Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в холодильной технике.
Цель изобретения - снижение энергозатрат и повышение холодопроизводитель- ности холодильной машины при повышенной температуре окружающей среды.
Сущность предлагаемого изобретения состоит в том, что снижение энергозатрат во время работы холодильной машины при повышенной температуре окружающей среды достигается путем увеличения удельной хо- лодопроизводительности хладагента, за счет его доохлаждения в двухполостном теплообменнике-переохладителе, что позволяет повысить (по сравнению с прототипом) верхнюю допустимую границу эксплуатационной температуры окружающей среды.
Возможность достижения положительного эффекта подтверждается тем, что с вве- дением дополнительной линии, содержащей двухполостный теплообмен- ник-переоохладитель, регулируемый дроссель, дополнительный компрессор и обратный клапан, уменьшаются удельные затраты на производство холода в дополнительной линии, .по сравнению с основным контуром (прототипом), за счет уменьшения перепада давлений в компрессоре дополнительной линии, что ведет к уменьшению работы политропного сжатия и индикаторной мощности дополнительного компрессора. Максимальная холодопроизводительность дополнительной линии достигается за счет поддержания давления и температуры хладагента на входе в дополнительный компрессор, соответствующих правой пограничной кривой диаграммы состояния хладагента, путем регулирования расхода в дросселе дополнительной линии (см.фиг.2), что ведет к увеличению удельной холодопроизводи- тельности хладагента. Это объясняется следующим образом: при высоких температурах окружающего воздуха уменьшается холодильный коэффициент холодильной машины. Один из путей повышения экономичности в этом случае - переход на схемы с дополнительным переохлаждением хладагента. При создании дополнительной линии, отводящей часть рабочего тела после РТО, его дросселирования, теплообмена с основным потоком и подачи в основной контур перед конденсатором, в нее поступает от 6 до 8% хладагента,
Цикл работы установки с дополнительным контуром представлен на фиг.2. При этом удельная холодопроизводительность машины возрастает на величину
Aq ;4 - ПА(1) Для того, чтобы Л q была максимальной, необходимо, чтобы точка 1Д лежала на правой пограничной кривой диаграммы состояния хладагента (фиг.2). Это достигается за счет регулирования дополнительного дросселя.
Новыми существенными признаками предлагаемой холодильной машины являются - дополнительно включенный двухполостный теплообмен ник-переохладитель, первая полость которого включена в циркуляционный контур между конденсатором и ТРВ и магистраль, соединяющую выход из
5 РТО с входом в конденсатор, с последовательно включенными в нее регулируемым дросселем, второй полостьютеплообменни- ка-переохладителя, дополнительным компрессором и обратным клапаном, При этом
0 исполнительный орган регулируемого дросселя связан через управляющий блок с датчиками давления и температуры, установленными на магистрали перед входом в дополнительный компрессор.
5 На фиг.1 изображена схема холодиль- .ной машины, содержащей компрессор 1, испаритель 2, конденсатор 3, рекуперативный теплообменник 4, терморегулирующий вентиль 5, обратные клапаны 6, 7, датчики дав0 ления 8 и температуры 9, регулируемый дроссель 10, двухполостный теплообмен- ник-переохладитель 11, дополнительный компрессор малой производительности 12, исполнительный орган 13 регулируемого
5 дросселя 10, управляющий блок 14.
Связи между элементами системы:
- Сигналы от датчиков давления 8 и температуры 9 поступают в управляющий блок 14, который своим выходом соединен с ис- 0 полнитёльным органом 13 регулируемого дросселя 10.
- Хладагент после компрессора поступает в конденсатор 3, рекуперативный теплообменник 4, после чего часть потока через
5 дополнительную магистраль (регулируемый дроссель 10, одну из полостей двухполост- ного теплообменника-переохладителя 11, компрессор 12, обратный клапан 7) подается на вход в конденсатор 3, а оставшаяся часть потока, проходя через двухполостный теплообменник-переохладитель 11, ТРВ 5, испаритель 2(подается на вход компрессора 1.
Управляющий блок 14 (см.фиг.З) пред5 ставляет собой устройство, где сигнал от датчика температуры 9 поступает на вход в микропроцессорный счетчик 15, вырабатывающий на выходе сигнал, соответствующий давлению насыщения при этой
0
температуре (правая пограничная кривая диаграммы состояния хладагента, фиг.2). Выработанный сигнал, совместно с сигналом от датчика давления 8 поступает на сравнивающее устройство 16, вырабатыва- ющее сигнал рассогласования, пропорциональный отклонению давления в системе от давления насыщения. Сигнал рассогласования поступает в регулятор 17, представляющий собой устройство, преобразующее сигнал рассогласования в управляющий сигнал в соответствии с заданным законом управления.
Управляющий сигнал поступает на исполнительный орган 13 регулирующего дросселя 10.
Холодильная машина работает следующим образом:
- Хладагент сжимается в компрессоре 1, приобретая давление и температуру, со- ответствующие точке 2 на фиг.2 и поступает в конденсатор, где охлаждается до состояния, соответствующего точке 4, а затем переохлаждается в РТО (точка 4). После PTQ часть потока хладагента (6-8%) дросселиру- ется на регулируемом дросселе 10, охлаждаясь при этом (точка 5д) после чего доохлаждается основной поток (точка 4), который дросселируется на ТРВ (точка 5) и охлаждает теплоноситель, нагреваясь сам (точка 1).
Для того, чтобы в компрессор не попали капли хладоагента, основной поток нагревается в РТО (точка 1).
Для того, чтобы точка 1д (фиг.2) лежала на правой пограничной кривой диаграммы состояния хладагента, используется регулируемый дроссель 10.
