Изобретение относится к судостроению, в частности к корпусам судов ледового плавания.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик судна путем повышения эффективности отвода льдин при минимальных потерях водоизмещения.
На фиг.1 показано поперечное сечение корпуса судна; на фиг.2 - вид сбоку на корпус судна; на фиг.З - вид в плане со стороны днища корпуса судна; на фиг.4 - вид в плане со стороны днища корпуса судна (если корпус судна выполнен с горизонтальной секцией днища, ширина которой возрастает в направлении к корме судна); на фиг.5 - вид сбоку корпуса судна, показанного на фиг.4; на фиг.6 - поперечное сечение корпуса судна показанного на фиг.4 и 5; на фиг„7 - вид сзади корпуса судна.
Линии элементов поперечного судового набора от 0 до 10. показанные на фиг.1,
соответствуют одиннадцати поперечным сечениям от 0 до 10, показанным на фиг.2.
Сечения 0 и 10 проходятчерез конечные точки расчетной ватерлинии. Расстояние L от плоскости поперечного сечения 0 до плоскости поперечного сечения 10 является длиной расчетной ватерлинии судна. Расстояние между двумя соседними плоскостями поперечного сечения на фиг.2 равняется 10% от длины расчетной ватерлинии.
На прилагаемых чертежах приняты следующие обозначения: поз. 11 - корпус судна, поз. 12 - горизонтальная секция днища корпуса судна; поз. 13 - наклонные секции днища корпуса судна, поз. 14 - верхняя часть секции борта, поз.15 - нижняя часть секции борта, поз. 16 - расчетная плоскость ватерлинии, поз.17 - гребные винты, поэ.18 - носовая часть корпуса судна, поз. 19 - кормовая часть корпуса судна, поз.20 - средняя часть корпуса судна, поз.21 - точка слома
О
ю XI
N5
СО
днищевой (килевой) линии судна в кормовой его части, поз.22 - линия днища судна.
Максимальная ширина горизонтальной секции днища 12 равняется А, а максимальная ширина наклонной секции днища 13 - В. Величина В замеряется в горизонтальной плоскости. Оба размера А и В составляют по крайней мере 20% от максимальной ширины корпуса судна.
Кроме того, величина А составляет не менее чем 30% от максимальной ширины С по крайней мере в зоне расположения главного шпангоута 5. Величина А у одновинтового судна равна по крайней мере диаметру Д винта 17, а у двухвинтового судна составляет по крайней мере 80% от расстояния 2F между осями винтов 17. Между элементами набора 2 и 7 борт судна предпочтительно состоит из двух частей: верхней части 14 секции борта и нижней части 15 секции борта, которая выступает на расстояние Н над расчетной плоскостью ватерлинии 16.
Соединения секций 12 и 13 днища и секций 13 и 15 соответственно днища и борта предпочтительно выполняются острыми, однако, в носовой части судна соединения по крайней мере между секциями 13 и 15 могут выполняться скругленными. При этом радиус крутизны выбирается как можно меньше, учитывая при этом общую конструкцию корпуса.
В конструкции судна, показанной на фиг.1, угол d между наклонной секцией 13 днища и горизонтальной плоскостью больше, чем угол е между наклонной частью секций 15 и вертикальной плоскостью. Величина угла d обычно колеблется в пределах от 56 до 30°, а предпочтительно от 8° до 20°.
Если на судно смотреть в расчетной плоскости ватерлинии и других горизонтальных секций, то оно имеет по существу У-образную носовую часть Т8 и сужающуюся кормовую часть 19. Средняя часть 20 корпуса судна имеет одинаковую ширину и простирается на расстояние М между носом и кормой. Тот участок судна, на котором линия 22 днища проходит в основном горизонтально, если смотреть сбоку (фиг.2), обозначен буквой Р. Горизонтальная секция 12 днища простирается назад с одинаковой шириной до конечной точки 21 участка Р, где линии 22 днища начинает подниматься. Наклонная секция 13 днища тоже проходит назад за точку 21.
На фиг.4-7 показано судно, у которого ширина горизонтальной секции 12 днища увеличивается к корме судна. В этом случае горизонтальная секция днища имеет по существу треугольную форму, как видно на
виде снизу в плане на фиг.4. В варианте на фиг.4-7 величина М или средняя часть 20 корпуса, имеющая одинаковую ширину, является большой. В судах такого типа, у кото. рых величина М составляет по крайней мере 25% от длины L расчетной ватерлинии, наиболее важной частью, где должны использоваться отличительные особенности настоящего изобретения, является часть,
располагающаяся назад от переднего сечения 23 части 20 корпуса на расстояние, равное 20% от длины L расчетной ватерлинии. Эта теоретическая контрольная линия обозначена на фиг.4 цифрой 24. Однако эта контрольная линия никогда не располагается сзади средней точки длины L ватерлинии, т.е. сзади главного шпангоута.
