СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ Советский патент 1995 года по МПК G01R31/34 

Описание патента на изобретение SU1814385A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для испытания электрических машин постоянного тока на предприятиях, занимающихся производством и ремонтом электрических машин.

Цель изобретения повышение стабильности тока нагрузки в расширенном диапазоне частоты вращения испытуемых машин и повышение эффективности стенда за счет снижения потребления электрической энергии и мощности регулирования тока нагрузки.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема стенда; на фиг. 2 и 3 зависимость магнитных потоков в магнитной системе регуляторов напряжения от частоты вращения испытуемых машин соответственно в заявляемом стенде и в прототипе.

Стенд предназначен для нагружения при испытаниях двух машин постоянного тока 1 и 2. Стенд содержит элементы для крепления испытуемых машин (не показаны), вал 3 для соединения якорей испытуемых машин между собой и с якорем приводного электродвигателя 4, на валу которого установлен измеритель частоты вращения 5, клеммы 6 и 7 для подключения якорных обмоток испытуемых машин, клеммы 8, 9 и 10, 11 для подключения обмоток возбуждения испытуемых машин соответственно с независимым и параллельным возбуждениями, два измерителя напряжения 12 и 13, измеритель тока нагрузки 14, контактор 15, источник постоянного напряжения 16, два ключевых элемента 17 и 18, два регулятора напряжения 19 и 20 испытуемых машин, содержащих регулирующие органы в виде угольных столбов 21 и 22, измерительные органы в виде обмоток 23 и 24 и уравнительные органы в виде обмоток 25 и 26, два регулирующих резистора 27 и 28, ПИ-регулятор 29, блок управляющего напряжения 30 с переключателем полярности 31, датчик тока нагрузки 32, выполненный на базе измерительного шунта, и реверсивный усилитель мощности 33, выполненный на базе транзисторов 34 и 35.

Стенд осуществляет нагружение электрических машин по методу взаимной нагрузки и работает следующим образом.

Вначале запускают приводной двигатель 4 и его возбуждением устанавливают заданную частоту вращения испытуемых машин, которую контролирует измеритель 5. При этом регуляторы напряжения 19 и 20 устанавливают возбуждением машин таким, чтобы их напряжение было равным номинальному значению. При необходимости напряжение машин можно подкорректировать потенциометрами 27 и 28. При равенстве напряжений машин, которые контролируются измерителями напряжений 12 и 13, контактом 15 замыкают якорную цепь испытуемых машин.

Для нагружения машин заданным током увеличивают отрицательное задающее напряжение UзI путем воздействия на первый управляющий вход блока управления 30. При этом положительное напряжение на выходе ПИ-регулятора возрастает, открывается транзистор 34 усилителя 33 и по уравнительным обмоткам 25 и 26 регуляторов напряжения 19 и 20 начинает протекать ток. Результирующий магнитный поток регулятора напряжения, работающего с машиной 1, уменьшается, а работающего с машиной 2, увеличивается.

В результате сопротивление угольного столба 21 регулятора напряжения, работающего с машиной 1, уменьшается, а ток возбуждения и ЭДС этой машины возрастает. Сопротивление угольного столба 22 регулятора напряжения, работающего с машиной 2, увеличивается, а ток возбуждения и ЭДС этой машины снижаются. В якорной цепи испытуемых машин появляется разность ЭДС под действием которой начинает протекать ток нагрузки.

При этом начнет возрастать положительное напряжение обратной связи по току Uос, снимаемое с датчика тока 32 и усиливаемое блоком управления 30. ПИ-регулятор будет поднимать ток нагрузки машин до тех пор, пока его входное напряжение не станет равным нулю, т. е. пока усиленный сигнал обратной связи не сравняется с задающим стабилизированным сигналом: Uз КUос. Это способствует принципу астатического регулирования. В результате ток нагрузки с помощью ПИ-регулятора будет выставлен с высокой степенью точности. При этом машина 1 будет работать в генераторном режиме, а машина 2 в двигательном.

Если в процессе испытания машин в данном режиме работы ток нагрузки под действием каких-то возмущающих факторов отклонится от заданного значения, то равенство Uз КUос нарушится. ПИ-регулятор начинает изменять ток уравнительных обмоток 25 и 26 таким образом, чтобы вышеуказанное равенство вновь восстановилось. При этом ток нагрузки вернется к заданному значению. Параметры ПИ-регулятора рассчитываются такими, чтобы переходный процесс был оптимальным, т. е. было бы быстрое затухание при допустимом перерегулировании. Это будет иметь место при равенстве постоянных времени ПИ-регулятора и цепи возбуждения испытываемых машин, что достигается коррекцией параметров цепи обратной связи операционного усилителя регулятора 29.

