Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета Советский патент 1993 года по МПК G08G5/00 

Описание патента на изобретение SU1817125A1

датчиков высоты указателей систем воздушных сигналов на индикаторах 23...25обеепе- чивается независимая сигнализация отказов данных систем. Контроль установки давления земли, равного Рз 760 мм рт, ст., или давления на аэродроме посадки, осуществляется по разовым сигналам датчиков (указателей). 1, 3, 5 высоты с помощью второго дешифратора 27 на индикаторах 28 и 29. Проведение предполетного контроля.

обеспечивается путем включения, дополнительных тестовых сигналов и последующим решением контрольной задачи. При этом исправность работы устройства в целом сигнализируется по сигналу с выхода элемента 17 на индикаторе 18 встроенного контроля. Обеспечивается также гальваническая развязка узлов аналогового контроля от логических и исполнительных узлов. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

Похожие патенты SU1817125A1

название год авторы номер документа
Устройство для измерения частоты сердечных сокращений 1990
  • Темкин Юрий Петрович
  • Фомин Дмитрий Евгеньевич
  • Сметанкин Александр Афанасьевич
SU1759401A1
Система для автоматического управления розжигом горелки 1987
  • Александров Александр Александрович
SU1495581A1
Емкостно-электронный преобразователь перемещения 1989
  • Мельник Вадим Степанович
  • Пчолинский Александр Андреевич
  • Кантемиров Вячеслав Петрович
  • Бородин Юрий Петрович
SU1721434A1
Устройство для контроля параметров сложных систем 1984
  • Иткис Геннадий Ефимович
  • Данилин Александр Сергеевич
SU1205084A1
Устройство для контроля и регулировки положения очесывающего барабана льноуборочного комбайна 1990
  • Панкратов Александр Иванович
  • Стяжкин Василий Иванович
  • Коркин Виктор Игнатьевич
  • Бритвин Дмитрий Иванович
SU1821066A1
Устройство для контроля состояния распределенных объектов 1985
  • Стадник Николай Иванович
  • Волин Александр Семенович
  • Демиденко Владимир Иванович
  • Руденко Ирина Юрьевна
  • Скороход Владимир Георгиевич
  • Волынский Аркадий Федорович
SU1285509A1
Устройство для аварийной сигнализации 1985
  • Александров Александр Александрович
  • Иванов Лев Алексеевич
  • Ремизов Владимир Викентьевич
SU1251146A1
Устройство для перезапуска и контроля электропитания микроЭВМ 1989
  • Чистов Борис Алексеевич
  • Галушкина Людмила Сергеевна
  • Гудилин Александр Васильевич
  • Делекторский Игорь Георгиевич
SU1797122A1
Устройство для автоматического контроля параметров электрических цепей 1988
  • Бреев Евгений Владимирович
SU1638670A1
Переносной шахтный сигнализатор метана 1990
  • Гейхман Исаак Львович
  • Белоножко Виктор Петрович
  • Ивашев Александр Владимирович
  • Кисленко Александр Петрович
  • Онищенко Александр Михайлович
  • Шапарев Степан Васильевич
SU1800064A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 817 125 A1

Реферат патента 1993 года Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов. Целью изобретения является повышение функциональной надежности устройства. Информация, пропорциональная текущему значению высоты, с выходов датчиков 1,3,5 сравнивается компараторами 2, 4, 6. В дешифраторе 15 производится логическая обработка с последующей фиксацией отказов в блоке 19 памяти. Первый отказ одного из датчиков 1, 3, 5 высоты сигнализируется соответственно на одном из индикаторов 23,..25. При наличии двухот- казной ситуации обеспечивается сигнали- зация первого отказа с дополнительной предупреждающей сигнализацией на индикаторе 16. При использовании в качестве

Формула изобретения SU 1 817 125 A1

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в бортовом оборудовании летательных аппаратов..

Целью изобретения является повыше- ние функциональной надежности путем по- вышения достоверности контроля и исключения ложной сигнализации отказа как при отказах датчиков высоты, так и при сбоях бортового электропитания, т.е. повы- шение безопасности самолетовождении.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства для контроля и сигнализации высоты полета самолета; на фиг.2 - функциональная схема компаратора; на фиг. 3 - передаточная характеристика компаратора; на фиг. 4 - таблица соответствия первого дешифратора; на фиг. 5 - функциональная схема блока памяти.

