Способ испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем на работоспособность и стенд для его осуществления Советский патент 1993 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение SU1804603A3

термического распада и хрупкости, а также возникающие при определенных условиях повышенные обратимые деформации с относительно широким спектром релаксации. Кроме этого эксплуатация космических изделий может характеризоваться циклическими сменами температур от криогенных до высоких, что также вносит определенные коррективы в триботехнические характеристики испытуемых подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем,

Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем путем приближения условий испытаний, по температуре и вакууму имитирующих космические.

Поставленная цель достигается тем, что испытаниям подвергается из условия необходимости и достоверности партия подшипников. Испытуемый подшипниковый узел, смонтированный на стенде, состоит из двух неподвижно закрепленных подшипников и вала, совершающего движение, например возвратно-вращательное. При фиксированной температуре 10, например 20°С и опре- деленной радиальной технологической нагрузке N0, необходимой для устранения радиальных люфтов вала в подшипниках и предварительной деформации тканевого рабочего слоя, измеряют исходное положение вала ho, осуществляют ступенчатое на- гружение узла с измерением величины hi при каждой фиксированной нагрузке NJ, доводя ее до заданной величины Nk, и выдерживают в этом положении систему до стабилизации значения hi. После этого проводят разгрузку узла до величины N0 и выдерживают при 3fou нагрузке до тех пор, пока величина ho не будет равна const в течение времени. Таким образом, величину полной деформации Ah можно выразить формулой вида : A h hk - h0 - А Ь, где A b -деформация (прогиб) вала, определяемая экспериментально или теоретически, а остаточная деформация определится величиной АО ho - h0. При необходимости цикл нагружение - разгрузка может быть повторен. Доведя нагрузку до заданной величины, создают на испытуемом узле требуемую температуру, выдерживают, измеряют положения вала ht и осуществляют цикл фрикционных испытаний с измерением момента трения. После окончания фрикционных испытаний замеряют положение вала ht. Величина (ht - ht) характеризует износ, включающий в себя и деформационные процессы тканевого рабочего слоя, произошед- шие в результате теплосилового

нагружения. После измерения ht снижают нагрузку до No, а температуру доводят до значения to. Проводят выдержку при этом температуре, фиксируя положение вала

I h011 и после стабилизации его значения h0 const во времени, определяют величину изменения зазора в паре подшипник - вал, Цикл испытаний проводят при чередовании криогенных и высоких температур, а

0 выдержку осуществляют при первоначальной технологической нагрузке М0 в нормальных условиях.

Для осуществления способа испытания подшипников скольжения с тканевым рабо5 ним слоем на работоспособность в условиях по температуре, вакууму и нагрузочным параметрам, имитирующих эксплуатацию космических изделий, необходимо стеновое оборудование, обеспечивающее эти факто0 ры.

Прототипом описываемого стенда выбран стенд для испытания подшипников скольжения, содержащий вакуумную камеру с установленным внутри ее объема испы5 туемым узлом трения типа вал - втулка, имеющей систему нагружения и систему измерения триботехнических характеристик. К числу недостатков прототипа, которые не позволяют эффективно и достаточно до0 стоверно реализовать предложенный способ испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем, можно отнести отсутствие холодильных (криогенных) устройств, необходимых для получения

5 криогенных температур на исследуемом узле трения.

Кроме того, можно отметить, что конструкция машины не позволяет достаточно быстро проводить монтаж и демонтаж испы0 туемого узла, что приводит к снижению эффективности проведения испытаний.

Целью изобретения является повышение достоверности результатов и эффективности испытаний путем приближения

5 условий испытания по температуре и вакууму, имитирующих космические/при обеспечении возможности испытаний подшипников скольжения в тканевым рабочим слоем.

0 На фиг.1 изображена конструктивная схема предложенного стенда для испытания подшипников скольжения; на фиг.2 - сечение А-А стенда; на фиг.З - сечение Б-Б стенда.