Таким образом, введенный в контур регулирования тока нагрузки ПИ-регулятор в совокупности с датчиком тока и блоком управляющего напряжения позволяет осуществить астатическое регулирование тока нагрузки испытуемых машин с целью его стабилизации с высокой степенью точности. В прототипе корректирующих цепей нет и астатическое регулирование тока нагрузки невозможно.

Работа стенда при испытании машин на нагрев в режиме S 8. В этом режиме проверяется работоспособность машин во всем диапазоне рабочих частот их вращения при неизменном токе нагрузки.

При увеличении частоты вращения (n) испытуемых машин путем снижения возбуждения приводного двигателя 4 их ЭДС стремится возрасти. При этом возрастает разность ЭДС машин Δ Е Е12, так как скорость возрастания Е1 больше, чем Е2 (машина 1, работающая в генераторном режиме, имеет большой поток возбуждения). В результате при увеличении частоты вращения машин ток нагрузки начнет увеличиваться. На это отреагирует ПИ-регулятор. Он восстановит прежнее значение Δ E путем встречного регулирования потока возбуждения обеих машин, снижая ток уравнительных обмоток регуляторов напряжения. При этом ЭДС машины 1 будет снижаться, а ЭДС машины 2 возрастать. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока ток нагрузки машин не вернется к заданному значению.

Расширение диапазона частоты вращения испытуемых машин со стабилизированным током нагрузки при одновременном увеличении степени стабилизации тока позволяет на заявляемом стенде испытывать специальные машины по полной программе, в том числе и в режиме S 8.

Повышенный запас устойчивости системы автоматического регулирования тока нагрузки, достигнутый введением в контур регулирования ПИ-регулятора с усилителем мощности, позволяет отказаться от балластного резистора в силовой цепи испытуемых машин как элемента повышения устойчивости системы. При этом исключаются потери мощности в балластном резисторе, которые будут особенно существенны при испытании специальных сильноточных электрических машин.

Стенд обеспечивает смену генераторного режима работы испытуемой машины на двигательный и наоборот. Для этого достаточно перевести переключатель 31 блока управляющего напряжения 30 в противоположное положение.

Похожие патенты SU1814385A1

название год авторы номер документа
СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ 1986
  • Гудин В.Л.
  • Головенкин В.А.
  • Хардин А.П.
  • Якимов В.В.
SU1455885A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА С НЕЗАВИСИМЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ ПОД НАГРУЗКОЙ 1991
  • Геллер М.А.
  • Козырь В.Н.
  • Тарнавский И.А.
RU2014627C1
Электропривод по системе генератор-двигатель с подчиненным регулированием 1978
  • Бирфельд Айзик Григорьевич
SU896732A1
Стенд для испытания передач 1979
  • Ожерельев Владимир Иванович
SU847123A1
СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН ПРИ ИСПЫТАНИЯХ 1991
  • Головенкин В.А.
  • Якимов В.В.
SU1818984A1
Стенд для динамических испытаний транспортных средств 1987
  • Новиков Георгий Владимирович
SU1495666A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЖИМНЫХ ИСПЫТАНИЙ ВЗАИМНО НАГРУЖАЮЩИХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1991
  • Хоменко А.И.
  • Рябцев Г.Г.
  • Кондратьев Ю.А.
RU2028217C1
Способ определения нагрузочных добавочных потерь электрической машины постоянного тока 1984
  • Захаров Анатолий Гаврилович
  • Крайзман Борис Нусимович
SU1302221A1
Измерительный орган напряжения для автоматического регулятора тока возбуждения синхронной электрической машины 1980
  • Катунин Владимир Михайлович
  • Накрохин Владимир Георгиевич
SU991316A1
Стенд для испытания двигателей 1990
  • Сухоруков Игорь Васильевич
SU1760429A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 814 385 A1

