вигателя на.режиме, меньшем О.бном, сигал с датчика 11 поступает на второй вход лемента И 1 и на входы пороговых элеменов 12-14, которые в данном случае не сраотают, что вызывает срабатывание лементов НЕ 15-17, соединенных с ними. В результате сигнал единичного уровня с выходов элементов НЕ 15-17 поступает на входы элемента И 1, который срабатывает и включает счетчик 5. Таким образом, на данном режиме работы двигателя счетчики 6-8 не срабатывают, т.к. на их входах отсутству-:. ют сигналы единичного уровня.
При переходе двигателя на другой режим, например, более 1,0 ном по сигналу от
датчика 11 срабатывает пороговый элемент 14, сигнал с его выхода поступает на второй вход элемента И 4, который срабатывает и подает сигнал на счетчик 8, который обеспечивает отсчет времени работь двигателя на режиме 1,0 ном.
Аналогичным образом включаются счетчики 6 и 7, когда двигатель работает На режимах 0,6.ном и 0,8 ном соответственно. Счетчики времени обеспечивают отсчет времени работы двигатели на соответствующих режимах его работы. .
В результате вступает в работу один из счетчиков времени, фиксирующий наработку на том режиме, на который выведен ГТД, например 6. Сигналы с выходов счетчика 6 одновременно поступают на входы сумматоров 30,31,32 и 33. При этом на сумматор 31,..соответствующий режиму, на котором фактически работает ГТД, сигнал поступает непосредственно, отражая приращение чистой наработки на данном режиме, сумми- pyeNfoe с накопленной на сумматоре информацией. На сумматоры 30, 32, 33 сигналы поступают через масштабные преобразователи 18,24 и 25, коэффициенты которых определяются отношением ресурса того режима, которому соответствует следующий за преобразователем сумматор, к
ресурсу режима, которому соответствует ра- ббтающий счётчик времени. В результате на сумматоры 30,32. 33 поступят различные по величине сйтнапы( отличающиеся от сигнала, с эотвбтст вуга щёг6 наработке, но отражающие одну и ту же часть выработанного ресурса ГТД при его: работе на режиме, которому соответствует счетчик 6.
.При работе двигателя на других режимах а работу вступают соответствующие им счетчики времени. Прохождение сигналов от счетчиков к сумматорам происходит аналогично. Таким образом, на каком бы режиме не работал двигатель, на всех четырех сумматорах 30-33 идет накопление информации, но в разных временных темпах. Ни
на одном из сумматоров 30-33 не накапливается чистая наработка. Но отсчитанные ими временные значения постоянно в течение всего периода эксплуатации ГТД отражают одну и ту же часть ресурса, вырабатываемого двигателем. При этом подразумевается, что каждое из значений ресурса на рассматриваемых четырех режимах выражает его стопроцентный запас на
своем режиме. Именно тот факт, что каждое из временных значений, отсчитэнных. сум- матррами, соответствует одной и той же выработанной части полного относительного ресурса, делает закономерным определе-ние остатка ресурса на режиме фактической работы как разность временного значения ресурса на этом режиме и отсчитанного на нем на данный момент времени эксплуатации временного значения. Определенные
аналогичным образом остатки ресурса на Других режимах дают прогноз использования двигателя на этих режимах для рассматриваемого же момента s случае перевода ГТД на любой из .этих режимов.
В силу этого, сигналы с сумматоров 30- ,33 одновременно поступают на соответствующие их режимам блоки сравнения .38-41, на вторые входы которых поступают сигналы с соответствующих задатчиков ре-.
сурса 30-33, На выходах блоков сравнения постоянно появляются сигналы, показывающие остатки ресурса на каждом из режимов независимо от того, на каком именно режиме работает двигатель. При этом на
режиме фактической работы остаток ресур-, са характеризует возможности двигателя на рассматриваемый момент, на остальных режимах остатки ресурса дают оператору информацию для прогнозирования работы
двигателя.
На регистратор выводятся сигналы с блоков сравнения 38-41, а также с сумматоров 30-33 для более полного информирования оператора. Кроме того, на регистратор
поступают сигналы с выходов счетчиков 5-8 в качестве дополнительной информации для анализа эксплуатации двигателя.
