термического распада и хрупкости, а также возникающие при определенных условиях повышенные обратимые деформации с относительно широким спектром релаксации. Кроме этого эксплуатация космических изделий может характеризоваться циклическими сменами температур от криогенных до высоких, что также вносит определенные коррективы в триботехнические характеристики испытуемых подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем,
Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем путем приближения условий испытаний, по температуре и вакууму имитирующих космические.
Поставленная цель достигается тем, что испытаниям подвергается из условия необходимости и достоверности партия подшипников. Испытуемый подшипниковый узел, смонтированный на стенде, состоит из двух неподвижно закрепленных подшипников и вала, совершающего движение, например возвратно-вращательное. При фиксированной температуре 10, например 20°С и опре- деленной радиальной технологической нагрузке N0, необходимой для устранения радиальных люфтов вала в подшипниках и предварительной деформации тканевого рабочего слоя, измеряют исходное положение вала ho, осуществляют ступенчатое на- гружение узла с измерением величины hi при каждой фиксированной нагрузке NJ, доводя ее до заданной величины Nk, и выдерживают в этом положении систему до стабилизации значения hi. После этого проводят разгрузку узла до величины N0 и выдерживают при 3fou нагрузке до тех пор, пока величина ho не будет равна const в течение времени. Таким образом, величину полной деформации Ah можно выразить формулой вида : A h hk - h0 - А Ь, где A b -деформация (прогиб) вала, определяемая экспериментально или теоретически, а остаточная деформация определится величиной АО ho - h0. При необходимости цикл нагружение - разгрузка может быть повторен. Доведя нагрузку до заданной величины, создают на испытуемом узле требуемую температуру, выдерживают, измеряют положения вала ht и осуществляют цикл фрикционных испытаний с измерением момента трения. После окончания фрикционных испытаний замеряют положение вала ht. Величина (ht - ht) характеризует износ, включающий в себя и деформационные процессы тканевого рабочего слоя, произошед- шие в результате теплосилового
нагружения. После измерения ht снижают нагрузку до No, а температуру доводят до значения to. Проводят выдержку при этом температуре, фиксируя положение вала
I h011 и после стабилизации его значения h0 const во времени, определяют величину изменения зазора в паре подшипник - вал, Цикл испытаний проводят при чередовании криогенных и высоких температур, а
0 выдержку осуществляют при первоначальной технологической нагрузке М0 в нормальных условиях.
Для осуществления способа испытания подшипников скольжения с тканевым рабо5 ним слоем на работоспособность в условиях по температуре, вакууму и нагрузочным параметрам, имитирующих эксплуатацию космических изделий, необходимо стеновое оборудование, обеспечивающее эти факто0 ры.
Прототипом описываемого стенда выбран стенд для испытания подшипников скольжения, содержащий вакуумную камеру с установленным внутри ее объема испы5 туемым узлом трения типа вал - втулка, имеющей систему нагружения и систему измерения триботехнических характеристик. К числу недостатков прототипа, которые не позволяют эффективно и достаточно до0 стоверно реализовать предложенный способ испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем, можно отнести отсутствие холодильных (криогенных) устройств, необходимых для получения
5 криогенных температур на исследуемом узле трения.
Кроме того, можно отметить, что конструкция машины не позволяет достаточно быстро проводить монтаж и демонтаж испы0 туемого узла, что приводит к снижению эффективности проведения испытаний.
Целью изобретения является повышение достоверности результатов и эффективности испытаний путем приближения
5 условий испытания по температуре и вакууму, имитирующих космические/при обеспечении возможности испытаний подшипников скольжения в тканевым рабочим слоем.
0 На фиг.1 изображена конструктивная схема предложенного стенда для испытания подшипников скольжения; на фиг.2 - сечение А-А стенда; на фиг.З - сечение Б-Б стенда.
5 в предложенном стенде вакуумная камера 1 снабжена двумя концентрично расположенными холодильными устройствами. Одно из них -внешнее 2, играет роль холодильного экрана, отсекающего тепловые потоки от стенок вакуумной камеры, а также
служит для улучшения и поддержания требуемого вакуума. Второе холодильное устройство - малое 3, предназначено для получения необходимо криогенной температуры на испытуемом узле за счет подачи в его полость хладагента, например жидкого азота или гелия. Одновременно оно служит и опорой, предназначенной для размещения двух испытуемых 4 и одного технологического 5 подшипников. Для достижения требуемой криогенной температуры, сокращения времени захолаживания за счет уменьшения теплопритоков извне, холодильные устройства с фланцем и корпусом вакуумной камеры контактируют через изоляционные прокладки 6 и 7. С аналогичной целью нагружающее устройство снабжено изоляционной прокладкой 8, роль которой может играть, например, антифрикционная полифено-аримидная ткань, нанесенная с помощью полимерного связующего на наружную поверхность технологического подшипника 5. Для регистрации температуры служат датчики - термопарные или датчики сопротивления. Нагрев испытуемого узла осуществляется нагревательными элементами, например, кварцевыми галогенными лампами 9 типа КГМ, две из которых монтируются под определенным углом к оси подшипника в отверстиях конической формы, выполненных в корпусе малого холодильного устройства 3. Горизонтальная ось этих отверстий находится в области нейтрального слоя корпуса 3, замыкающегося через изоляционную прокладку 10 и опору 11 на корпус вакуумной камеры 1. Кроме конических отверстий, корпус, малого холодильного устройства имеет профильный паз - окно для установки тензобалок 12 и размещения нагрузочной и измерительной систем, причем измерительное устройство потерь на трение 13 выполнено в виде двуплечего коромысла, на которое через шток нагружающего устройства 14 и сегментный подшипник качения 15 передается от нагружающего устройства радиальная нагрузка, воспринимаемая подшипниковым узлом, вал 16 которого выполнен в виде установленного внутри герметичного объема ротора электродвигателя привода вращения 17, статор которого расположен вне вакуумной камеры.