5 в предложенном стенде вакуумная камера 1 снабжена двумя концентрично расположенными холодильными устройствами. Одно из них -внешнее 2, играет роль холодильного экрана, отсекающего тепловые потоки от стенок вакуумной камеры, а также

служит для улучшения и поддержания требуемого вакуума. Второе холодильное устройство - малое 3, предназначено для получения необходимо криогенной температуры на испытуемом узле за счет подачи в его полость хладагента, например жидкого азота или гелия. Одновременно оно служит и опорой, предназначенной для размещения двух испытуемых 4 и одного технологического 5 подшипников. Для достижения требуемой криогенной температуры, сокращения времени захолаживания за счет уменьшения теплопритоков извне, холодильные устройства с фланцем и корпусом вакуумной камеры контактируют через изоляционные прокладки 6 и 7. С аналогичной целью нагружающее устройство снабжено изоляционной прокладкой 8, роль которой может играть, например, антифрикционная полифено-аримидная ткань, нанесенная с помощью полимерного связующего на наружную поверхность технологического подшипника 5. Для регистрации температуры служат датчики - термопарные или датчики сопротивления. Нагрев испытуемого узла осуществляется нагревательными элементами, например, кварцевыми галогенными лампами 9 типа КГМ, две из которых монтируются под определенным углом к оси подшипника в отверстиях конической формы, выполненных в корпусе малого холодильного устройства 3. Горизонтальная ось этих отверстий находится в области нейтрального слоя корпуса 3, замыкающегося через изоляционную прокладку 10 и опору 11 на корпус вакуумной камеры 1. Кроме конических отверстий, корпус, малого холодильного устройства имеет профильный паз - окно для установки тензобалок 12 и размещения нагрузочной и измерительной систем, причем измерительное устройство потерь на трение 13 выполнено в виде двуплечего коромысла, на которое через шток нагружающего устройства 14 и сегментный подшипник качения 15 передается от нагружающего устройства радиальная нагрузка, воспринимаемая подшипниковым узлом, вал 16 которого выполнен в виде установленного внутри герметичного объема ротора электродвигателя привода вращения 17, статор которого расположен вне вакуумной камеры.

Предложенная конструкция стенда позволит проводить испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем при удельных нагрузках до 40 кгс/мм2 в температурном диапазоне от -160 до +300°С в требуемом вакууме как режиме вращательного, так и в режиме возвратно-вращательного движения вала.

Формула изобретения

1. Способ испытания подшипников

скольжения с тканевым рабочим слоем на работоспособность, заключающийся в ступенчатом нагружении подшипников радиальной нагрузкой, превышающей рабочую нагрузку, и замерении момента трения при

0 каждой фиксированной нагрузке, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов испытаний путем приближения условий испытаний по температуре и вакууму к космическим до

5 осуществления радиального иагружения, нагружают подшипник рабочей нагрузкой при нормальных условиях, измеряют положение вала, далее производят радиальное нагружение и измеряют величины деформа0 ций подшипника, затем разгружают подшипник до рабочей нагрузки, осуществляют выдержку, в течение которой проводят измерение положения вала, повторно проводят радиальное нагружение до требуемой

5 величины, создают требуемую температуру, выдерживают ее и измеряют положение вала, проводят фрикционные испытания с одновременным измерением момента трения и величины изменения зазора вала в под0 шипнике, снижают нагрузку до рабочей, выдерживают подшипник при этой нагрузке с измерением величины деформации через определенные интервалы времени до ее стабилизации и по комплексу измеренных

5 параметров судят о работоспособности подшипника.

2. Способ по п.1,отличающийся тем, что цикл испытаний производят при чередовании криогенных и высоких темпе- 0 ратур.

3. Стенд для испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем на работоспособность, содержащий вакуумную камеру с установленными в ее корпусе узлом, включающим приводной вал для ис5 пытуемых подшипников и установленный на валу нагрузочный подшипник, устройства нагружения и измерения износа испытуемых подшипников и момента трения, о т л ича ю щ-и и с ятем, что, с целью повышения

0 достоверности и эффективности испытаний путем приближения условий испытаний по температуре и вакууму к космическим при обеспечении возможности испытаний подшипников скольжения с тканевым рабочим

5 слоем, вакуумная камера снабжена двумя концентрично расположенными внутренним, охватывающим вал, и охватывающим внутренний наружным холодильными устройствами, закрепленными на корпусе вакуумной камеры, выполненной из немагнитного материала, через изоляционные прокладки, узел во внутреннем холодильном устройстве снабжен датчиками температуры и установленными с его торцов нагревательными элементами, нагружающее устройство снабжено изоляционйой прокладкой, размещенной на нагрузочном подшипнике, а привод вала выполнен в виде двигателя постоянного тока, ротором которого является вал, а статор размещен вне вакуумной камеры на ее наружной стенке корпуса соосно с ротором.

