Изобретение относится к эргономике и может быть использовано для оценки деятельности человека в системах человек-машина и человек-техника, в частности для сравнительной оценки напряженности труда.
Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.
Регистрируют электрическое сопротивление кожи (ЭСК), выделяют фазическую составляющую ЭСК. Измеряют мгновенное значение фазической составляющей ЭСК и в случае превышения порогового уровня формируют импульсную последователь; ность. Измеряют длительность межимпульсных интервалов этой последовательности. Вычисляют математическое ожидание, и дисперсию вероятности появления различных межимпульсных интервалов, при этом считают труд более напряженным там, где меньше математическое ожидание и дисперсия.
Для исследования можно использовать прибор для регистрации электрического сопротивления кожи чекловека. Математическое ожидания- и дисперсию вычисляют по формулам:
мф.,
где Мф - математическое ожидание вероятности импульсных интервалов,
Ti. T2 Тп - импульсные интервалы
времени фазической составляющей ЭСК,
п - общее количество импульсных интервалов.
Я (Т. Мф)2 п -1 где п - число измерений, Т| - текущий интервал, Мф - математическое ожидание. Пример 1. Исследовано состояние группы машинистов при управлении локомотивом с различными градациями уровня напряженности работы. Эксперимент проводился в реальных поездных условиях при продолжительности поездки не менее 4 ч с грузовыми поездами. Градации напряженности труда определяются показаниями лоDK
Ё
00
Ю
ю XJ
00
комотивного светофора и в порядке возрастания напряженности располагают следующим образом: стоянка, зеленый (3), белый (Б), желтый (Ж), красный с желтым (КЖ).
В табл. 1 приведены сводные данные частот длительностей межимпульсных интервалов по огням локомотивного светофора.
В табл. 2 приведены параметры распределений длительности межимпульсных интервалов по огням локомотивного светофора.
Данные таблиц подтверждают объективную связь между напряженностью длительности и длительностью межимпульсных интервалов фазической составляющей ЭСК. Так при езде на КЖ дисперсия и математическое ожидание минимальны, так как режим труда требует от всех машинистов полной мобилизации внимания, готовности к экстренным действиям (ГЭД) и является поэтому самым напряженным. Езда при Ж и Б огнях локомотивного светофора близки между собой по уровню напряженности и значительно меньшее, чем при езде на КЖ. Езда при зеленом огне еще менее напряженна, что подтверждается возраста0
5
0
5
нием как математического ожидания, так и дисперсии.
Что же касается режима стоянка, то при математическом ожидании, близком к режиму Ж. Б, резко возрастает дисперсия. Это говорит о значительном разбросе в психофизиологическом состоянии внутри группы машинистов. Объясняется это тем, что машинист на стоянках волен распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. Одни иогут отдыхать (расслабиться), другие заниматься сверкой графика следования и технической проверкой оборудования.
Формула изобретения Способ сравнительной оценки напряженности труда, включающий измерение психофизиологического показателя, отличающийся тем, что регистрируют фази- ческую составляющую электрического сопротивления кожи, измеряют временные интервалы последовательности, каждый импульс которой превышает пороговое значение, вычисляют математическое ожидание и дисперсию, а повышение напряженности труда констатируют при уменьшении математического ожидания и дисперсии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля бдительности машиниста локомотива | 1990 |
|
SU1787848A1 |
Устройство автоматической локомотивной сигнализации с контролем бдительности | 1989 |
|
SU1638046A1 |
Устройство локомотивной сигнализации | 1990 |
|
SU1795489A1 |
Устройство для предъявления информации оператору | 1988 |
|
SU1571640A1 |
Устройство контроля и предиктивной диагностики бортовой аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия | 2019 |
|
RU2715101C1 |
СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА СТАНЦИИ | 2004 |
|
RU2288855C2 |
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ НА ЛОКОМОТИВ ИНФОРМАЦИИ О СЛЕДОВАНИИ ПО МАРШРУТУ ПО ГЛАВНОМУ ПУТИ С ОТКЛОНЕНИЕМ ИЛИ БЕЗ ОТКЛОНЕНИЯ ПО СТРЕЛКАМ | 2021 |
|
RU2769006C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДЕРМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КОЖИ В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2528075C2 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2277054C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ОПЕРАТОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2087358C1 |
Использование: в эргономике, для оценки деятельности человека-оператора Сущность изобретения: регистрируют физическую составляющую электрического, сопротивления кожи, измеряют временные интервалы последовательности, каждый импульс которой превышает пороговое значение, вычисляют математическое ожидание и дисперсию, а повышение напряженности труда констатируют при уменьшении математического ожидания и дисперсии
Таблица 1
Справочник по инженерной психологии | |||
М. | |||
Устройство для видения на расстоянии | 1915 |
|
SU1982A1 |
Ручной ткацкий станок | 1922 |
|
SU339A1 |
Авторы
Даты
1993-06-23—Публикация
1990-05-23—Подача