Предложенная конструкция стенда позволит проводить испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем при удельных нагрузках до 40 кгс/мм2 в температурном диапазоне от -160 до +300°С в требуемом вакууме как режиме вращательного, так и в режиме возвратно-вращательного движения вала.
Формула изобретения
1. Способ испытания подшипников
скольжения с тканевым рабочим слоем на работоспособность, заключающийся в ступенчатом нагружении подшипников радиальной нагрузкой, превышающей рабочую нагрузку, и замерении момента трения при
0 каждой фиксированной нагрузке, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности результатов испытаний путем приближения условий испытаний по температуре и вакууму к космическим до
5 осуществления радиального иагружения, нагружают подшипник рабочей нагрузкой при нормальных условиях, измеряют положение вала, далее производят радиальное нагружение и измеряют величины деформа0 ций подшипника, затем разгружают подшипник до рабочей нагрузки, осуществляют выдержку, в течение которой проводят измерение положения вала, повторно проводят радиальное нагружение до требуемой
5 величины, создают требуемую температуру, выдерживают ее и измеряют положение вала, проводят фрикционные испытания с одновременным измерением момента трения и величины изменения зазора вала в под0 шипнике, снижают нагрузку до рабочей, выдерживают подшипник при этой нагрузке с измерением величины деформации через определенные интервалы времени до ее стабилизации и по комплексу измеренных
5 параметров судят о работоспособности подшипника.
2. Способ по п.1,отличающийся тем, что цикл испытаний производят при чередовании криогенных и высоких темпе- 0 ратур.
3. Стенд для испытания подшипников скольжения с тканевым рабочим слоем на работоспособность, содержащий вакуумную камеру с установленными в ее корпусе узлом, включающим приводной вал для ис5 пытуемых подшипников и установленный на валу нагрузочный подшипник, устройства нагружения и измерения износа испытуемых подшипников и момента трения, о т л ича ю щ-и и с ятем, что, с целью повышения
0 достоверности и эффективности испытаний путем приближения условий испытаний по температуре и вакууму к космическим при обеспечении возможности испытаний подшипников скольжения с тканевым рабочим
5 слоем, вакуумная камера снабжена двумя концентрично расположенными внутренним, охватывающим вал, и охватывающим внутренний наружным холодильными устройствами, закрепленными на корпусе вакуумной камеры, выполненной из немагнитного материала, через изоляционные прокладки, узел во внутреннем холодильном устройстве снабжен датчиками температуры и установленными с его торцов нагревательными элементами, нагружающее устройство снабжено изоляционйой прокладкой, размещенной на нагрузочном подшипнике, а привод вала выполнен в виде двигателя постоянного тока, ротором которого является вал, а статор размещен вне вакуумной камеры на ее наружной стенке корпуса соосно с ротором.
4. Стенд по п.З, отличающийся тем, что корпус внутреннего холодильного устройства выполнен с профильным окном для размещения нагрузочного и измери- тельного устройств, а также коническими отверстиями для установки нагревательных элементов.
5. Стенд по пп. Зи4, отличающий- с я тем, что измерительное устройство выполнено в виде двуплечего коромысла с установленными в корпусе внутреннего холодильного устройства, тензобалками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытания подшипников | 1990 |
|
SU1781583A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2021 |
|
RU2763855C1 |
Стенд для испытания шарниров | 1980 |
|
SU941862A1 |
СПОСОБ И СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПЕРЕДАЧИ С ГЛОБОИДНЫМ ЧЕРВЯКОМ | 2019 |
|
RU2716874C1 |
Стенд для испытания подшипников | 1990 |
|
SU1781582A1 |
Стенд для испытания редукторов с коаксиальными валами | 1985 |
|
SU1295257A1 |
Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления | 1989 |
|
SU1735734A1 |
Стенд для испытания редукторов с коаксиальными валами | 1985 |
|
SU1328703A2 |
Стенд для испытания фрикционных муфт | 1976 |
|
SU583377A1 |
Способ испытания гидродинамического подшипника скольжения | 1990 |
|
SU1784850A1 |
fi Риг. /.
Кужаров А.С | |||
и др | |||
Исследование трибо- технических свойств различных текстильных структур на основе волокнистого политетрафторэтилена | |||
- Ж-л Трение и износ | |||
Том УП, 1986, № 5, с | |||
Аэроплан | 1924 |
|
SU947A1 |
Гладолин В.Л, и др | |||
Машины и стенды для испытаний изделий трением | |||
Под ред | |||
Д.Н.Решетова | |||
- М.: Машиностроение, 1979, с | |||
Машина для удаления камней из почвы | 1922 |
|
SU231A1 |
Авторы
Даты
1993-03-23—Публикация
1990-07-02—Подача