4. Стенд по п.З, отличающийся тем, что корпус внутреннего холодильного устройства выполнен с профильным окном для размещения нагрузочного и измери- тельного устройств, а также коническими отверстиями для установки нагревательных элементов.

5. Стенд по пп. Зи4, отличающий- с я тем, что измерительное устройство выполнено в виде двуплечего коромысла с установленными в корпусе внутреннего холодильного устройства, тензобалками.

Похожие патенты SU1804603A3

название год авторы номер документа
Стенд для испытания подшипников 1990
  • Логвин Владимир Анатольевич
  • Кудряш Анатолий Петрович
  • Балюк Борис Константинович
  • Гоц Александр Николаевич
SU1781583A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ 2021
  • Земляная Татьяна Петровна
  • Митягин Валерий Александрович
  • Чулков Игорь Павлович
  • Реморов Борис Сергеевич
  • Глядяев Дмитрий Юрьевич
RU2763855C1
Стенд для испытания шарниров 1980
  • Богданов Виктор Иванович
  • Памфилов Анатолий Васильевич
  • Меликджанов Георгий Сергеевич
  • Гринюк Георгий Николаевич
SU941862A1
СПОСОБ И СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПЕРЕДАЧИ С ГЛОБОИДНЫМ ЧЕРВЯКОМ 2019
  • Александров Михаил Александрович
  • Жавнерович Алексей Петрович
  • Здрогов Валерий Борисович
  • Черкасов Сергей Георгиевич
RU2716874C1
Стенд для испытания подшипников 1990
  • Логвин Владимир Анатольевич
  • Кудряш Анатолий Петрович
  • Балюк Борис Константинович
  • Гоц Александр Николаевич
SU1781582A1
Стенд для испытания редукторов с коаксиальными валами 1985
  • Поляков Аркадий Алексеевич
  • Ивачев Леонид Михайлович
SU1295257A1
Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления 1989
  • Перепечко Андрей Федорович
  • Губарев Юрий Михайлович
  • Василенко Григорий Филимонович
  • Истомин Юрий Николаевич
SU1735734A1
Стенд для испытания редукторов с коаксиальными валами 1985
  • Поляков Аркадий Алексеевич
  • Ивачев Леонид Михайлович
SU1328703A2
Стенд для испытания фрикционных муфт 1976
  • Захаров Владимир Александрович
  • Ласунский Владимир Иванович
  • Радус Иосиф Львович
SU583377A1
Способ испытания гидродинамического подшипника скольжения 1990
  • Логвин Владимир Анатольевич
  • Кудряш Анатолий Петрович
  • Балюк Борис Константинович
SU1784850A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 804 603 A3

Реферат патента 1993 года Способ испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем на работоспособность и стенд для его осуществления

Формула изобретения SU 1 804 603 A3

fi Риг. /.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1804603A3

Кужаров А.С
и др
Исследование трибо- технических свойств различных текстильных структур на основе волокнистого политетрафторэтилена
- Ж-л Трение и износ
Том УП, 1986, № 5, с
Аэроплан 1924
  • Мухартов И.Ф.
SU947A1
Гладолин В.Л, и др
Машины и стенды для испытаний изделий трением
Под ред
Д.Н.Решетова
- М.: Машиностроение, 1979, с
Машина для удаления камней из почвы 1922
  • Русинов В.А.
SU231A1

SU 1 804 603 A3

Авторы

Тарасов Вячеслав Михайлович

Дудницын Николай Зенонович

Вогман Лензин Шлемович

Майорова Марина Александровна

Смирнова Валентина Андреевна

Ивлев Анатолий Дмитриевич

Ивлев Дмитрий Анатольевич

Гололобов Владимир Васильевич

Леонидов Владимир Иванович

Даты

1993-03-23Публикация

1990-07-02Подача