Перед входом в дополнительный компрессор 12 установлены датчики давления 8 и температуры 9, по их сигналу блок управления 14 вырабатывает управляющий сигнал для исполнительного органа 13 регулируемого дросселя 10. При этом изменяется массовый расход в дополнительной линии и, как следствие, температура и давление. При совпадении этих значений со значением, соответствующим правой пограничной кривой, сигнал рассогласования в блоке управления становится равным, ну- лю и управляющий сигнал не вырабатывается.
Оценки технико-экономической эффективности изобретения:
Для сравнительной оценки была рассчитана холодильная машина на базе компрессора 2ФУУБС18 по известной методике, зависимость (Тос) для нее приведена на фиг.4 пунктирной линией.
В универсальной холодильной машине (см.фиг. 1) при расчете предполагалось наличие дополнительного компрессора с рабочим объемом, составляющим 6,6% от рабочего объема компрессора 2ФУУБС18. Расчетная зависимость Кх (Т0с) для предполагаемой машины приведена на фиг.4 сплошной линией. При Т 310 К работают основной и дополнительный компрессоры. В расчетах принимались коэффициенты теплопередачи в теплообменных аппаратах Вт/м К, температура в испарителе 258 К, а перегрев фреона R -12 в РТО перед компрессором 5 К.
При высоких температурах окружающего аоздуха (при.степени сжатия компрессора ) предлагаемая установка позволяет снизить энергозатраты на 17% (фиг.4).
Техническое преимущество предлагаемого устройства по сравнению с прототипом состоит в том, что снижение энергозатрат во время работы холодильной машины при повышенной температуре окружающей среды достигается путем увеличения удельной холодопроизводительности хладагента, за счет его доохлаждения в двухполостном теплообменнике-переохла- дителё, первая полость которого включена в циркуляционный контур между конденсатором и ТРВ и магистраль, соединяющую выход из РТО с входом в конденсатор, с последовательно включенными нее регулируемым дросселем, второй полостью тепло-, обменника-переохладителя , дополнительным компрессором и обратным клапаном, что позволяет повысить (по сравнению с прототипом) верхнюю допустимую границу эксплуатационной температуры ок-. ружающей среды, а уменьшение энергозатрат на производство холода в дополнительной линии, по сравнению с основным контуром (прототипом), достигается за счет уменьшения перепада давлений в компрессоре дополнительной магистрали, что ведет к уменьшению работы политроп- ного сжатия и индикаторной мощности дополнительногокомпрессора. Максимальная холодопроизводительность дополнительной магистрали достигается за счет поддержания давления и температуры хладагента на входе в дополнитель- ный компрессор, соответствующих правой пограничной кривой диаграммы cocjOflHHfl хладагента, путем регулирования расхода в дросселе дополнительной магистрали, что ведет к увеличению удельной холодопроизводительности хладагента.
Положительный эффект в случае использования изЬбретения состоит в
уменьшении затрат электрической энергии на выработку единицы холода до 17%. Формула изобретения 1. Холодильная машина, содержащая циркуляционный контур хладагента с компрессором, конденсатрром, рекуперативным теплообменником; термо:регудйрУющим вентилем и испарителем, о т л и ч с я тем, что; с целью снижения энергозатрат и повышения холодопройзвЬдитёльности, машина дополнительно содержит двухполо- стной теплообменнйк-Нерёохладйтёль, первая полость которого включена в циркуляционный контур между конденсатором и терморегулирующим вентилем, и ма0
5
гистраль, соединяющую выход из рекуперативного теплообменника с входом в конденсатор, с последовательно включенными в нее регулируемым дросселем, второй полостью теплообменника-переохладителя, дополнительным, компрессором и обратным клапаном,
2. Машина по п.1, о т л и чаю щ а я с я тем, что исполнительный орган регулируемого дросселя связан через управляющий блок с датчиками давления и температуры, установленными на магистрали перед входом в дополнительный компрессор.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАСКАДНАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ МАШИНА | 2013 |
|
RU2563049C2 |
Каскадная холодильная машина с системой термостабилизации компрессора | 2020 |
|
RU2743653C1 |
Компрессорная холодильная установка | 1989 |
|
SU1749646A1 |
Двухступенчатая компрессионная холодильная машина | 1978 |
|
SU909482A1 |
ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2199706C2 |
ХОЛОДИЛЬНАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2448308C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2018 |
|
RU2727220C2 |
Холодильно-нагревательная машина | 1986 |
|
SU1408166A1 |
ПАРОКОМПРЕССИОННАЯ ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА С ДРОССЕЛЬНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ РАСХОДА ХЛАДАГЕНТА | 1992 |
|
RU2027125C1 |
Компрессионная холодильная машина | 1990 |
|
SU1776939A1 |
Использование: холодильная техника. Сущность изобретения: холодильная машина с компрессором 1, снабжена двухполост- ным теплообменником-переохладителем 11, первая полость которого включена в циркуляционный контур хладагента между конденсатором 3 и терморегулирующим вентилем 5, и магистралью, соединяющей выход из рекуперативного теплообменника 4 с входом в конденсатор 3 с последовательно включенными в нее регулируемым дросселем 10, второй полостью теплообменника-переохладителя 11, дополнительным компрессором 12 и обратным клапаном 7. Предусмотрено снабжение исполнительного органа 13 регулируемого дросселя 10 датчиками 8, 9 даёления и температуры, установленными на магистрали перед входом в дополнительный компрессор 12. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Фаг.З
ФигЛ
Способ получения холода в охлаждаемом объекте | 1981 |
|
SU968557A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Холодильные машины | |||
Под ред | |||
Сакуна И.А., Л.: Машиностроение | |||
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Авторы
Даты
1993-04-15—Публикация
1990-08-06—Подача