Щиг
СА)
Изобретение относится к транспортной светотехнике, а более конкретно - к устройствам регулирования и корректирования положения светового пучка.
Цель изобретения - уменьшение габаритов фары, увеличение надежности в отношении вибропрочности.
На фиг.1 показана схема положения светового пучка транспортного средства относительно направления движения транспортного средства и плоскости дорожного полотна; на фиг.2 - сечение фары вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг.З - сечение вертикально-проецирующей плоскостью механизма перемещения выходного торца волоконно-оптического преобразователя; на фиг.4 - сечение кулачкового привода перемещения волоконно- оптического преобразователя горизонтально-проецирующей плоскости; нафиг.5--ее- . чение вертикально-проецирующей плоскостью варианта выполнения механизма перемещения выходного торца волоконно- оптического преобразователя,
.Регулирование Положения светового пучка рассмотрено на фиг.1. Фара 2 транспортного средства 3, снабжена волоконно-оптическим преобразователем относительно направления движения 4 (кузова) транспортного средства 3 и плоскости дорожного полотна 5 с помощью конструкции фары 2 (см.фиг.2 - 4). Корпус 6 с размещенным в нем эллипсоидным отражателем 7, в первом фокусе 8 которого расположено тело накала 9 источника света 10, а во втором фокусе 11 расположен и непод- . вижно входной торец 12 гибкого волоконно- оптического преобразователя 13. Его выходной торец 1.4 с конфигурацией, зеркально совпадающей с формой границ создаваемого фарой 2 св еторазделения, расположена фокальной плоскости 15 линзового рэссеивателя 16 и установлен обойме 17. Обойма 17, в свою очередь, смонтирована в вертикальных направляющих 18 окна 19 второй обоймы 21 и поджата к торцу регулировочного винта 21, размещенного в корпусе б и пазу 22 в верхней горизонтальной стенке 23 обоймы 20, упругим в вертикальной плоскости элементом 24. опирающимся на нижнюю горизонтальную плоскость 25 окна 19 обоймы 20, При этом обойма 20 установлена в горизонтальных направляющих 26 корпуса 6 между по- воротНым кулачком 27, спрофилированным (см.фиг.4) b горизонтальной плоскости и смонтированным на опорах 28 корпуса 6 и поджата к образующей кулачка 27 упругим в горизонтальной плоскости элементом 29,
опирающимся на вертикальную стенку корпуса 6.
8 другом варианте конструкции фары 2 (см.фиг.5) обойма 20 поджата упругим элементом 29 к торцу второго регулировочного винта 30.
Транспортное средство 3 (см.фиг.1) устанавливают и ориентируют по разметке определяющей направление движения 4 на
дорожном полотне 5 и относительно его проективного изображения (экрана). Включают фару 2 (см.фиг.2, 3), при этом излучение от тела накала 9, источника света 10, отражаясь от поверхности эллипсоидного отражателя 7, сконцентрируется в области второго фокуса 11 на неподвижном относительно корпуса 6 входном торце 12 гибкого
волоконно-оптического преобразователя .13, пройдя по которому из его подвижного
относительно корпуса 6 выходного торца 14 с конфигурацией, зеркально совпадающей с формой границ, создаваемого фарой свето- распределёния. Затем изображение, соответствующее форме выходного торца i4,
проецируется линзовым рассеивателем 16 на плоскость дорожного полотна 5 (его проективное изображение на экране). При этом сформированное линзовым рассеивателем 16 светораспределение светового пучка 1
(см.фиг.1) по форме будет перевернутым изображением светящегося выходного торца 14.
По изображению сформированного фарой 2 (см.фиг.1) светораспределения световрго пучка 1 на проективном изображении дорожного полотна 5 на экране определяют положение светового пучка 1 фары 2 относительно направления движения 4. и плоскости дорожного полотна 5. В случае
отклонения от номинального, т.е. разрегулировки в вертикальной плоскости - угол а, и в горизонтальной плоскости - угол /, измеряют пространственное положение светового пучка 1 относительно направления
движения 4 транспортного средства 3 и плоскости дорожного полотна 5 путем перемещения подвижного выходного торца 14 волоконно-оптического преобразователя-13 в фокальной плоскости 15 линзового рассеивателя 16 в вертикальном и горизонтальном направлениях. Для чего, при устранении разрегулировки в вертикальной плоскости (угол а) регулировочный винт 21 вворачивают или выворачивают зависимости от направления разрегулировки в резьбовом отверстии корпуса 6. При этом обойма 17 перемешивается в соответствующем направлении (вверх и вниз), перемещая тем самым подвижный выходной торец
14 волоконно-оптического преобразователя 13 относительно горизонтальной плоскости, проходящей через оптическую ось линзового рассеивзтеля 16 в вертикальных направляющих обоймы 20. В результате изменяется угловое в вертикальной плоскости положение границ выходного торца 14 относительно оптической оси линзового рас- сеивателя 16 в соответствии с выражением
К a arctg-r
Формула изобретения Устройство для регулирования положения светового пучка фары транспортного средства, содержащее эллипсоидный отра6
0
жатель с установленными в одном его фокусе телом накала источника .света, а в другом фокусе входного торца волоконно-оптического преобразователя, выходной торец которого размещен в фокальной плоскости линзового рассеиаателя, выполненного в виде конденсорной линзы, отличающееся тем. что выходной торец волоконно-оптического преобразователя установлен с возможностью плоско-параллельного перемещения в фокальной плоскости линзового рассеива- теля и вертикальном и горизонтальном направлениях.
15
/7
19Я
ФигЗ
ZO 17 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТОВОГО ПУЧКА ФАРЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2289754C1 |
Однорежимная фара транспортного средства | 1988 |
|
SU1616263A1 |
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ КОРРЕКТИРОВКИ ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТОВОГО ПУЧКА ФАР МОТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВОРОТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2304250C2 |
ОДНОРЕЖИМНАЯ ФАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2020373C1 |
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2283986C2 |
Фара транспортного средства | 1986 |
|
SU1415847A1 |
ФАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
SU1600459A1 |
Противотуманная фара | 1986 |
|
SU1415846A1 |
Адаптивная фара головного освещения автомобиля | 2020 |
|
RU2758227C1 |
Адаптивная система головного освещения автомобиля | 2016 |
|
RU2656976C1 |
Использование: в транспортной светотехнике, а именно в устройствах внешнего освещения транспортных средств. Технический эффект достигается за счет выполнения операции изменения положения светового пучка 1 фазы 2 относительно направления движения транспортного средства 3 и плоскости дорожного полотна 5 путем перемещения выходного торца волоконно- оптического преобразователя в фокальной плоскости линзового рассеивателя в вертикальном и горизонтальном направлениях. 5 ил.
7
27
П 20 ФигА29
гвх
гь
Z5
Шиг.5
гз
29
19
гв
Скобелев В.М | |||
Световые приборы автомобилей и тракторов, М.: Энергоиэдат, 1981 | |||
Однорежимная фара транспортного средства | 1988 |
|
SU1616263A1 |
Авторы
Даты
1993-06-07—Публикация
1991-05-27—Подача