оси 7. Постоянство зацепления колес 4 и 9 с кольцом 1 обеспечивается с помощью П- образных кронштейнов 6 и 8, в цапфах которых соответственно устанавливаются вал 5 и ось 7, Центр оси 7, в общем случае, располагается на линии, проведенной из центра .ведомого вала 5 радиусом, равным расстоянию между центрами валов 5 и 15. Устройство свободно установлено на ведомом валу 5 с помощью цапф П-образного кронштейна 6, жестко закрепленного на опорном кольце
2. Заодно с кронштейном 6 выполнена рукоятка переключения (или съемная рукоятка, жестко соединяемая с кронштейном 6), содержащая известное фиксирующее устройство. Круговое кольцо 1 с внутренним венцом охватывает ведущие зубчатые колеса 10, 11, 12, 13, 14, т.е. ведущий вал 15 и расположенные на нем колеса проходят внутри кольца 1 с зазором, т.е, диаметр кольца 1 больше суммы диаметров колеса (или 9, какое больше) и колеса 10. 4 ил. .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционный вариатор | 1977 |
|
SU752076A1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 2001 |
|
RU2204749C1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАТОР АВТОМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ "ТРАНСУНВАРТОР-АВТОМАТ" | 1992 |
|
RU2047023C1 |
ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2136989C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
ВАРИАТОРНЫЙ ПРИВОД МОБИЛЬНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2205110C1 |
Моторное приспособление для передвижения вагонов | 1934 |
|
SU51826A1 |
Использование: в области машинбстро- ения, позволяет расширить функциональные возможности, например, коробок скоростей. Сущность: устройство состоит из кругового кольца 1 с внутренним зубчатым венцом, установленного свободно внутри опорного коль ца 2, снабженного, например, регулируемыми опорными роликами 3. В постоянном зацеплении с кольцом 1 находятся ведомое зубчатое колесо 4, скользяще сидящее на призматическом валу 5, и промежуточное колесо 9, свободно сидящее на
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех областях народного хозяйства в механизмах, станках, приборах.
Целью-изобретения является расширение функциональных возможностей механизма.
На фиг,1 показан пример выполнения поворотной каретки реверсивных передач, вид с торца вала, при расположении в многоскоростной коробке, передач; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.1.
Устройство состоит из кругового кольца 1 с внутренним зубчатым венцом, установленного свободно внутри опорного кольца 2, снабженного, например, регулируемыми опорными роликами 3,
В постоянном зацеплении с круговым кольцом 1 с внутренним зубчатым венцом находятся ведомое зубчатое колесо 4, скользяще сидящее на призматическом валу 5, и промежуточное колесо 9, свободно сидящее на оси 7. Постоянство зацепления колес 4 и 9 с кольцом 1 обеспечивается с помощью П-образных кронштейнов 6 и 8, в цапфах которых соответственно устанавливаются вал 5 и ось 7. Центр оси 7, в общем . случае, располагается на линии, проведенной из центра- ведомого вала 5 радиусом, равным расстоянию между центрами валов 5 и 15. Поворотная каретка для реверсивных передач свободно установлена на ведомом валу 5 с помощью цапф П-образного кронштейна 6, жестко закрепленного на опорном кольце 2. Заодно с кронштейном 6 выполнена рукоятка переключения (или съемная рукоятка, жестко соединяемая с кронштейном 6), содержащая известное фиксирующее устройство. Круговое кольцо 1 с внутренним венцом охватывает ведущие зубчатые колеса 10, 11, 12, 13, 14, т.е. ведущий вал 15 и расположенные на нем колеса проходят внутри кольца 1 с зазором, т.е. Диаметр
кольца 1 больше суммы диаметров колеса 4 (или 9, какое больше) и колеса 10.
На фиг.1 пунктиром и штрихпунктиром показаны крайние положения кругового
кольца 1 по делительной окружности внутреннего зубчатого венца.
