Изобретение относится к приборостроению, а более конкретно к устройствам муфт необратимого вращения, применяемых в механических приборах, где требуется передавать вращение от ведущего кинематического звена к ведомому и исключать передачу вращения от ведомого к ведущему звену, а также может быть широко применено в различных областях машиностроения.
Цель изобретения - повышение надежности путемТобеспечения фиксации элементов сцепления в радиальном направлении.
На фиг.1 приведен пример использования муфты необратимого вращения в электроприводе для стопорения от проворота его выходного вала после отключения электродвигателя; на фиг.2-4 - муфты в увеличенном масштабе, причем на фиг.З ведомая полумуфта показана в заклиненном состоянии, а.на фиг.4 - в незаклиненном состоянии.
Муфта необратимого вращения содержит цилиндрический корпус, состоящий из двух скрепленных,винтами полукорпусов 1 и 2, ведущую полумуфту 3 с выполненными на1 ней диаметрально противоположными поводками 4 и 5 и ведомую полумуфту 6 с подпружиненными пружинами растяжения 7 заклинивающими элементами. На ведущей 3 и ведомой 6 полумуфтах выполнены валы 8 и 9, установленные на шарикоподшипниках 10 в полукорпусах 1 и 2 и закрепленные пружинными кольцами 11. кроме того на ведомой полумуфте 6 выполнены два диаметрально противоположных паза с образованием упоров 12,13,14 и 15, с которыми взаимодействуют поводки 4 и 5. На внутренней поверхности полукорпусэ 1 выполнены равномерно расположенные по окружности шлицы 16. Заклинивающие элементы состоят из стержней 17 и. 18, установленных с ЕОЗМОЖНОСТЧЬЮ радиального
00
ю
2
ел ю
перемещения в выполненных на ведомой полумуфте 6 радиальных отверстиях 19 и20, и двух пар шарнирно закрепленных с помощью осей 21 двуплечих рычагов 22, 23 и 24 и 25, которые подпружинены пружинами растяжения 7, закрепленными с помощью установленных в рычагах штифтов 26. Концы стержней 17 и 18 выполнены в виде клиновидных эаконцовок 27 и 28, взаимодействующих со шлицами 16 полукорпуса 1, а на других концах стержней сняты лыски с образованием пластин 29 и 30, на которых жестко закреплены выполненные в виде штифтов поводки 31. Каждый из двуплечих рычагов 22. 23, 24 и 25 боковой поверхностью 32 одного плеча взаимодействует с поводками 4 и 5 ведущей полумуфты 3. Другие плечи рычагов выполнены в виде вилок, причем ка рычагах 23 и 25 выполнены вилки 33 и 34, охватывающие пластины 29 и 30, а на рычагах 22 и 24 вилки 35 и 36, охватывающие вилки 33 и 34. На вилках 33, 34, 35 и 36 выполнены пазы, контактирующие с поводками 31, вследствии чего рычаги 22 и 23 и рычаги 24 и 25 шарнирно связаны с соответствующими стержнями 17 и 18.
Принцип работы муфты следующий. При отключенном электродвигателе электропривода, на валу 8, а следовательно и на ведущей полумуфте 3, крутящий момент отсутствует. В этом случае ведомая полумуфта 6 находится в заклиненном состоянии (см. фиг.З), т.е. стерх ни 17 и 18 под действием пружин 7 поджаты рычагами 22 и 23 и рычагами 24 и 25 к внутренней поверхности полукорпуса 1 и взаимодействуют своими клиновидными законцовками27 и 28 со шлицами 16. При воздействии на вал 9 и, соответственно, на ведомую полумуфту 6 крутящего момента, возникающего вследствии действия на выходной вал электропривода внешних нагрузок, вращение на ведущую полумуфту 3 передаваться не будет, и следовательно, выходной вал электро- привода оказывается застопоренным от проворота. При включении электродвигателя на валу 8 появляется крутящий момент, вызывающий вращение ведущей полумуфты 3 в направлении, например, противоположном стрелке Б. Поводки 4 и 5 начинают взаимодействовать с боковыми поверхностями 32 рычагов 23 и 25 и, преодолевая усилия пружин 7, поворачивают их, а поскольку рычаги 22 и 23 и рычаги 24 и 25 шарнирно связаны с соответствующими стержнями 17 и 18, то стержни, перемещаясь в радиальном направлении, выходят из зацепления со шлицами 16 полукорпуса 1 (см. фиг.4). Когда поводки 4 и 5 дойдут до
соприкосновения с упорами 13 и 14, вращение от ведущей полумуфты 3 начнет передаваться на ведомую полумуфту 6, а следовательно и на выходной вал электропривода. При отключении электродвигателя, рычаги 22, 23, 24 и 25 под действием пружин 7 переместят стержни 17 и. 18 в радиальном направлении до контакта их клиновидных законцовок 27 и 28 со шлицами 16 и заклинят тем самым ведомую полумуфту 6, а следовательно и выходной вал электропривода от проворота (см. фиг.З). Муфта вполне работоспособна и при использовании в ее конструкции лишь одного
стержня 17 с одной парой рычагов 22 и 23. Количество штырей определяется расчетами на прочность, исходя из максимальной величины передаваемого муфтой крутящего момента.
