Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, используемым в узлах, испытывающих большие давления и ограниченную смазку. ...
Целью изобретения является увеличение прочности на сжатие материала из данной композиции, снижение коэффициента трения и предотвращение схватывания и разрушения узла трения в режиме ограниченной смазки или сухого трения.
Для достижения указанной цели в известный антифрикционный материал, в состав которого входит антифрикционный наполнитель - бронзовая стружка, согласно изобретению в качестве антифрикционного компонента используют порошковый модификатор ржавчины лигниновый(ПЛР), модифицированный дисульфидом молибдена, при следующем соотношении компонентов, мас,%:
Эпоксидная смола ЭД-5 (или ЭД-6)
ГОСТ 10587-6338-45 Дибутилфталат (ДБФ) ГОСТ 8727-66 3,2-4,0 Углеродный порошок ТУ 48-01-69-7 35-45 Порошковый модификатор ржавчины лигниновый (ППР) ТУ 20.70.965 - 5-88, модифицированный дисульфидом молибдена 5-10 Полиэтиленполиамин (ПЭПА) ТУ 6.02-594-85 3,8-4,0 Бутилцеллозольв
ТУ 6-01-646-772-5 Модифицирование порошкового модификатора ржавчины лигнинового (ППР) дисульфидом молибдена осуществлялось при соотношении основных компонентов 2:1 по известному технологическому процессу.
Дисульфид молибдена готовят в виде водного раствора в присутствии 2% NaOH в условиях автоклава. Соотношение порошковый преобразователь ржавчины лигнино- вый:дисульфид молибдена 2:1 дает концентрацию раствора не более 20%.
Условия проведения реакции (модификации) с дисульфидом молибдена при гидромодуле 1:10 (водный раствор 2% NaOH) приведены в табл.1.
Аналитические результаты исследования лигнина - гидролизного (ППР), модифицированного Дисульфидом молибдена, приведены в табл.2.
В дальнейшем антифрикционный состав называют АФСЛ-7.
В смолу, разогретую на водяной бане до температуры 70°С, вводят пластификатор (ДБФ) и тщательно перемешивают. Затем в смесь вводят 50% углеродного порошка и перемешивают. При достижении температуры 30-40°С вводят модифицированный дисульфидом молибдена модификатор ржавчины лигниновый (ППР) и тщательно перетирают. Для уменьшения вязкости в смесь вводят бутилцеллозольв. После перетира и достижения температуры смеси 18- 20°С В нее вводится отвердитель (ПЭПА) и оставшееся количество углеродного порошка. Смесь тщательно перемешивается до полного смачивания частиц связующим и получения однородной массы. В результате образуется антифрикционный состав АФСЛ-7. Живучесть, то есть время возможного применения готовой композиции с момента ввода отвердителя (ПЭПА)- 40-45 мин.
В табл.3 приведена рецептура антифрикционного состава.
Антифрикционный состав АФСЛ-7 как товарный полуфабрикатный продукт должен соответствовать следующим требованиям (композиционный материал),
Внешний видПастообразная масса черного цвета
Плотность, кг/м31980-2020
Условная вязкость по
ГОСТ 8420-74, сек210-220
Физико-механические свойства изделий из композиций на основе АФСЛ-7
Плотность, кг/м32200-2300
Твердость НВ (по Бриннеллю), МПа40-41
Коэффициент трения со
смазкой, не более . 0,008
Коэффициент трения в
водной среде0,05-0,06
Коэффициент трения без
смазкине более 0,12
Разрушающее напряжение на сжатие,
МПа220,0-250,0
Работа при удельных нагрузках, Мн/м2 2-3
Подготовленную композицию АСФЛ-7 вводят в прессформу, предварительно уплотняя шпателем и трамбовкой. Заполненная и уплотненная композицией пресс- форма закрывается крышкой, ставится под пресс и выдерживается при температуре 60-70°С.
Через 16-18 ч форма разбирается. Готовое изделие выдерживается при темпёрату- 5 Ре 90-100°С 20-24.ч и далее может устанавливаться для эксплуатации без дополнительной обработки. Внутренняя поверхность корпуса прессформы изделия. Футеруемая антифрикционной компози- 0 цией, подготавливается с чистотой обработки Ra 0,63 мкм. При установке втулок, во избежание сколов, удары не применять.
Подшипниковые изделия из антифрикционного материала подвергали комплекс- 5 ному испытанию на трение, износ, твердость и прочность на сжатие по ГОСТ 25.503.80. ГОСТ 23.273.78 и ГОСТ 23.002-78, ГОСТ 1497-84., .
Трение и износ проверяли на цилиндри- 0 ческих образцах диаметром 25-30 мм и высотой 30-40 мм, прочность и твердость на прямоугольных образцах с торцевой стороной 25-30 мм и длиной 30-40 мм.
Твердость по Бринеллю проверяли при
5 общей нагрузке 250 кг и диаметре шарика
10 мм. В качестве смазочного материала
использовали масло веретенное, глицерин
технический ГОСТ 3164-78.
