перекрывные кран 19 и кран 21 закрыты. После завершения заправки запорные кран 15 и кран 16 закрываются.
При работе двигателя 8 и двигателя 10 криогенное топливо насосами подкачки 5 подается по трубопроводу 7 и трубопроводу 9 подачи топлива в двигатели через открытые пожарные кран 11 и кран 12 на вход основных насосов двигателей. При этом дополнительные перекрывные кран 19 и кран 21 закрыты.
При выходе из строя одного из двигателей, например двигателя 10, для сохранения балансировки самолета необходимо вырабатывать топливо из бака 1 и бака 2 одновременно. Для этого закрывается пожарный кран 12, открываются кран 21 и кран 14; кран 15 и кран 19 остаются закрытыми. Криогенное топливо из бака 2 подается насосами подкачки 5 в трубопровод 20. Линия 13 перекрестного питания и трубопровод 20 заполнены парами топлива. Кроме того, линия 13 перекрестного питания имеет температуру, значительно превышающую температуру жидкого криогенного топлива, а следовательно, первые порции криогенного топлива в линии 13 перекрестного питания испарятся. Пары криогенного топлива, находящиеся в линии 13 перекрестного питания, вытесняются жидким топливом. Если направить их на вход основного насоса двигателя 8, как предусмотрено у прототипа, произойдет срыв насоса, прекратится питание двигателя 8 и произойдет его останов.
В топливной системе многодвигательного самолета пары криогенного топлива через открытый запорный кран 14 и заправочный коллектор 16 вытесняются жидким криогенным топливом из линии 13 перекрестного питания и трубопровода 20 под зеркало топлива бака 1. Часть паров конденсируется, а часть барботируется через жидкое топливо и поступает в паровую подушку надтопливного пространства бака 1. При этом нормальное питание двигателя 8 не нарушается.
В случае выхода из строя двигателя 8 и при работающем двигателе 10 топливо из бака 1 подается по линии 13 перекрестного питания в бак 2 по описанной выше схеме.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛИ САМОЛЕТА ПРИ ОТКАЗЕ ОДНОГО ИЗ НИХ И/ИЛИ ТОПЛИВОПРОВОДА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2112151C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ САМОЛЕТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ | 1991 |
|
SU1834201A1 |
СПОСОБ ЗАКРЫТОЙ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНОГО БАКА ЖИДКИМ ТОПЛИВОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2489327C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
RU2034753C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2287458C1 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ | 2009 |
|
RU2435705C2 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2438928C2 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2435706C2 |
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ЗАПАСА ТОПЛИВА В КРЫЛЬЕВЫХ БАКАХ САМОЛЕТА ПРИ РАБОТЕ НА ЗЕМЛЕ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2403179C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1995 |
|
RU2082653C1 |
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано преимущественно при создании многодвигательных самолетов, использующих в качестве топлива криогенные жидкости. Цель изобретения - снижение веса и повышение надежности работы топливной системы на криогенном топливе при выходе из строя одного из двигателей. Топливная система многодвигательного самолета содержит бак 1 с расходным отсеком 3 и бак 2 с отсеком 4 с установленными в них насосами подкачки 5. Насосы подкачки 5 подключены трубопроводом 7 подачи топлива с пожарным краном 11 к двигателю 8 и трубопроводом 9 с пожарным краном 12 к двигателю 10. В системе имеется линия 13 перекрестного питания, в нижней точке которой установлено заправочное устройство 17. На линии 13 перекрестного питания установлены запорный кран 14 на входе в бак 1 и кран 15 перед баком 2, соединенные с заправочными коллекторами 16. Линия перекрестного питания 13 соединена трубопроводом 18 с краном 19 с трубопроводом подачи топлива 7 и трубопроводом 20 с перекрывным краном 21 с трубопроводом питания 8. Замкнутый участок линии 13 перекрестного питания соединен трубопроводом 22 с разгрузочным клапаном 23. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Лещинер Л.Б., Ульянов И.Е | |||
Проектирование топливных систем самолетов | |||
М.: Машиностроение, 1975, с.57, рис.43. |
Авторы
Даты
1995-06-09—Публикация
1990-10-19—Подача