Устройство для контроля и сигнализа- ции высоты полета самолета содержит первый датчик 1 высоты, первый вывод которого соединен с первым входом первого компаратора 2 и вторым входом третьего компаратора 6, первый вывод второго дат- чика 3 высоты соединен с. первым входом второго компаратора 4. и вторым входом первого компаратора 2, первый вывод третьего датчика высоту 5 соединен с первым входом третьего компаратора б И.вто-

рым входом второго компаратора 4. Первый выход источника 7 питания соединен со вторыми выводами первого 1, второго 3 и третьего 5 датчиков высоты и третьими входами

. первого 2, второго 4 и третьего 6 компара- торов. Второй выход источника 7 питания соединен с третьими выводами первого 1, второго 3 и третьего 5 датчиков высоты, с четвертыми входами первого 2, второго 4 и третьего 6 компараторов и, с первым инфор- мационным входом первого электронного ключа 8, четвертые выводы первого 1, вто рого 3 и третьего 5 датчиков высоты соединены соответственно со входами первого 9, второго 10 и третьего 11 делителей напря-

жения. Третий выход источника 7 питания подключен ко второму информационному входу первого электронного ключа 8, выход которого соединен с пятыми входами первого 2, второго 4 и третьего б компараторов, выходы которых соединены со входами соответственно первого 12, второго 13итреть- его 14 оптоэлектронных ключей, выходы которых соединены соответственно с первым, вторым, третьим входами первого дешифратора 15, первый выход которого соединен со входом индикатора 16 неисправности датчиков высоты и первым неинвертирующим входом четвертого элемента ИЛИ 17, выход которого соединен со вводом индикатора 18 встроенного контроля канала высоты, Второй,третий,четвертый и пятый выходы первого дешифратора 15 соединены соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока 19 памяти, первый выход которого соединен с первым входом первого элемента И 20 и с инвертирующим входом четвертого элемента И 17, второй выход блока 19 памяти соединен с первым входом второго 21 и со вторым неинвертирующим входом четвертого элементов И 17. Третий выход блока 19 памяти соединен с первым входом третьего 22 и с третьим неинвертирующим входом четвертого 17 элементов И. Выходы первого 20, второго 21 и третьего 22 элементов И соединены со входами индикаторов 23, 24, 25 неисправности соответственно первого 1, второго 3 и третьего 5 датчиков высоты. Выход первого делителя.9 напряжения соединен с первым информационным входом второго электронного ключа 26, выход которого подключен к первому входу второго дешифратора 27, первый и второй выходы которого соединены соответственно со входами первого 28 и второго 29 индикаторов заданного давления. Выход второго делителя 10 напряжения подключен ко второму входу второго дешифратора 27. Выход третьего делителя 11 напряжения соединен

с первым информационным входом третьего электронного ключа 30, выход которого соединен с третьим входом второго дешифратора 27. Прямой и инвертирующий выходы генератора 31 соединены со вторыми информационными .входами соответственно второго 26 и третьего 30 электронных ключей, первый вход элемента ИЛИ 32 является первым входом устройства В К. Выход элемента ИЛИ 32 подключен к входам четвертого электронного ключа 33 и четвертого делителя 34 напряжения, выход которого соединен с четвертым входом первого дешифратора, с четвертым неинвертирующим входом четвертого элемента 17 И и с управляющими входами второго 26 и третьего 30 электронных ключей. Выход четвертого оптоэлектронного ключа 33 соединен со входом управления первого электронного ключа 8. Вход ключа 35 является вторым входом устройства П. Выход ключа 35 соединен с вторым входом элемента ИЛИ 32, Вторые входы первого 20, второго 21 и третьего 22 элементов И является соответственно третьим РК1, четвертым РК 2 и пятым РК 3 входами устройства.

Первый вывод первого резистора 36 является первым входом первого 2, второго 4 и третьего 6 компараторов, первый вывод второго резистора 37 является вторым входом первого 2, второго 4 и четвертого 6 компараторов. Второй вывод второго резистора 37 соединен с первым выводом третьего резистора 38 и с неинвертирующим входом первого операционного усилителя 39. Второй вывод третьего 38 и первые выводы четвертого 40, пятого 41, шестого 42, седьмого 43, восьмого 44. девятого 45, десятого 46 и одиннадцатого 47 объединены и являются четвертым входом первого 2, второго 4 и третьего 6 компараторов. Первый вывод двенадцатого резистора 48 является третьим входом первого 2, второго 4 и третьего 6 компараторов. Второй вывод двенадцатого резистора 48 соединен со вторым выводом одиннадцатого резистора 47 и первым выводом тринадцатого резистора 49, второй вывод которого соединен со вто- -рым выводом четырнадцатого резистора 50 и инвертирующим входом второго операционного усилителя 51. Первый вывод пятнадцатого резистора 52 является пятым входом первого 2, второго 4 и третьего 6 компараторов, Второй вывод пятнадцатого резистора 52 соединен со вторыми выводами первого 36 и четвертого 40 резисторов, с первыми выводами шестнадцатого 53 и семнадцатого 54 резисторов и, с инвертирующим входом первого операционного усилителя 39, выход которого соединен с

