Автомобильный реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя Советский патент 1993 года по МПК F02M25/12 

Описание патента на изобретение SU1836580A3

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройству карбюраторных двигателей с термохимической регенерацией тепла отработавших газов.

Целью изобретения является повышение эффективности путем повышения степени регенерации и аккумулирования теплоты отработавших газов.

На фиг.1 изображен поперечный разрез автомобильного реактора конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя; нафиг.2 -тоже, продольный разрез; на фиг.З - профиль элементов трубного пучка с загзагообразно изогнутыми блоками; на фиг.4 - установка варианта реактора с плоскими перегородками на двигателе. . ,.. ;.. . . . : :

Предложенный автомобильный реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя состоит из корпуса 1, перегревателя паров метанола 2, коллектора испаренного метанола 11, коллектора продуктов конверсии 10, трубок 3, заполненных катализатором 9 и образующих реакционные камеры, блоков из пористого высокотеплопроводного материала 4 и пластинчатых клапанов 5, расположённых на нижнем блоке. Реактор крепится на перфорированных выхлопных патрубках 6 двигателя при помощи заглушек 7. Отвод выхлопных газов осуществляется через патрубок 8.

Корпус 1 представляет собой оболочку прямоугольной формы, выполненную из не ржавеющей стали и имеющую отверстия для подвода и отвода выхлопных газов. По бокам корпуса 1 имеются коллектор испаренного метанола It и коллектор продуктов конверсии 10, имеющие коробчатые сечение и выполненные из того же материала, что и корпус реакторов (фиг.2). Перегреватель паров метанола 2 выполнен из трубки, согнутой в виде плоского змеевика, и занимает верхнюю часть реактора.

Трубки 3, заполненные катализатором 9, запечены в пористый высокотеплопроводный материал в виде плоских, зигзагообразных изогнутых блоков 4, расположенных перпендикулярно потоку отработавших газов. На блоках 4 выполнены выступы, играющие роль ребер, расположенные вдоль направления движения выхлопных газов (фиг. 3)4 причем выступы на нижних блоках значительно выше, чем на верхних. В нижнем блоке 4 имеются отверстия, закрытые пластинчатыми клапанами 5, которые открываются лишь при большом расходе выхлопных газов.

Реактор крепится к двигателю 12 (фиг.4) при помощи коротких выхлопных патрубков б и заглушек 7. В выхлопных патрубках 6 имеются отверстия, которые меньшую часть

выхлопных газов направляют в верхнюю часть реактора - к перегревателю 2, а большую, часть - на блоки с катализаторными трубками 3. В нижней части реактора имеется выпускной патрубок 8, служащий для

отвода выхлопных газов из полости реактора.

Описанный выше реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов работает следующим образом.

Отработавшие газы из цилиндра двигателя поступает в патрубок 6 (каждый ци линдр имеет своей патрубок). Через отверстия в стенке патрубка большая часть отработавших газов направляется на запеценные в теплопроводный материал 4 ката- лизаторные трубки 3, а меньшая часть ОГ поступает к перегревателю паров метанола 2, после чего так же поворачивает к катали- заторным трубкам. Двигаясь между блоками из теплопроводного материала 4, отработавшие газы передают им свое тепло и затем передают в реактор через выпускной патрубок 8. При максимальном расходе отработавших газов, поступающих от двигателя, открываются лепестковые клапаны 5, благодаря чему зауженное пропускное сечение между нижними блоками и увеличивается в результате этого снижается гидравлическое сопротивление реактора.

Испаренный метанол поступает в перегреватель 2, где под воздействием теплоты отработавших газов пары метанола нагреваются до температуры, близкой к температуре начала реакции, Затем перегретые

пары метанола поступают в коллектор 11, из которого расходятся по трубкам 3, запол- ненным катализатором 9 и образующим .реакционные камеры, Проходя через катализаторные трубки 3, которые снаружи

интенсивно подогреваются выхлопными газами, пары метанола в присутствии катализатора 9 разлагаются на водород и окись углерода. Продукты конверсии метанола собираются в коллекторе 10, откуда затем

подаются на впуск ДВС,

Использование предлагаемого автомобильного реактора конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов ria автомобиле обеспечивает по сравнению

с прототипом (см, заявку Японии № 56- 159413, кл. С 01 В 3/32, F 02 М 27/02 за 1983 г.), следующие преимущества:

улучшение теплопередачи от ОГ к реакционным камерам за счет увеличения поверхности теплообмена и времени контакта ОГ с нагреваемыми поверхностями;

снижение температурного перепада по высоте реактора за счет предотвращения торможения потока и увеличения поверхности теплообмена блоков по мере удаления от выхлопных патрубков двигателя;

уменьшение габаритов реактора за счет более плотного расположения катализатор- ных трубок.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я 1. Автомобильный реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя, выполненный в виде корпуса, образующего внутреннюю полость с установленными в ней испарителем и горизонтальными теплообменнымй трубками, запеченными в пористый высоко- теплопроводный материал и заполненными катализатором,, образуя реакционную камеру, от л и чаю щи и с я тем, что. с целью повышения эффективности путем повышения степени регенерации аккумулирования теплоты отработавших газов, горизонтальные ряды трубок объединены пористым вы- сокртеплопроводным материалом в виде блоков с образованием между ними лабиринтного канала для отработавших газов, причем поверхности блоков выполнены плоскими или с зигзагообразным сечением.

