Изобретение относится к способам определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир с помощью электромаховичных двигателей (ЭМД) и может быть использовано в следящих системах управления.
Известны способы измерения относительной угловой скорости движения объектов, измеряют текущее угловое отклонение
ориентируемой оси от направления на ориентир и выполнение операции дифференцирования функции р l(t).
Недостатком такого способа является то, что при наличии помех в измеренном сигнале р будут иметь место помехи при определении относительной угловой скорости.
В известном способе измеряют угловое отклонение ориентируемой оси от направления на ориентир, прилагают к ориентируемому обьекту управляющее воздействие, сформированные в функции измеренного отклонений, при помощи электромахович- ных двигателей (ЭМД), измеряют скорости вращения маховиков, скорость вращения определяют через момент инерции и разность суммарного кинетического момента и .накопленного ЭМД.
Недостатком этого известного способа является то, что он применим только тогда, когда известен и неизменен суммарный кинетический момент, накопленный объектом, например, после его обнуления; в последующие отрезки времени под действием внешнего возмущающего момента Мьвек- (т$р накопленного кинетического момента G(t) будет изменяться по закону
G(t) Kt)dt
и его нельзя считать известным, например, нулевым.
Вторым недостатком является то, что известный способ не определяет относительную угловую скорость объекта по отно- шениТо к движущемуся ориентиру (определяет абсолютную угловую скорость).
Целью изобретения является повышение точности.
Поставленная цель достигается тем, что измеряют угловое отклонение ориентируемой оси от направления на ориентир р , прикладывают к ориентируемому объекту управляющее воздействие, сформированное в функции измеренного отклонения, при помощи электромаховичных двигателей (ЭМД), измеряют скорости вращения маховиков ЭМД, определяют моментом времени, когда угловое отклонение достигает экспериментального значения/запоминают скорость вращения маховика для этого момента времени.а относительную угловую скорость объекта управления р определяют в соответствии со следующим выражением
p -i(Q-QO
Q - текущая скорость вращений маховика ЭМД.
Кроме того, предлагается в случае, когда используется для ориентации объекта ре- лейный датчик ориентации с одним порогом срабатывания и отпускания, измерять и запоминать скорости вращения маховика ЭМД при срабатывании и отпускании порога, а значение скорости в момент достиже
кия угловым отклонением экстремального значения определять в соответствии со следующим выражением
15
О
Q)i+Q)2
где Q 01 и Qoa скорости вращения маховика ЭМД при срабатывании и отпуска- нии порога соответственно, причем аинтер20 вале срабатывания и отпускания порога момент, прикладываемый к объекту, постоянен (управляющий момент при сработавшем пороге или возмущающий момент при отпущенном пороге).
25 Сущность способа поясняется следующим. Поддержание ориентации с помощью исполнительных органов возможно только в режиме колебаний, это единственный способ иметь в среднем р 0. При колебани30 ях всегда имеют место моменты времени, когда угловое отклонение р относительно ориентира-достигает экстремумов (мак- симумов. и минимумов). В эти моменты времени относительная угловая скорость
35 ф проходит через нуль ( ф 0). Рассмотрим один канал управления, где ось канала управления является главной и центральной. Для этого канала управления справедливо
выражение 40
.G -lp+J Q,
(2)
где G - проекция вектора кинетического мо- мента всей системы на ось управления; I и I - моменты инерции объекта и маховика ЭМД соответственно;
р и Q - проекции абсолютной угловой скорости объекта на ось управления и относительная скорость вращения маховика
ЭМД по отношению, к объекту. Величину р можно представить следующим образом:
Изобретение относится к способам определения относительной угловой скорости при колебательном процессе управления ориентацией объекта на подвижный ориентир с помощью электромаховичных двигате- лей. Целью изобретения является повышение точности. Для достижения указанной цели измеряют угловое отклонение ориентируемой оси от направления на ориентир, прикладывают к ориентируемому объекту управляющее воздействие, сформированное в функции измеренного отклонения, при помощи электромаховичных двигателей (ЭДМ), измеряют скорость вращения маховиков ЭДМ, определяют момент времени, когда угловое отклонение достигает экстремального значения, запоминают скорость вращения маховика в этот момент времени, а относительную угловую скорость объекта управления определяют по формуле tp i/l ( Q - Q$ , где I - априорно из- вест.чый момент инерции маховика ЭДМ; I - априорно известный момент инерции объекта управления; Q - скорость вращения маховика в момент достижения угловым отклонением экстремального значения; Q - текущая скорость вращения маховика ЭДМ, причем при использовании релейного датчика ориентации с одним порогом срабатывания и отпускания измеряют и запоминают скорости вращения маховика ЭДМ при срабатывании и отпускании, а значение скорости в момент достижения углового отклонения экстремального значения определяют как полусумму этих скоростей. 1 з.п. ф-лы. со С 00 ю оо со
где i-априорно известный момент инерции маховика ЭМД;
I - априорно известный момент инерции объекта управления;
Q. - скорость вращения маховика в момент достижения угловым отклонением экстремального значения:
Р ф+Pf.,
(3)
55
где у , Р - относительная и переносная скорости соответственно.