Для испытаний на трение, износ, твер0 дость и прочность готовили по три образца
из экспериментальных составов 1 (мин); 2
(опт.); 3 (макс), прототипа и контрольного
состава Аман-24.
Образцы сравнения из состава Аман- 5 24 готовились в соответствии с технологической инструкцией на приготовление изделий на основе составов Аман-24,
Состав композиции и результаты испытаний сведены в табл.4.
0 Условия и результаты испытаний в режимах смазки, полусухого и сухого трения приведены, соответственно, в табл.5, 6, 7.
Образцы 1-3 (мин), 4-6 (опт.), 7-9 5 (макс.), 10-12 (прототип),. 13-15 (Аман-24).
Из приведенных примеров следует, что предложенный антифрикционный состав на основе лигнина, модифицированного дисульфидом молибдена, обладает более высокими физико-механическими свойствами,
чем известные аналогичные материалы. Антифрикционные изделия, имеющие в основе эпоксидную смолу, графит и модифицированный лигнин, имеют высокую износостойкость при увеличенных удель- ных нагрузках и ограниченной смазке.
Несложная технология изготовления, дешевизна и доступность основного компонента - лигнина (крупнотоннажные промышленные отходы гидролизных производств) позволяют организовать широкое и массовое изготовление изделий, работающих при больших удельных давлениях и ограниченной смазке.
Формула изобретения Антифрикционная композиция на основе эпоксидно-диановой смолы, включающая углеродный порошок, дибутилфталат и полиэтиленполиамин, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочности на сжатие материала из данной композиции.
снижения коэффициента трения и предотвращения схватывания и разрушения узла трения в режиме ограниченной смазки или сухого трения, композиция дополнительно содержит бутилцеллозольв и порошковый преобразователь ржавчины лигниновый, модифицированный дисульфидом молибдена, при их массовом соотношении 2:1, при следующем соотношении ингредиентов композиции, мас.%:
Эпоксдно-диановая смола38-45
Углеродный порошок35-45
Дибутилфталат3,2-4,0
Полиэтиленполиамин3,8-4,0
Бутилцеллозольв2,0-5,0
Порошковый преобразователь
ржавчины лигниновый,
модифи цированн ый
дисульфидом молибдена,
при их массовом
соотношении 2:15-10
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ГРАДИЕНТНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2009 |
|
RU2425080C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ САМОСМАЗЫВАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ | 1998 |
|
RU2132364C1 |
ПОЛИМЕРНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ МАТЕРИАЛ | 2008 |
|
RU2386653C2 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 2004 |
|
RU2272052C1 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2374275C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВЕРДЫХ СМАЗОК ДЛЯ ПАРЫ ТРЕНИЯ ГРЕБЕНЬ КОЛЕСА - РЕЛЬС | 2008 |
|
RU2383585C2 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2006 |
|
RU2323240C2 |
ИЗНОСОСТОЙКИЙ ЗАЩИТНЫЙ ПОЛИМЕРНЫЙ СОСТАВ | 2006 |
|
RU2309966C1 |
ЭПОКСИДНАЯ ЛИТЬЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ БРОНИРОВАНИЯ ВКЛАДНЫХ ЗАРЯДОВ ИЗ СМЕСЕВОГО ТВЕРДОГО РАКЕТНОГО ТОПЛИВА | 2005 |
|
RU2295509C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2042712C1 |
Использование: изготовление подшипников скольжения. Сущность изобретения: антифрикционная композиция содержит, %: эпоксидно-диановая смола 38-45; углеродный порошок 35-45; дибутилфталат 3,2- 4,0; полиэтиленполиамин 3,8-4,0; бутилцел- лозольв 2,0-5,0 и порошковый преобразователь ржавчины лигниновый, модифицированный дисульфидом молибдена, при их массовом соотношении 2:1 5-10. Физико- механические свойства антифрикционного материала: плотность 2200-2300 кг/м3, твердость НВ (по Бринеллю) 40-41 МПа, коэффициент трения со смазкой - не более 0,008, коэффициент трения в водной среде 0,05-0,06, коэффициент трения без смазки - не более 0,12, разрушающее напряжение на сжатие 220-250 МПа, 7 табл.
Таблица 2
Аналитические результаты исследования лигнина-гидролизного(ПЛР). модифицированного дисульфидом молибдена
Примечание: состав лигнин - гидролизный (ППР), модифицированный дисульфидом Мо для трибоиспытаний взят из табл. 1 под номером 9.
Таблица 1
Примечание. Смазка : глицерин технический ГОСТ 3164 -78 Ролик: сталь 40 х 45 48 HR С. V 0,3 м/с
Таблица 3
Таблица 4
Таблица 5
Примечание. Смазка : масло веретенное
Ролик: сталь 40 х 42 48 HR С. V 0,3 м/с
Таблица б
Таблица 7
Справочник | |||
Полимеры в узлах трения машин и приборов, М.: Машиностроение, 1980 | |||
Антифрикционная полимерная композиция | 1974 |
|
SU635112A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Способ получения металлопроизводных лигнина | 1987 |
|
SU1634677A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1993-04-30—Публикация
1991-01-02—Подача