анодом первого 55 и катодом второго 56 диодов. Катод первого диода 55 соединен с первыми выводами восемнадцатого 57 и девятнадцатого 58 резисторов. Анод вто- 5 рого диода 56 соединен со вторым выводом четырнадцатого резистора 50 и с первым выводом двадцатого резистора 59, второй вывод которого соединен со вторыми выводами шестого 42 и семнадцэ0 того 54 резисторов. Второй вывод восемнадцатого резистора 57 соединен со вторыми выводами пятого 41 и шестнадцатого 53 резисторов. Второй вывод девятнадцатого резистора 58 соединен со вторым

5 выводом седьмого 43 резистора, с первым выводом двадцать первого резистора 60 и с неинвертирующим входом второго операционного усилителя 51, выход которого соединен с анодом третьего диода 61 и с

0 первым выводом двадцать второго резистора 62, второй вывод которого соединен со вторыми выводами девятого 45 и двадцать, первого 60 резисторов, катод третьего диода 61 соединен со вторым выводом деся5 того резистора 46 и является выходом первого 2, второго 4 и третьего 6 компараторов..

Первые входы первого 63, второго 64 и третьего 65 элементов И являются соответ0 ственно первым, вторым и третьим входами блока.19 памяти. Входы установки в нулевое состояние первого 64, второго 67 и третьего 68 триггеров обьединены и являются четвертым входом блока 19 памяти. Выход пер5 вого элемента 63 И соединен со входом установки в единичном состоянии первого триггера 66, выход которого соединен со входом первого элемента 69 задержки, выход которого соединен со входом первого

0 инвертора 70, выход которого соединен со вторыми входами второго 64 и третьего 65 элементов И и является первым выходом блока 19 памяти. Выход второго элемента И 64 соединен со входом установки в единич5 ное состояние второго триггера 67, выход которого соединен со входом второго элемента 71 задержки, выход которого соединен со входом второго инвертора 72, выход которого соединен со вторым входом второ0 го элемента И 64, третьим входом третьего элемента И 65 и является вторым выходом блока 19 памяти. Выход третьего элемента И 65 соединен с входом установки в единичное состояние третьего триггера 68, выход

5 которого соединен со входом третьего элемента 73 задержки, выход которого соединен со входом третьего инвертора, выход которого соединен с третьими входами первого 63 и второго 64 элементов И и является третьим выходом блока 19 памяти.

В качестве элементной базы для реализации устройства могут быть использованы микросхемы 136,140, 564,533 серий. Следует отметить, что первые выводы датчиков 1, 3, 5 являются аналоговым выходом данных датчиков. Напряжение на этих выводах пропорционально текущей высоте полета самолета. Вторые и третьи выводы датчиков 1, 3, 5 высоты являются концом и началом выходных потенциометров, соединенных с первым и вторым выходом источника 7 питания, Причем первый выход источника 7 питания является выходом эталонного стабилизированного напряжения, а второй выход данного источника является выходом нулевого потенциала (Землей), не соединенной с корпусом устройства. Третьим выходом источника 7 питания является часть выходного стабилизованного напряжения, снимаемого с резистивного делителя. Источник питания 7 обеспечивает необходимыми напряжениями узлы сравнения 2, 4, 6, обработки 8, 12...14, Остальные узлы устройства обеспечиваются напряжениями питания, общая шина которых соединена с корпусом устройства. Данные напряжения могут формироваться как источником 7 питания, так и с помощью дополнительного источника питания, бптоэлектронные ключи 8, 12...14 обеспечивают гальваническую развязку по цепям питания узлов аналогового сравнения сигналов с датчиков 1, 3, 5 от узлов логической обработки результатов сравнения. При этом сигналы на первый, второй, третий, четвертый и пятый входы а также сигналы с четвертого вывода датчиков 1,3, 5, поступают относительно корпуса устройства (сигнал на втором входе П представляет собой напряжение 27В, появляющееся при включении бортового электропитания), Причем четвертый вывод датчиков 1, 3, 5 высоты соединен с микровыключателем, выполненным, например, в виде контактов, за- мыкакш(ихся кулачковым механизмом. Индикаторы 16, 28, 29 представляют собой светосигнализаторы, причем индикаторы 16, - 28 устанавливаются на приборной доске пилотов, индикатор 29 устанавливается на приборной доске штурмана, Индикатор 18, выполненный в виде светодиода, располагается совместно с ключом 15, выполненным в виде переключателя кнопочного типа на лицевой панели устройства, Индикаторы 23...25 представляют собой бленкеры указателей высоты УВ-75-15 системы типа СВС- 1-72-1. В качестве данных индикаторов могут быть сигнализаторы иного типа,