Данное техническое решение имеет существенное преимущество, Осуществление заклинивания ведомой полумуфты посредством механического зацепления клиновидных законцовок стержней со шлицами
корпуса, вместо использования механического упора торцев рычагов в треугольные шлицы корпуса, ведет к повышению надежности заклинивания и увеличению срока службы муфты, что в свою очередь повышает надежность прибора, в котором она установлена.
Формула изобретения
1.Муфта необратимого вращения, содержащая неподвижный цилиндрический
корпус с равномерно расположенными по окружности на его внутренней поверхности шлицами, ведомую пояумуфту с упорами, ведущую полумуфту с поводками, размещенными с возможностью взаимодействия
с упорами, подпружиненные заклинивающие элементы, установленные на ведомой полумуфте с возможностью взаимодействия со шлицами корпуса, отличэющая- с я тем, что, с целью повышения иадежности путем обеспечения фиксации элементов сцепления в радиальном направлении, каждый заклинивающий элемент выполнен в виде стержня, установленного с возможностью перемещения в радиальном направленми, и пары двуплечих рычагов, закрепленных симметрично относительно плоскости симметрии муфты, одни плечи которых шарнирно соединены с концом стержня, а другие размещены с возможностью
взаимодействия с поводками ведущей полу- муфты.
2.Муфта по п.1,отличающаяся тем, что заклинивающие элементы расположены диаметрально противоположно.
fo/X0faffi/ 6ff/7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта необратимого вращения | 1990 |
|
SU1770630A1 |
Муфта необратимого вращения | 1990 |
|
SU1827458A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2018736C1 |
Предохранительная муфта с устройством для отключения электродвигателя | 1974 |
|
SU513187A1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД С РУЧНЫМ ДУБЛЕРОМ | 2006 |
|
RU2323380C2 |
Устройство для гнутья листового стекла | 1980 |
|
SU895936A2 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1995 |
|
RU2098683C1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU830043A1 |
МУФТА | 2008 |
|
RU2357128C1 |
Использование: машиностроение, приборостроение, в муфтах для передачи вращения от ведущего кинематического звена к ведомому и исключение передачи вращения в обратном направлении. Сущность изобретения: муфта содержит неподвижный цилиндрический корпус с равномерно расположенными по окружности на его внутренней поверхности шлицами, ведомую полумуфту с упорами и ведущую полумуфту с поводками, взаимодействующими с упорами при передаче вращений. На ведомой полумуфте установлены подпружиненные заклинивающие элементы. Каждый заклинивающий элемент выполнен в виде стержня и пары двуплечих рычагов, симметричных относительно плоскости симметрии муфты. Одни плечи рычагов шзрнирно соединены с концом стержня, а другие взаимодействуют с поводками ведущей полумуфты. 1 з.п. ф-лы. 4 ил.
-Mr-
P&fyrtrtffp
3/rЈ ffffTJff0dЈlSecr/77(S76
Pefytf nv/
//
Л
Ш1
19
Д
29
гг
12
J4
30
1В
фиг.З
3
л
23
м
ft
21
24
25
А-А
3
&
Фиг, 4
Муфта необратимого вращения | 1990 |
|
SU1770630A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Способ приготовления консистентных мазей | 1919 |
|
SU1990A1 |
Авторы
Даты
1993-07-15—Публикация
1990-03-15—Подача