Подставив (3) в (2) получаем
G - К р + Р) + I Q
(4)
При экстремуме (максимум или минимум) относительная скорость I 0 и из (4) получаем
G IP + I Q .
где Q - угловая скорость маховика ЭМД в момент экстремума р .
Вычитая из (5) выражение (4) получаем выражение для определения относительной угловой скорости
- (0-а)
Таким образом, использование датчика ориентации с возрастающей характеристикой (необязательно линейной) и исполнительного органа в виде электромаховичного двигателя позволяет определить относи- тельную угловую скорость объекта по оси канала управления.
Важным достоинством вышеописанного способа является то, что величина Q легко доступна измерению (при необхо- димости весьма точному) и в силу больших численных соотношений между моментами инерции I и I воспроизводят ф в весьма крупном масштабе. Это позволяет получать информацию с чрезвычайно малых ва- риантах ф , трудно поддающихся определению иными методами. Можно добиться, что колебания ф в рассматриваемом случае определяются практически без задержки во времени, поскольку измерение составляет с этой точки зрения технически несложную задачу.
Для определения необязательно использовать датчик ориентации с возрастающей характеристикой. Можно исполь- зовать и чисто релейный датчик с одним и тем же порогом срабатывания и отпускания. Если после срабатывания (отпускания) порога релейного датчика ориентации к объекту прикладывается постоянный по величине момент (в первом случае управляющий, а во-втором - возмущающий, внутренний и/или внешний), то экстремум у наступа; ет через 0,5 интервала времени приложения управляющего (возмущающего) момента, т. е. 0,5 времени нахождения порога в сработавшем (отпущенном) состоянии. Поскольку при постоянном моменте постоянно и угло- вое ускорение объекта, то скорость Q посредине временного интервала равна полусумме угловых скоростей на концах интервала, т. е.
10
15
20
25 3035 404550 , 55QV ст)
где Q)i и Ой -угловые скорости маховика ЭМД, измеряемые и запоминаемые при срабатывании (отпускании) и отпускании (срабатывании) порога релейного датчика ориентации на интервале включения (отключения) ЭМД.
Колебания объекта при его ориентировании могут быть двусторонние и односто- ронние. При односторонних колебаниях целесообразно QK определять на интервалах отпускания порога релейного датчика ориентации, когда ЭМД включен, а интервал срабатывания порога использовать для демпфирования колебаний.
Формула изобретения
ф --I/I(Q- Q.f)
где 1 - априорно известный момент инерции маховика ЭМД;
I - априорно известный момент инерции объекта управления;
Q - скорость вращения маховика в момент достижения угловым отклонением экстремального значения;
Q - текущая скорость вращения маховика ЭМД,
определяется в соответствии со следующим где QDI и Ои - скорости вращения махо- вы раже и нем:вика ЭМД соответственно при срабатывании и отпускании порога , причем на
О « ( + Од У:интервале срабатывания для отпускания по- - 2 5 рога момент, прикладываемый к объекту управления, постоянен.
Лебедев А | |||
А | |||
и др | |||
Динамика систем управления беспилотными ЛА | |||
- М.: Машиностроение | |||
Приводный механизм в судовой турбинной установке с зубчатой передачей | 1925 |
|
SU1965A1 |
Способ обогащения кислородных руд путем взбалтывания пены | 1911 |
|
SU438A1 |
Раушенбах Б | |||
В | |||
и др | |||
Управление ориентацией космических аппаратов | |||
- М.: На ука, 1974 | |||
с | |||
Механический грохот | 1922 |
|
SU41A1 |
Авторы
Даты
1993-06-07—Публикация
1990-07-31—Подача