При реализации блока 19 памяти на микросхемах 564 серии постоянная времени RC-элементов 69, 71. 73 задержки, каждый из которых состоит из резистора и конденсатора, причем первый вывод резистора является входом каждого из элементов задержки, второй вывод резистора соединен

с первым выводом конденсатора и является выходом каждого из элементов задержки, а второй вывод конденсатора соединен с общей шиной источника 7 питания, составляет 5...10 мс. Причем при отключе0 ним питания, уровень логической единицы сохраняется на выходах, указанных конденсаторах элементов 69, 71, 73 задержки в течении времени, не менее 1-3 мин. Устройство для контроля и сигнализации высоты

5 полета самолета работает следующим образом. После подачи напряжения питания, по- тенциометрические выходы датчиков высоты 1, 3, 5 запитываются эталонным напряжением, не связанным с корпусом само0 лета. Текущее значение высоты поступает на входы компараторов 2, 4, 6, где они сравниваются и при рассогласовании данных сигналов, превышающим порог срабатывания, на выходе компараторов появляется

5 положительный потенциал. Данный сигнал с помощью оптоэлектронных ключей 12,,. 14 преобразуется к уровню логической единицы, поступающей на входы первого дешифратора 15. При отсутствии рассогласования

0 сигналов с выходов датчиков высоты, на выходах компараторов 2,4, 6 и соответственно на первом, втором и третьем входах первого дешифратора 15 формируется уровень лоп/г- ческого нуля. Сигналы на выходе первого

5 дешифратора 1.5 формируются согласно таблице соответствия, приведенной на фиг. 4. При наличии рассогласования, превышающего порог срабатывания одного из компараторов 2, 4, б и вызванного различными

0 показаниями только двух датчиков высоты, положительный потенциал появляется на выходе соответствующего компаратора и на первом выходе первого дешифратора 15 появляется сигнал логической единицы (режи5 мы 3, 4, 6 таблицы соответствия). При этом появляется предупреждающая сигнализация на первом индикаторе 16 неисправности, сигнализируя экипажу о возможном появлении отказа одного из датчиков высо0 ты, В случае наличия рассогласований превышающих порог срабатывания на двух компараторов и вызванных различием выходных сигналов одного из датчиков высоты 1, 3, 5 от двух других, на выходе соответст5 вующих компараторов и соответствующем выходе первого дешифратора 15, формируется сигнал логической единицы (режимы 5,, 7, 8 таблицы соответствия), Данный сигнал фиксируется в блоке 19 памяти и на одном из его выходов появляется сигнал логического нуля (при отсутствии рассогласования сигналов на выходах датчиков высоты, превышающих пороговое значение, на выходах блока 19 памяти сигналы логической единицы). Наличие данного сигнала приводит к снятию сигнала высокого уровня на выходе одного из элементов И 20...22, появлению сигнализации отказа на одном из индикаторов 23.,.25 неисправности датчиков 1, 3, 5 высоты (например, выпадает бленкер отказа на указателе высоты типа УВ-75-15). Если после появления отказа одного из датчиков высоты произойдет отказ любого из двух оставшихся, то это приведет к срабатыванию третьего компаратора и соответственно, на всех выходах первого дешифратора 15 появятся сигналы логической единицы, что соответствует наличию двухотказной ситуаций. Однако на индикаторах 23..,25 сохранится индикация отказа одного из датчиков высоты, а также формируется сигнализация предупреждения на индикаторе 16. В данной (двухотказной) ситуации экипаж согласно РЛЭ сравнивает показания датчиков высоты 1,3,5с показаниями механического дублирующего указателя, устанавливаемого на приборной доске пилотов для повышения надежности и безопасности канала высоты, определяет по механическому дублирующему указателю исправный электромеханический датчик (указатель) высоты. Определение исправного датчика высоты, из числа контролируемых 1, 3, 5 необходимо для повышения безопасности самолетовождения, т.к. датчики 1, 3, 5 высоты обладают лучшими точностными характеристиками по отношению к механическому дублеру, т.е. несмотря на то, что устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета является двухотказной, при появлении второго отказа не происходит формирование ложной сигнализации отказов трех датчиков высоты, поскольку происходит запоминание первого отказа с последующим формированием дополнительного предупреждающего сигнала экипажу самолета. В то же время независимо от состояния выходов блока 19 памяти, при отказе систем типа СВС-1-72-1 и пропадании сигналов исправности, поступающих на третий РК1, четвертый РК2 и пятый РКЗ входы устройства, на индикаторах 23.,.25 обеспечивается сигнализация отказа соответствующего подканала или датчика высоты, Рассмотренный выше контроль и сигнализация позволяет исключить ошибки экипажа при установке на датчиках высоты давление земли Рз, равное давлению в настоящий момент на аэродроме посадки:

Кроме того, в данном устройстве осуществляется контроль установки давления земли Рз 760 мм рт. ст., которое экипаж обязан выставить в режиме взлета, что так- 5 же повышает безопасность пилотирования и исключает ошибки экипажа. При установке давления земли, равного 760 мм рт. ст., на четвертых выходах датчиков высоты 1, 3, 5 формируются сигналы высокого уровня,

.0 которые на выходах делителей 9... 11 напряжения преобразуются в уровень логической единицы (при установке на датчиках 1, 3, 5 высоты давления, равное давлению в настоящий момент на аэродроме, при заходе на

5 посадку, на четвертых выходах датчиков 1, 3, 5 высоты и соответствующих преобразователей уровня формируется сигнал логического нуля}. Данные сигналы через электронные ключи 26, 30 и непосредст0 веино с выхода второго делителя 10 напряжения поступают на вход второго дешифратора 27, который представляет собой обычный двоичный дешифратор. При одинаковой установке давления земли на

5 трех указателях, на выходах второго дешифратора 27 формируются сигналы логического нуля и, соответственно, сигнализация на индикаторах 28, 29 заданного давления отсутствует. Данное устройство обеспечивает

0 включение предупредительной сигнализации пилотом на индикаторе 28 и штурману на индикаторе 29, в том случае, если один из членов экипажа совершил ошибку при установке необходимого давления

5 на датчиках (указателях) высоты. В этом случае, на одном из выходов второго дешифратора 27 формируется сигнал логической единицы с последующей индикацией данной ошибк и на соответствующем инди0 каторе. При этом датчик 5 высоты устанавливается на приборной доске штурмана. Следует отметить, что повышению надежности контроля для обеспечения, безопасности самолетовождения способствует

5 проведение предполетного встроенного контроля данного устройства.При этом, индикатор 18 встроенного контроля, установленный на лицевой панели устройства для контроля и сигнализации высоты полета

0 самолета, сигнализирует об исправной работе устройства в целом. Принцип встроенного контроля основан на включении дополнительных тестовых сигналов и по- . следующем решении контрольной задачи,5 Разовый сигнал встроенного контроля В К поступает с пульта управления экипажа. Кроме того, сигнал встроенного контроля может быть подан нажатием ключа 15 (переключателя кнопочного типа) на лицевой панели устройства.

Поступление данного сигнала в виде напряжения высокого уровня проводит к появлению сигнала логической единицы на выходе четвертого делителя 34 напряжения и на выходе четвертого оптоэлектронного ключа 33, что в свою очередь приводит к появлению на выходах электронных ключей 8, 26, 30 сигналов, подключенных ко второму информационному входу данных ключей. Следует отметить, что перед проведением встроенного контроля экипажу следует убедиться в отсутствии сигнализации на индикаторах 16, 23...25, 28. 29, что свидетельствует об исправной работе канала высоты, После появления сигналов встро- енного контроля, на четвертый вход компараторов 2, 4, 6 поступает сигнал рассогласования, превышающий порог срабатывания, данных компараторов с учетом допустимых погрешностей выходных сигна- лов датчика 1, 3, 5, высоты. При этом на выходе первого дешифратора 15 формируются сигналы согласно режиму 2 .таблицы соответствия, что приводит к появлению предупредительной сигнализации на инди- катерах 16, 23. Причем работа устройства в режиме встроенного контроля анализируется четвертым элементом И 17, При исправной работе, на выходе, данного элемента появляется уровень логической единицы, что приводит к сигнализации исправности контроля на пятом индикаторе 18. Одновременно сигналы с низкочастотного {1...3 Гц) генератора 31 поступают на второй дешифратор 27, что приводит к поочередному по- явлению сигналов на индикаторах 28, 29. Наличие прерывистой сигнализации на индикаторах 28, 29 способствует повышению внимания членов экипажа к установке кремальерой необходимого давления на дат- чиках (указателях) высоты.