Судно, показанное на фиг.4-7 имеет два винта 17, установленных в соответствующих насадках 25, рули 26 расположены за двумя винтами.
В конструкции на фиг.1-3 горизонтальная секция 12 днища заканчивается в том месте передней части судна, где линия днища 22 начинает подниматься.
Судно, показанное на фиг.4-7, может быть выполнено аналогичным образом, у которого горизонтальная секция 12 днища будет заканчиваться примерно в положении
плоскости сечения 23. Однако можно продолжить горизонтальную секцию. 12 днища вперед таким образом, что образуется клиновидной формы выступ 27, выступающий вниз и вперед с корпуса. Основанием такого
клиновидного выступа служит передняя часть горизонтальной секции 12 днища.
Очень хорошо использовать систему подачи воздушных пузырьков в конструкции настоящего изобретения таким образом, чтобы выпускные отверстия 28 располагались вдоль нижней кромки наклонной секции 13 днища. Желательно эти отверстия 28 располагать как можно ближе к местам соединений между наклонными
5 секциями 13 днища и Горизонтальной секцией 12 днища. Как показано на фиг.2, отверстия 28 для выпуска воздуха расположены по всей длине участка Р.
0 у судна, имеющего клиновидный выступ 27, выступающий вниз и вперед с корпуса, желательно также, чтобы выпускные отверстия 28 были и на этой части. Это позволяет расположить воздухо-вылуск5 ные отверстия на более низком уровне возле носа судна, что в других случаях оказывается невозможным, так как линия подводной носовой части судна, предназначенного для работы во льдах, имеет большой наклон к вертикали.
Формула изобретения 1.Корпус судна ледового плавания, включающий носовую часть V-образной формы в плоскости ватерлинии, бортовые секции, каждая из которых вертикальна или имеет наклон наружу/вверх, и горизонтальную в поперечном сечении секцию днища, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения эффективности отво- да льдин при минимальных потерях водоизмещения, он выполнен с наклонными в поперечном сечении секциями днища, расположенными симметрично между гори- .зонтальной секцией днища и бортовыми секциями, причем на протяжении по меньшей мере 20-30% длины судна по ватерлинии, наклонные и горизонтальная секции днища выполнены шириной каждая по меньшей мере 20% от максимальной шири- ны корпуса судна.
2.Корпус по п.1, отличающийся тем, что угол наклона секции днища к горизонтальной плоскости больше угла наклона бортовой секции к вертикальной плоскости.
3.Корпус по пп.1 и 2, отличающий- с я тем, что горизонтальная в поперечном сечении секция днища выполнена увеличивающейся по ширине по направлению в корму судна.
4.Корпус .З, отличающийся тем, что он выполнен с клиновидным выступом, расположенным-в носовой части судна в районе подъема линии днища, причем клиновидный выступ выполнен продолжающим горизонтальную секцию днища в направлении к носу судна.
5.Корпус по пп. 1-4, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что наклонные секции днища выполнены с отверстиями для подачи воздуха, расположенными у нижних кромок упомянутых секций.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судно для работы в заполненных льдом водах | 1986 |
|
SU1554760A3 |
КОРПУС ЛЕДОКОЛЬНОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2127690C1 |
Судно ледового плавания | 1990 |
|
SU1828443A3 |
КАБИННЫЙ СУДОВОЙ БЛОК И СПОСОБ ЕГО УСТАНОВКИ | 1988 |
|
RU2068368C1 |
Судно для плавания в открытом море и покрытом льдом бассейне | 1982 |
|
SU1308188A3 |
МОРСКОЕ СУДНО ДЛЯ УКЛАДКИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ, ГИБКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2012 |
|
RU2509677C1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
Способ получения ледяного слоя для проведения судовых модельных испытаний | 1983 |
|
SU1523057A3 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
Использование: судостроение. Сущность изобретения: корпус судна ледового плавания включает носовую часть V-образ- ной формы в плоскости ватерлинии, боковые секции, которые вертикальны или наклонены наружу/вверх, горизонтальную в поперечном сечении секцию днища, а также наклонные в поперечном сечении секции днища, расположенные симметрично между горизонтальной секцией днища и бортовыми секциями. На протяжении по меньшей мере 20-30% длины судна по ватерлинии наклонные и горизонтальная секции днища выполнены шириной каждая по меньшей мере20% от максимальной ширины корпуса судна. 4 з.п.ф-лы, 7 ил.
Транспортное судно ледового плавания | 1951 |
|
SU93379A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1993-05-15—Публикация
1985-03-11—Подача