2.Реактор по п. 1, о т л и ч а ю щи и с я тем. что блоки выполнены с выступами

вдоль направления движения отработавших газов.

3.Реактор по п.1,отличающийся тем, что площадь сечения лабиринтного канала выполнена уменьшающейся по направлению движения ртработавших-газов.

4.Реактор по п.Ч.отл и ч а ю щийся тем, что толщина слоя пористого высокотеплопроводного материала выполнена увеличивающейся по направлению движения отработавших газов.

5.Реактор по п.1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что в нижнем блоке выполнены отверстия с пластинчатыми клапанами.

6. Реактор по пп. 1 и 2. о т л и ч а щ и й- ся тем, что выступы на блоках выполнены увеличивающимися по направлению движения в отработавших газов.

7. Реактор по п. 1,о т л и ч а ю щ и и с я

тем, что его корпус закреплен с помощью заглушек на выпускныхтрубопроводах двигателя, части которых, размещенные в полости корпуса, выполнены перфорированными.

Похожие патенты SU1836580A3

название год авторы номер документа
СИСТЕМА УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОТЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Звонов Василий Алексеевич[Ua]
  • Черных Виктор Иванович[Ua]
  • Баранов Виталий Юрьевич[Ua]
  • Муза Игорь Анатольевич[Ua]
  • Ушакова Наталия Николаевна[Ua]
RU2046979C1
Способ облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 1990
  • Звонов Василий Алексеевич
  • Гречка Виталий Александрович
  • Баранов Виталий Юрьевич
  • Симонова Елена Александровна
  • Бондаренко Виталий Иванович
  • Сытник Александр Михайлович
SU1777631A3
Каталитический нейтрализатор для двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Сапелкин Валерий Сергеевич
  • Савин Валерий Иванович
  • Коркач Марина Евгеньевна
  • Хлыстов Александр Иванович
SU1780549A3
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР 1998
  • Кутенев В.Ф.
  • Корнилов Г.С.
  • Панчишный В.И.
  • Моисеев С.П.
RU2205966C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Новоселов А.Л.
  • Новоселов А.А.
  • Мельберт А.А.
RU2087725C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Новоселов А.Л.
  • Федоров Н.Г.
  • Захарьев Ю.В.
  • Бедарев С.С.
RU2075604C1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Савицкий Анатолий Иванович
  • Петров Петр Петрович
  • Савенков Анатолий Митрофанович
  • Лапушкин Николай Александрович
RU2488013C2
СПОСОБ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Рыжов Николай Егорович
RU2033554C1
Термокаталитический нейтрализатор отработанных газов 2020
  • Мингазетдинов Идгай Хасанович
  • Тунакова Юлия Алексеевна
  • Шипилова Римма Рустемовна
RU2752452C1
СПОСОБ ДВУХСТАДИЙНОГО БЫСТРОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ТЕПЛА И ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПРИМЕСЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНВЕРСИИ ОКСИГЕНАТОВ 2002
  • Миллер Лоренс В.
  • Сенетар Джон Дж.
RU2270826C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 836 580 A3

Реферат патента 1993 года Автомобильный реактор конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя

Использование: машиностроение, а именно в автомобильных реакторах конверсии метанола с регенерацией теплоты отработавших газов двигателя. Сущность изобретения: автомобильный реактор содержит корпус 1. в полости которого размещены испаритель 2, перфорированные патрубки 6 выпускных трубопроводов двигателя, горизонтальные трубки 3, заполненные катализатором 9 и запеченные в блоки из пористого высокотеплопроводного материала 4. б з.п. ф-лы, 4 ил. ВГ 00 СА О СП 00 О Фиг.1

Формула изобретения SU 1 836 580 A3

L

J, CtJsW

Фиг, 2

, л

фиг. 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1836580A3

Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды 1921
  • Каминский П.И.
SU58A1
кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
опублик
Гребенчатая передача 1916
  • Михайлов Г.М.
SU1983A1

SU 1 836 580 A3

Авторы

Звонов Василий Алексеевич

Черных Виктор Иванович

Баранов Виталий Юрьевич

Гречка Виталий Александрович

Владимиров Юрий Владимирович

Ушакова Наталья Николаевна

Даты

1993-08-23Публикация

1991-07-30Подача