Реферат патента 1995 года СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для испытания электрических машин постоянного тока. Цель изобретения повышение стабильности тока нагрузки в расширенном диапазоне частоты вращения испытуемых машин и повышение его эффективности за счет снижения потребления электрической энергии и мощности регулирования тока нагрузки. Стенд предназначен для нагружения при испытаниях двух машин постоянного тока 1 и 2. Стенд содержит элементы для крепления испытуемых машин, вал 3 для соединения якорей испытуемых машин между собой и с валом приводного электродвигателя 4, на валу которого установлен измеритель частоты вращения 5, клеммы 6 и 7 для подключения якорных обмоток испытуемых машин, клеммы 8, 9 и 10, 11 для подключения обмоток возбуждения испытуемых машин соответственно с независимым и параллельным возбуждениями, два измерителя напряжения 12 и 13, измеритель тока нагрузки 14, контактор 15, источник постоянного напряжения 16, два ключевых элемента 17 и 18, два регулятора напряжения 19 и 20, содержащих регулирующие органы в виде угольных столбов 21 и 22, измерительные органы в виде обмоток 23 и 24 и уравнительные органы в виде обмоток 25 и 26, два регулирующих резистора 27 и 28, пропорционально - интегральный регулятор 29, блок управляющего напряжения 30 с переключателем полярности 31, датчик нагрузки 32, выполненный на базе измерительного шунта, и реверсивный усилитель мощности 33, выполненный на базе транзисторов 34 и 35. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 814 385 A1

СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ, содержащий элементы для крепления двух машин постоянного тока, вал для соединения якорей испытуемых машин между собой и с якорем приводного электродвигателя, на валу которого установлен измеритель частоты вращения, клеммы для подключения якорных обмоток испытуемых машин, однополярные из которых соединены между собой через измеритель тока нагрузки и контактор, первый и второй измерители напряжения, каждый из которых соединен с клеммами для подключения якорной обмотки соответствующей испытуемой машины, клеммы для подключения обмоток возбуждения испытуемых машин с независимым возбуждением, клеммы для подключения обмоток возбуждения машин с параллельным возбуждением, первые из которых соединены с минусовой клеммой для подключения якорной обмотки соответствующей испытуемой машины, а вторые с второй клеммой для подключения обмотки возбуждения соответствующей испытуемой машины с независимым возбуждением, источник постоянного напряжения, минусовый выход которого соединен с первыми клеммами для подключения обмоток возбуждения машин с независимым возбуждением, регуляторы напряжения испытуемых машин, включающие регулирующий орган, выполненный в виде угольного столба, первая клемма которого соединена с второй клеммой для подключения обмоток возбуждения соответствующей испытуемой машины, а вторая с плюсовой клеммой для подключения якорной обмотки этой же машины и через ключевой элемент с плюсовым выходом источника постоянного напряжения, а также измерительную обмотку, соединенную через регулирующий резистор с клеммами для подключения якорной обмотки соответствующей испытуемой машины, и уравнительную обмотку, отличающийся тем, что, с целью повышения стабильности тока нагрузки в расширенном диапазоне частоты вращения испытуемых машин и повышения эффективности за счет снижения потребления электрической энергии и мощности регулирования тока нагрузки, в него введены последовательно соединенные пропорционально-интегральный регулятор, выполненный на базе операционного усилителя, блок управляющего напряжения с переключателем полярности выходного напряжения, входы которого подключены к выходам источника постоянного напряжения, снабженного нулевым выходом, вход блока управления подключен к выходу датчика тока нагрузки, вход которого включен в якорную цепь испытуемых машин, выход пропорционально-интегрального регулятора соединен с входом реверсивного усилителя мощности, выполненного на базе двух транзисторов типа n-p-n и p-n-p, коллекторы которых подключены соответственно к плюсовому и минусовому выходам источника постоянного напряжения, а эмиттеры соединены через два последовательно включенных резистора, к общей точке которых подсоединен один конец встречно включенных уравнительных обмоток регуляторов напряжения, а другой их конец к нулевому выходу источника постоянного напряжения, при этом уравнительные обмотки регуляторов напряжения соединены сежду собой так, что магнитные потоки обмоток регулятора напряжения, соответствующие генератору, направлены встречно, а магнитные потоки обмоток регулятора напряжения, соответствующие двигателю, согласно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года SU1814385A1

СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ 1986
  • Гудин В.Л.
  • Головенкин В.А.
  • Хардин А.П.
  • Якимов В.В.
SU1455885A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 814 385 A1

Авторы

Головенкин В.А.

Якимов В.В.

Гонин А.Г.

Гудин В.Л.

Хардин А.П.

Даты

1995-07-20Публикация

1991-06-03Подача