Устройство может обеспечивать работу механизма в режиме вариатора, когда ведущим является вал 15, или в режиме редуктора, когда ведущим является вал 5, при этом в любом варианте обеспечивается редуцирование передачи от всех зубчатых колес, установленных на валу 15. Установив вместо зубчатых колес 1, 4, 9 фрикционные, а
вместо зубчатых колес 10, И, 12, 13, 14 фрикционный конический барабан, получим фрикционный вариатор или редуктор в симости от того, какой вал ведущий.
. Устройство работает следующим образом, .
Поворотом рукоятки вверх (рукоятка не показана на фиг.1) каретка поворачивается вокруг ведомого вала 5 по часовой стрелке и зубья кольца 1 входят в зацепление, например, с зубьями ведущего колеса 14 (показано положение штрихпунктиром). Круговое кольцо 1 начнет вращаться в ту же сторону, что и ведущееколесо 14, передавая вращение на колесо 4 и ведомый вал 5 в
сторону вращения ведущего вала 15.
Переведя рукоятку в нижнее положение, поворачиваем каретку вокруг вала 5 против часовой стрелки до полного зацепле- ния промежуточного колеса 9 с ведущим, например, колесом 14 (положение показано пунктирной окружностью). Зубчатое колесо .9 начнет вращаться в сторону, противоположную вращению колеса 14, одновремен- но колесо 9 передает вращение на круговое зубчатое кольцо 1 и далее на колесо 4 и ведомый вал 5. Колеса 9, 4, кольцо 1 и вал 5 будут вращаться в сторону, противополож- ную вращению ведущего вала 15.
При горизонтальном положении рукоятки (по фиг.1) имеем нейтральное положение.
Скорость вращения ведомого вала 5 определяется передаточным отношением между зубчатыми колесами 10-4,11-4, 12-4, 13-4, 14-4 и не зависит от размеров кольца 1 и колеса 9.
Например, по схеме на фиг.1 передаточные отношения колеблются от 1 до 0,2 или передаточные числа - от 1 до 5.
Таким образом, по сравнению с прототипом, устройство обладает следующими преимуществами: позволяет расширить функциональные возможности за счет пол- учения прямой и обратной передач с любого ведущего колеса; позволяет варьировать передаточными отношениями в большом диапазоне; использовать в качестве ведущего любой вал (5 или 15) и использовать в качестве привода (ведущего) любой механизм с любым направлением вращения и большим диапазоном скоростей.
Устройство простое по конструкции, может изготавливаться в любой мастер- ской, имеющей токарный и фрезерный станки; может применяться в качестве зубчатых или фрикционных вариаторов-редукторов, а также может быть использовано в качестве муфты между двигателем и обычной (не ре-
версируемой) коробкой передач, при этом обеспечивает нейтральное положение, редуцирование и реверсирование передач на выходе из коробки скоростей.
Формула изобретения Коробка передач, содержащая корпус, установленные в нем ведущий вал с блоком зубчатых колес и ведомый вал с подвижным в осевом направлении зубчатым колесом, расположенный в корпусе промежуточный вал с установленным на нем с возможностью зацепления с зубчатыми колесами ведущего вала зубчатым колесом и рукоятку переключения передач с фиксирующим устройством, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности и расширения эксплуатационных возможностей за счет получения прямой и обратной передач с каждого ведущего колеса, они снабжены опорным кольцом, расположенным в корпусе с возможностью поворота относительно ведущего и ведомого валов и охватывающим все валы и зубчатым колесом с внутренними зубьями, установленным в опорном кольце с возможностью вращения относительно него и находящимся в зацеплении с зубчатыми колесами ведомого и промежуточного валов.ведомый вал связан с опорным кольцом и рукояткой,а промежуточный вал установлен на опорном кольце.
Авторы
Даты
1993-03-30—Публикация
1990-05-30—Подача