Каждый из компараторов 2, 4, б выполнен в виде двухпорогового амплитудного дискриминатора биполярной разности входных сигналов, Причем на входы 1, 2 данных компараторов поступают сигналы одинаковой (положительной) полярности. Величина опорного напряжения Uon формируется делителям R11, R12 по сигналу также положительной полярности, поступающему на третий вход. На пятый вход компаратора поступает сигнал только в режиме встроенного контроля. При отсутствии данного режима пятый вход компаратора через электронный ключ 8 соединяется с выходом нулевого потенциала источника 7 питания и соответственно третьим входом компэрзто- ра. Постоянные коэффициенты передачи усилителя 39 рассогласования по первому входу Ki и по второму входу К., при выборе

резисторов R1, R2, R15...R17 на порядок больших резисторов R3, R4, равенство R16 R17 и наличии положительного или отрицательного рассогласования между входными сигналами соответствуют:

,R16 R17

R1

R1

О)

К2

R3/R4 +R16) R3(R4 -f R17)

( R2 + R3 ) R4 CR2 + R3 ) R4

(2)

Причем для обеспечения высоких точност- ных характеристик осуществляют Ki K.2 с помощью резисторов R3, R4. При равенстве коэффициентов Ki К2 Ki(2) величины порогов срабатывания A U+ ЕВх2 - ЕВх1, при равенстве R5 R6 и R18 R20, соответствуют:

Ди+-|ди|-( 3

К./эП KVar2 Kl(2) КЗ К 1(2) К4(4)

-±J

R6

„ . „ R5+R18 R6 + R20 ,..,

К-З - М - ----5с--- - ---Бй--- 1ч

R5

Коэффициент передачи по сигналу, поступающему на пятый вход компаратора, равен:

R17 R15

(б)

Таким образом ширина канала дискриминации, равная Д U Д U+ + IД U I, может регулироваться независимо, с помощью коэффициентов Кз и , при одном фиксированном опорном напряжении Uon, и малых аппаратурных затратах. Для повышения помехоустойчивости и исключения ложных срабатываний в компараторе предусмотрен гистерезис определяемый величиной выходного напряжения насыщения UBUX, второго усилителя 51 и соотношением резисторов R9, R22

11 , (I ивых R9 Ur4.ur-

(7)

При отсутствии рассогласования между сигналами на первом и втором входе компаратора, на выходе второго усилителя 51 отрицательный потенциал, а на выходе Евых компаратора, величина напряжения, практически, равна нулю. При наличии рассогла- сования превышающего пороговое. значение, на выходе компаратора положительный потенциал, определяемый выходным напряжением второго усилителя 51 и

величиной падения напряжения на третьем диоде 61. Напряжения срабатывания и отпускания компаратора при положительном и отрицательном рассогласовании определяются:UcP l-Ucpl AU+ + lUr-l IAU-I +Ur-l (8)

Uorn. I -Uorn. I A U+ - Ur+ IA U-1 - Ur+ (9) В заявленном компараторе

R1 R2 R15, R3 « R4, R5 « R6, R7 - R8, R16 R17, R18-R20, R13 R14 R19 R21.

В блоке 19 памяти осуществляется запоминание первого отказа по сигналам поступающим на первый, второй или третий входы. Первый отказ запоминается на одном из триггеров 66, 67. 68 RS-типа с последующей блокировкой прохождения сигналов отказа на вторые установочные входы оставшихся триггеров. Причем при отсутствии сигналов отказа на входах блока 19 памяти (на первом, втором и третьем входе присутствует сигнал логического нуля), на четвертый.вход блока 19 памяти и соответственно на входы установки в нулевое состояние триггеров 66, 67, 68, поступает сигнал начальной установки в виде сигнала логической единицы, по которому на выходах блока 19 памяти формируется также сигнал логической единицы.

Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета эксплуатируется на самолетах, качество электроснабжения которых определяется ГОСТ 19705-81 согласно которому допускается занижение вплоть до пропадания на время до 80 мс напряжения питания. В связи с этим для исключения ложных срабатываний при сбоях электроснабжения при наличии двухотказной ситуации, в блок 19 памяти введены первый 69, второй 71 и третий 73 элементы задержки. Таким образом, если после появления отказа первого датчика 1 высоты, произошел отказ второго датчика 3 высоты, то на выходе первого триггера 66 и первого элемента 69 задержки формируется сигнал логической единицы, а на выходе первого инвертора 70 - сигнал логического нуля, запрещающий прохождение сигналов отказа по второму и третьему входу блока 19 памяти на входы установки в единичное состояние второго 67 и третьего 68 триггеров. При пропадании напряжения питания блока 19 памяти, вызванного сбоями бортового электропитания, на элементах 69, 71, 73 сохраняются потенциалы, соответствующие режиму контроля, предшествующего сбою. Эти потенциалы практически не изменяются в течении указанного выше времени. (После окончания сбоя и появлении напряжения питания не возникает неопределенной ситуации и ложного определения первого 5 прошедшего ранее отказа, поскольку состояние входов первого 63, второго 64 и третьего 65 элементов И однозначно определены потенциалами первого 69. второго 71 и третьего 73 элементов задержки, которые 0 через первый 70, второй 72 и третий 74 инверторы поступают на соответствующие входы указанных выше элементов И. Поэтому сигнал с первого входа блока -19 памяти проходит на вход установки в единичное 5 состояние первого триггера 66, восстанавливая состояние узлов данного устройства, предшествующее сбою.

Наличие гальванической развязки узлов аналогового контроля от логических и ис- 0 полнительных узлов, особенности построения отдельных узлов устройства с соответствующими связями, позволяют обеспечить как высокие точностные характеристики контроля, так и высокую его по- 5 мехозащищенность. Таким образом, по сравнению с известным, данное устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета обеспечивает повышение достоверности контроля и исключение лож- 0 ной сигнализации как при отказах датчиков высоты, так и при сбоях бортового электропитания, повышая тем самым функциональную надежность контроля, что в свою очередь, повышает безопасность самолето- 5 вождения.

Формула изобретения 1. Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета, содержащее первый, второй и третий датчики высоты, 0 первый, второй и третий компараторы, первый вывод первого датчика высоты соединен с первым входом первого компаратора, первый вывод второго датчика высоты соединен с первым входом второго и с вторым 5 входом первого компараторов, первый вывод третьего датчика высоты соединен с первым входом третьего и вторым входом второго компараторов, первый вывод первого датчика высоты соединен также с вто- 0 рым входом третьего компаратора, элемент ИЛИ, первый элемент И, индикатор неисправности датчиков высоты, источник питания, отличающееся тем, что, с целью повышения функциональной надежности 5 устройства, в него введены ключ, первый, второй и третий электронные ключи, первый, второй, третий и четвертый делители напряжения, блок памяти, первый и второй дешифраторы, второй, третий и четвертый элементы 14, индикатор встроенного контроля канала высоты, индикаторы неисправности первого, второго и третьего датчиков высоты, генератор, первый и второй индикаторы заданного давления, первый выход источника питания соединен с вторыми вы- водами первого, второго и третьего датчиков высоты и с третьими входами первого, второго и третьего компараторов, второй выход источника питания соединен с третьими выводами первого, второго и третьего датчиков высоты, с. четвертыми входами первого, второго и третьего компараторов, и с первым информационным входом первого электронного ключа, четвертые выводы первого, второго и третьего датчиков высо- ты соединены соответственно с входами первого, второго и третьего делителей напряжения, третий выход источника питания подключен к второму информационному входу первого электронного ключа, выход которого соединен с пятыми входами пе.рво- го, второго м третьего компараторов, выходы которых соединены с входами соответственно первого, второго и третьего оптоэлектронных ключей, выходы которых соединены соответственно с первым, вторым и третьим входами первого дешифратора, первый выход которого соединен с входом индикатора неисправности датчиков высоты и первым неинвертирующим входом четвертого элемента И, выход которого соединен с входом индикатора встроенного контроля канала высоты, второй, третий, четвертый и пятый выходы первого дешифратора соединены соответствен- но с первым, вторым, третьим и четвертым входами блока памяти, первый выход которого соединен с первым входом первого элемента И и с инвертирующим входом чет- вертого элемента И, второй выход, блока па- мяти соединен с первым входом второго и с вторым неинвертирующим, входом четвертого элементов И, третий выход блока памяти соединен с первым входом третьего и с третьим неинвертирующим входами четвер- того элементов И, выходы первого, второго и третьего элементов И соединены с рхода- ми индикаторов неисправности соответственно первого, второго «третьего датчиков высоты, выход первого делителя напряже- ния соединен с первым информационным входом второго электронного ключа, выход которого подключен к первому входу второ- го дешифратора, первый м второй выходы которого соединены соответственно с вхо- дами первого и второго индикаторов заданного давления, выход второго делителя напряжения подключен к второму входу йторого дешифратора, выход третьего делителя напряжения соединен с первым информационным входом третьего электронного ключа, выход которого соединен с третьим входом второго дешифратора, прямой и инвертирующий выходы генератора соединены с вторыми информационными входами соответственно второго и третьего электронных ключей, первый вход элемента ИЛИ является первым входом устройства, выход элемента ИЛИ подключен к входам четвертого электронного ключа и четвертого делителя напряжения, выход которого соединен с четвертым входом первого дешифратора, с четвертым неинвертирующим входом четвертого элемента И и с управляющими входами второго и третьего электронных ключей, выход четвертого оптоэлектронно- го ключа соединен с входом управления первого электронного ключа, вход ключа является вторым входом устройства, выход ключа соединен с вторым входом элемента УШИ, вторые входы первого, второго и третьего элементов И являются соответственно третьим, четвертым и пятым входами устройства.....; . ,