Технические преимущества устройства заключаются в том, что оно обеспечивает отслеживание одной и той же выработанной части ресурса в разных, а именно, соответствующих всем предусмотренным для подсчета режимам, временных выражениях.; При этом на режиме фактической работы определяется остаток ресурса для этого режима, на остальных режимах определяется время, показывающее, каким будет остаток- ресурса при переходе ГТД на тот или иной режим.
Формулаизобретения Устройство для учета ресурса газотурбинного двигателя, содержащее датчик оборотов, выход которого через первый пороговый элемент подключен к первым входам с первого по четвертый элементов И, выходы которых соединены с входами соответственно .с первого по четвертый счетчиков времени, выход датчика температуры подключен к второму входу первого элемента И и к входам второго, третьего и четвертого пороговых элементов, выход второго порогового элемента соединен с вторым входом второго элемента И и через первый элемент НЕ с третьим входом первого элемента И, выход третьего порогового элемента подключен k второму входу третьего элемента И и через второй элемент НЕ соединен с четвертым входом первого и с третьим входом второго элементов И, выход четвертого элемента И подключен к второму входу 4etBepToro элемента И и через третий элемент НЕ к пятому входу первого элемента И, k четвертому входу второго и к третьему входу третьего элементов. И, выход первого счётчика времени соединен с первым входом первого сумматора, выход которого подключен к первому входу первого блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого задатчика ресурса, выходы второго, третьего и четвертого счетчиков времени через соответственно первый, второй и третий масштабные преобразователи подключены к второму, третьему и четвертому входам пёрёбго сумматора, выходы счетчиков времени, первого сумматора и первого блока сравнения являются выходами устройства, от л ича го- , щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства лугем контроля остаточного ресурса и нарзт. ботки двигателя на любом режиме, в него
введены второй, третий и четвертый сумматоры, второй, третий и четвертый задатчики ресурса, второй, третий и .четвертый блоки сравнения, с четвертого по двенадцатый масштабные преобразователи, выход первого счетчика времени через четвертый, пятый и шестой масштабные преобразователи соединены с первыми входами соответственно второго, третьего и четвертого сумматоров, вторые входы которых подключены к выходам соответственно второго, третьего и четвертого счетчиков времени, выход последнего через одиннадцатый и двенадцатый масштабные преобразователи
соединен с третьими входами соответственно второго и третьего сумматоров,четвертые входы которых подключены к выходам соответственно девятого и седьмого масштабных преобразователей, входы которых
соединены с выходами соответственно третьего и второго счетчиков времени, выход второго счетчика времени через восьмой масштабный преобразователь подключен к третьему входу четвертого суммаюрэ, выход третьего счетчика времени через десятый масштабный преобразователь соединен с четвертым входом четвертого сумматора, выход второго сумматора подключен к первому входу второго блока
сравнения, второй вход которого соединен
с выходом второго зздатчика ресурса, выход
третьего сумматора подключен к первому
входу -третьего блока сраанения, второй
вход которого соединен с выходом третьего
задатчика ресурса, выход четвертого сумматора подключен к первому входу четвертого блока сравнения, второй вход которого сое- динен с выходом четвертого задатчика per сурса, выходы второго, третьего и
четвертого сумматоров и второго, третьего и четвертого блоков сравнения являются выходами устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для учета ресурса газотурбинного двигателя | 1988 |
|
SU1509965A1 |
Способ учета ресурса двигателя | 1991 |
|
SU1825428A3 |
Устройство для контроля работы электрических машин | 1986 |
|
SU1381560A1 |
Система управления холодопроизводительностью компрессоров холодильных машин | 1985 |
|
SU1368866A2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2009 |
|
RU2395704C1 |
Регулятор давления жидкости | 1988 |
|
SU1536359A1 |
Устройство для определения остаточного ресурса технических объектов | 1982 |
|
SU1062722A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2634997C2 |
Автоматизированная адаптивная система управления рудновосстановительной электропечи | 1989 |
|
SU1806448A3 |
Устройство для контроля учета износа броней камеры дробления конусных дробилок | 1986 |
|
SU1324689A1 |
Авторы
Даты
1993-08-23—Публикация
1992-02-28—Подача