Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к вентильным электродвигателям (ВД) с возбуждением от постоянных магнитов.
Цель изобретения -увеличение быстродействия путем минимизации момента инерции ротора при сохранении заданной механической характеристики ВД. Поставленная цель достигается тем. что в ВД, содержащем пазовый шихтованный статор с многофазовой якорной обмоткой с мягкими секциями и ротор с постоянными магнитами, активная длина ротора и его диаметр связаны соотношением
для А L/D (6,4-7.2) -M±°ilfi- ;
для А L/D
9,6 - 10,8
где р - число пар полюсов.
Покажем пути достижения высокого быстродействия ВД, связанные с уменьшением момента инерции его ротора. Для
примера рассмотрим ВД, изображенный на чертеже.
Он состоит из статора 1, магнитопровод 2 которого выполнен шихтованным из электротехнической стали. В пазах магни- топровода уложена якорная обмотка 3. Ротор-индуктор 4 содержит постоянные магниты 5 и магнитомягкие полюсы 6, при этом магниты прилегают к полюсам б своими полюсами с одноименной намагниченностью (см. чертеж).
Известные выражения для узловых точек механической характеристики ВД - пускового момента Мп и угловой частоты вращения при идеальном холостом ходе О, например, для двухфазного ВД с непрерывным управлением (с синусоидальным изменением тока а фазах)
сл
с
00
со о
„.и
XI сл
Сл)
Мп См
и
РФ
о
и СЕ
(1) (2)
где коэффициенты момента См и ЭДС СЕ определяются выражением
См СЕ k0 р aty Фб,
(3)
сопротивление фазы
где U - напрях ение питания;
обмотки статора; (4)
р - число пар полюсов;
- число витков в обмотке фазы;
- обмоточный коэффициент;
Фб - магнитный поток в воздушном зазоре на пару полюсов;
р -- удельное электрическое сопротивление обмоточного провода;
Iw 2D(A + jt kw/2p)- средняя длина витка обмотки;
qM - сечение обмоточного провода;
kw коэффициент, зависящий от конструкции обмотки,
позволяют увидеть возможные пути воздействия различных параметров на момент инерции ротора.
Эксперименты и расчеты показывают, что при р 8 и при уменьшении длины ротора, например, в 4 раза (то есть от до Я- 1) диаметр ротора для сохранения заданной механической характеристики достаточно увеличить всего в 1,2 раза, т.к. при этом появляется возможность за кчет уменьшения средней длины витка значительно (почти в 2,6 раза) увеличить число витков фазы якорной обмотки при сохранении неизменным ее сопротивления, т.е. увеличить в 2,6 раза МДС якоря. А это сравнительно небольшое увеличение диаметра ротора при значительном уменьшении его длины проводит к/уменьшению момента инерции ротора более чем в 1,4 раза.
За счет дальнейшего уменьшения средней длины витка при увеличении числа пар полюсов до р 12 оказывается возможным еще более увеличить число витков в фазе и в конечном итоге уменьшить момент инерции ротора почти в 1,9 раза.
С другой стороны, при меньшем числе пар полюсов (р 4) средняя длина витка при той же активной длине больше, чем в многополюсном ВД, поэтому здесь только в диа- пазоне значений А 2-3 удается добиться незначительного уменьшения момента инерции ротора.
Обработка результатов эксперимента позволяет предложить эмпирическую фор- мулу для определения оптимального соотношения длины ротора к его диаметру:
15
для Аопт (6,4-7,2) . ;
для Аопт
9,6 -10,8
0
5
0
5
0
Таким образом, выполнение ВД с возбуждением от постоянных магнитов с оптимальной относительной длиной ротора А L/D в соответствии с рекомендованными выше соотношениями обеспечивает по сравнению с прототипом наименьший момент инерции ротора при заданной механической характеристике и, следовательно, наибольшее быстродействие.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я Вентильный электродвигатель, содержащий пазовый шихтованный статор с многофазной якорной обмоткой с мягкими секциями и ротор с пазами, в которых размещены постоянные магниты, образующие переменно-полюсную магнитную систему, отличающий с я тем, что.-с целью увеличения быстродействия путем минимизации момента инерции при сохранении заданной механической характеристики, активная длина ротора L и его диаметр О связаны соотношением
1,1 +0,1 р
L
1(6,4-7,2)
-, при
D
45
9,6 - 10,8
, при р 4,
где р - число пар полюсов ротора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вентильный электродвигатель | 1990 |
|
SU1830174A3 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2013 |
|
RU2534225C2 |
Магнитоэлектрический двигатель | 1989 |
|
SU1677805A1 |
Вентильный электродвигатель и способ его настройки | 1989 |
|
SU1772875A1 |
Синхронная электрическая машина | 1987 |
|
SU1474805A1 |
Реверсивный вентильный двигатель | 1979 |
|
SU826513A1 |
Вентильный электродвигатель | 1988 |
|
SU1552301A1 |
Управляемый вентильный электродвигатель | 1981 |
|
SU983924A1 |
Бесконтактный синхронный генератор | 1986 |
|
SU1361682A1 |
Вентильный электродвигатель | 1974 |
|
SU674164A1 |
Использование: в электродвигателях с возбуждением от постоянных магнитов. Сущность: активная длина ротора и его диаметр связаны определенным соотношением с числом пар полюсов вентильного электродвигателя, обуславливая уменьшение момента инерции и увеличивая быстродействие. 1 ил.
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU904129A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Ротор электрической машины | 1983 |
|
SU1495908A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Адволожкин Н.П., Гращенков В.Т., Лебедев Н.И | |||
и др | |||
Управляемые бесконтактные двигатели постоянного тока | |||
- Л.: Энергоатомиздат, 1984. |
Авторы
Даты
1993-07-23—Публикация
1990-10-02—Подача