2. Устройство поп. 1,отл ичающее- с я тем, что каждый компаратор содержит два операционных усилителя, двадцать два резистора и три диода, первый вывод первого резистора является первым входом компаратора, первый вывод второго резистора является вторым входом компаратора, второй вывод второго резистора соединен с первым выводом третьего резистора и с иеиивертирующим входом первого операционного усилителя, второй вывод третьего и первые выводы с четвертого по одиннадцатый резисторов объединены и являются четвертым входом компаратора, первый вывод двенадцатого резистора является третьим входом компаратора, второй вывод двенадцатого резистора соединен с вторым выводом одиннадцатого резистора и первым выводом тринадцатого резистора, второй вывод которого соединен с вторым выводом восьмого резистора/первым выводом четырнадцатого резистора и: инвертирующим входом второго операционного усилителя, первый вывод пятнадцатого резистора является пятым входом компаратора, второй вывод пятнадцатого резистора соединен с вторыми выводами первого и четвертого резисторов, с первыми выводами шестнадцатого и семнадцатого резисторов и с инвертирующим входом первого операционного усилителя, выход которого соединен с анодом первого и катодом второго диодов, катод первого диода соединен с первыми выводами восемнадца- того и девятнадцатого резисторов, анод второго диода соединен с вторым выводом

четырнадцатого резистора и с первым выводом двенадцатого резистора, второй вывод которого соединен со вторыми выводами шестого и семнадцатого резисторов, второй вывод восемнадцатого резистора соединен с вторыми выводами пятого и шестнадцатого резисторов, второй вывод девятнадцатого резистора соединен с вторым выводом седьмого резистора, с первым выводом двадцать первого резистора и с неинверти- рующим входом второго операционного усилителя, выход которого соединен с анодом третьего диода и с первым выводом двадцать второго резистора, второй вывод которого соединен с вторыми выводами де- вятого и двадцать первого резисторов, катод третьего диода соединен с вторым выводом десятого резистора и является выходом компаратора.

3. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что блок памяти содержит три триггера, три элементы И, три элемента задержки, три инвертора, первые входы первого, второго и третьего элементов И являются соответственно первым, вторым и третьим входами блока, входы установки в нулевое

Фиг. 2

состояние первого, второго и третьего триггеров объединены и являются четвертым входом блока, выход первого элемента И соединен с входом установки в единичное состояние первого триггера, выход которого соединен с входом первого элемента задержки, выход которого соединен с входом первого инвертора, выход которого соединен с вторыми входами второго и третьего элементов И и является первым выходом блока, выход второго элемента И соединен с входом установки в единичное состояние второго триггера, выход которого соединен с входом второго элемента задержки, выход которого соединен с входом второго инвертора, выход которого соединен с вторым входом второго элемента И, третьим входом третьего элемента И и является вторым выходом блока, выход третьего элемента И соединен с входом установки в единичное состояние третьего триггера, выход которого соединен с входом третьего элемента задержки, выход которого соединен с входом третьего инвертора, выход которого соединен с третьими входами первого и второго элементов И и является третьим выходом блока.

к vow

Фиг.Ь блок памяти

. v - von л + - KYUZI

Фиг.Ъ

„ J

Фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1817125A1

УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА САМОЛЕТА 1980
  • Оже В.И.
SU902611A1
Топка с несколькими решетками для твердого топлива 1918
  • Арбатский И.В.
SU8A1
Авторское свидетельство СССР №743442, кл.б 08 G 5/00, 1978

SU 1 817 125 A1

Авторы

Чистов Борис Алексеевич

Бабич Александр Николаевич

Сычев Александр Петрович

Фетахдинов Салех Юсупович

Даты

1993-05-23Публикация

1990-03-14Подача