Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройству карбюраторных двигателей с термохимической регенерацией тепла отработавших газов.
Целью изобретения является повышение эффективности путем повышения степени регенерации и аккумулирования теплоты отработавших газов.
На фиг.1 изображен поперечный разрез автомобильного реактора конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя; нафиг.2 -тоже, продольный разрез; на фиг.З - профиль элементов трубного пучка с загзагообразно изогнутыми блоками; на фиг.4 - установка варианта реактора с плоскими перегородками на двигателе. . ,.. ;.. . . . : :
Предложенный автомобильный реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя состоит из корпуса 1, перегревателя паров метанола 2, коллектора испаренного метанола 11, коллектора продуктов конверсии 10, трубок 3, заполненных катализатором 9 и образующих реакционные камеры, блоков из пористого высокотеплопроводного материала 4 и пластинчатых клапанов 5, расположённых на нижнем блоке. Реактор крепится на перфорированных выхлопных патрубках 6 двигателя при помощи заглушек 7. Отвод выхлопных газов осуществляется через патрубок 8.
Корпус 1 представляет собой оболочку прямоугольной формы, выполненную из не ржавеющей стали и имеющую отверстия для подвода и отвода выхлопных газов. По бокам корпуса 1 имеются коллектор испаренного метанола It и коллектор продуктов конверсии 10, имеющие коробчатые сечение и выполненные из того же материала, что и корпус реакторов (фиг.2). Перегреватель паров метанола 2 выполнен из трубки, согнутой в виде плоского змеевика, и занимает верхнюю часть реактора.
Трубки 3, заполненные катализатором 9, запечены в пористый высокотеплопроводный материал в виде плоских, зигзагообразных изогнутых блоков 4, расположенных перпендикулярно потоку отработавших газов. На блоках 4 выполнены выступы, играющие роль ребер, расположенные вдоль направления движения выхлопных газов (фиг. 3)4 причем выступы на нижних блоках значительно выше, чем на верхних. В нижнем блоке 4 имеются отверстия, закрытые пластинчатыми клапанами 5, которые открываются лишь при большом расходе выхлопных газов.
Реактор крепится к двигателю 12 (фиг.4) при помощи коротких выхлопных патрубков б и заглушек 7. В выхлопных патрубках 6 имеются отверстия, которые меньшую часть
выхлопных газов направляют в верхнюю часть реактора - к перегревателю 2, а большую, часть - на блоки с катализаторными трубками 3. В нижней части реактора имеется выпускной патрубок 8, служащий для
отвода выхлопных газов из полости реактора.
Описанный выше реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов работает следующим образом.
Отработавшие газы из цилиндра двигателя поступает в патрубок 6 (каждый ци линдр имеет своей патрубок). Через отверстия в стенке патрубка большая часть отработавших газов направляется на запеценные в теплопроводный материал 4 ката- лизаторные трубки 3, а меньшая часть ОГ поступает к перегревателю паров метанола 2, после чего так же поворачивает к катали- заторным трубкам. Двигаясь между блоками из теплопроводного материала 4, отработавшие газы передают им свое тепло и затем передают в реактор через выпускной патрубок 8. При максимальном расходе отработавших газов, поступающих от двигателя, открываются лепестковые клапаны 5, благодаря чему зауженное пропускное сечение между нижними блоками и увеличивается в результате этого снижается гидравлическое сопротивление реактора.
Испаренный метанол поступает в перегреватель 2, где под воздействием теплоты отработавших газов пары метанола нагреваются до температуры, близкой к температуре начала реакции, Затем перегретые
пары метанола поступают в коллектор 11, из которого расходятся по трубкам 3, запол- ненным катализатором 9 и образующим .реакционные камеры, Проходя через катализаторные трубки 3, которые снаружи
интенсивно подогреваются выхлопными газами, пары метанола в присутствии катализатора 9 разлагаются на водород и окись углерода. Продукты конверсии метанола собираются в коллекторе 10, откуда затем
подаются на впуск ДВС,
Использование предлагаемого автомобильного реактора конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов ria автомобиле обеспечивает по сравнению
с прототипом (см, заявку Японии № 56- 159413, кл. С 01 В 3/32, F 02 М 27/02 за 1983 г.), следующие преимущества:
улучшение теплопередачи от ОГ к реакционным камерам за счет увеличения поверхности теплообмена и времени контакта ОГ с нагреваемыми поверхностями;
снижение температурного перепада по высоте реактора за счет предотвращения торможения потока и увеличения поверхности теплообмена блоков по мере удаления от выхлопных патрубков двигателя;
уменьшение габаритов реактора за счет более плотного расположения катализатор- ных трубок.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я 1. Автомобильный реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя, выполненный в виде корпуса, образующего внутреннюю полость с установленными в ней испарителем и горизонтальными теплообменнымй трубками, запеченными в пористый высоко- теплопроводный материал и заполненными катализатором,, образуя реакционную камеру, от л и чаю щи и с я тем, что. с целью повышения эффективности путем повышения степени регенерации аккумулирования теплоты отработавших газов, горизонтальные ряды трубок объединены пористым вы- сокртеплопроводным материалом в виде блоков с образованием между ними лабиринтного канала для отработавших газов, причем поверхности блоков выполнены плоскими или с зигзагообразным сечением.
2.Реактор по п. 1, о т л и ч а ю щи и с я тем. что блоки выполнены с выступами
вдоль направления движения отработавших газов.
3.Реактор по п.1,отличающийся тем, что площадь сечения лабиринтного канала выполнена уменьшающейся по направлению движения ртработавших-газов.
4.Реактор по п.Ч.отл и ч а ю щийся тем, что толщина слоя пористого высокотеплопроводного материала выполнена увеличивающейся по направлению движения отработавших газов.
5.Реактор по п.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что в нижнем блоке выполнены отверстия с пластинчатыми клапанами.
6. Реактор по пп. 1 и 2. о т л и ч а щ и й- ся тем, что выступы на блоках выполнены увеличивающимися по направлению движения в отработавших газов.
7. Реактор по п. 1,о т л и ч а ю щ и и с я
тем, что его корпус закреплен с помощью заглушек на выпускныхтрубопроводах двигателя, части которых, размещенные в полости корпуса, выполнены перфорированными.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОТЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2046979C1 |
Способ облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1777631A3 |
Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1780549A3 |
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР | 1998 |
|
RU2205966C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2087725C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2075604C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2488013C2 |
СПОСОБ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2033554C1 |
Термокаталитический нейтрализатор отработанных газов | 2020 |
|
RU2752452C1 |
СПОСОБ ДВУХСТАДИЙНОГО БЫСТРОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ТЕПЛА И ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПРИМЕСЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНВЕРСИИ ОКСИГЕНАТОВ | 2002 |
|
RU2270826C2 |
Использование: машиностроение, а именно в автомобильных реакторах конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя. Сущность изобретения: автомобильный реактор содержит корпус 1. в полости которого размещены испаритель 2, перфорированные патрубки 6 выпускных трубопроводов двигателя, горизонтальные трубки 3, заполненные катализатором 9 и запеченные в блоки из пористого высокотеплопроводного материала 4. б з.п. ф-лы, 4 ил. ВГ 00 СА О СП 00 О Фиг.1
L
J, CtJsW
Фиг, 2
, л
фиг. 4
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды | 1921 |
|
SU58A1 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
опублик | |||
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1993-08-23—Публикация
1991-07-30—Подача