кциональной зависимостью, либо как геометрическое место точек по экспериментальным данным. На первом рабочем режиме () наработка считывается по показаниям встроенного датчика времени и сравнивается с ресурсом т обычным образом. Например, остаток ресурса для точки В: Vn п - te . При переводе двигателя в конце первого рабочего режима ( отрезок АВ) на второй рабочий режим (например. ) реально достигнутая наработка на режиме NI пересчитывается со значения на значение Ati, от которого начнется дальнейший отсчет наработки по счетчику времени на новом режиме (). Значение разности ( T2-tc) покажет остаток ресурса на этом режиме.
Здесь характерно, что Т2-т.с ri-te.
но tB
Т2 Т1
Поправкой Дц, учитывающей переменность ресурса и разные степени жесткости режимов, осуществляется переход от наработки в обычном понимании к ее аналогу, который в дальнейшем именуется приведенным времени (обозначается t). Таким образом, в точке С:
Ati.
Приведенное время представляет собой временное выражение фактически выработанной части ресурса от его полной величины дяя того режима, на котором в рассматриваемый момент работает двигатель. Приведенное время выражается ординатой точки, характеризующей на этом режиме выработанную часть ресурса (характеристической точкой). Оно изменяется в темпе реального времени при работе двигателя на одном и том же режиме или получает скачкообразные приращения при переводе двигателя на другой режим работы.
После работы на втором рабочем режиме в течение времени t (участок СД) двигатель будет иметь приведенное время в точке D:
Ati+g t+A ti,
где t - наработка с начала эксплуатации, замеренная по счетчику времени. При этом остаток ресурса будет равен:
VT2 12 (t + Atl)T2 -to
При переводе двигателя на третий рабочий режим NNN3 приведенное время пол- учит отрицательное приращение At2 и в точке Е (первая рабочая точка третьего ре- жима) станет равным:
t to -At2 t + ATi -At2,
10
а значит, остаток ресурса на этом режиме:
гз -1 гз - (t + Ati - At2).
Здесьхарактерно,
15 Гз -tE Т2 -tD .
что
IE tS Н0
В дальнейшем подсчет приведенного времени и остатка ресурса на режиме фактической работы производится аналогичным образом. Из приведенных рассуждений вытекает общая формула подсчета приведенного времени tn для конца очередного (п-го) интервала времени работы на соответствующем, n-м по счету, режиме:
г,1 j At,, i 1
I п -1
где алгебраическая сумма всех i 1
предшествующих приращений приведенного времени при переводах двигателя с режима на режим; ,
t - время работы с начала эксплуатации, замеренное встроенным датчиком времени.
Тогда остаток ресурса Vrn в конце того же п-го интервала времени работы на том же режиме равен:
Vrn rn -tn,
(1)
где гп - значение ресурса для п-го по счету режима, на котором двигатель работал п-й интервал времени.
Определение Ati производится через построение линии выработанного ресурса геометрического места точек, показывающих расчетные значения времен выработки одной и той же части ресурса на различных режимах. Из данного определения следует:
ПИК
где ti(N) - линия выработанного ресурса, построенная в конце 1-го интервала времени работы;
Ci - константа, выражающая выработанную на рассматриваемый момент часть ресурса.
При постоянном учете приведенного времени (а в конце первого интервала работы ti ti) константа Ci равна:
-ЦИКоткуда, с учетом (2)
t.(N) --r(N).
Тогда20
Ati t|(Nl + i)-tl(N,) ti(N|+i)-ti
t
-(rl + i-r,).
Окончательно формула для расчета приведенного времени примет вид:
.rL-1t
.Ј Ј(r, + i-fl). 1 1
В первой части (-4) все величины известны при условии непрерывного учета t. При этом остаток ресурса определяется по (1), прогноз для любого другого (п+1)-го режима:
Vrn +1 Гп +1 -tn(Nn +1). (5)
где tn(Nn+i) получается из (3) подстановкой N-Nn+i. l-n.
Способ позволяет численно определять 45 выработанную часть ресурса на любом из
5
10
15
20
25
30
3540
45
предусмотренных режимов эксплуатации двигателя и устанавливать фактический остаток ресурса на рассматриваемом или прогнозируемом режимах.
Формула изобретения
Способ учета ресурса двигателя, заключающийся в том, что измеряют параметры вращения вала двигателя, полученные значения индентифицируют с заданными значениями, соответствующими определенным режимам работы двигателя, имеющими свои ресурсные значения, и на всех режимах определяют остаток ресурса путем вычитания из значений ресурсов временных значений, отражающих выработанную часть ресурса,отличающийся тем,что, с целью расширения области применения способа путем прогнозирования остатка ресурса на каждом контролируемом режиме, в качестве временных значений используют приведенные к каждому из режимов работы двигателя значения времени, которые на фактическом режиме работы двигателя определяют путем сложения временных значений общей наработки с начала эксплуатэции работы двигателя с суммой временных приращений, которые характеризуют все предшествующие изменения режимов работы двигателя и которые вычисляют путем умножения отношения приведенного времени, достигнутого к окончанию каждого из сменяемых режимов, к величине ресурса на этом режиме работы двигателя на разность значенийресурсов для последующего и предыдущего режимов, а для определения остатка ресурса на остальных режимах приведенное время определяют путем умножения отношения установленного л ри веденного времени на фактическом режиме работы двигателя к величине ресурса на этом режиме на значения ресурсов каждого режиме двигателя.
и г
NL HI
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для учета ресурса газотурбинного двигателя | 1992 |
|
SU1836701A3 |
ТЕПЛОВОЙ СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ | 2005 |
|
RU2287809C1 |
Система автоматического управления пространственным разворотом объекта | 1989 |
|
SU1679467A1 |
СПОСОБ АДАПТИВНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2533321C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАБИЛИЗИРОВАННЫХ ПО ТЕМПЕРАТУРЕ ОСТАТКОВ РАБОЧЕГО ТЕЛА - ГАЗА В ЕМКОСТЯХ РАБОЧЕЙ СИСТЕМЫ | 2010 |
|
RU2464206C2 |
Способ определения остаточного ресурса электродвигателя и устройство для его реализации | 1983 |
|
SU1176273A1 |
СПОСОБ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ | 2007 |
|
RU2374614C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ | 2012 |
|
RU2502974C1 |
Способ преобразования периодического электрического сигнала в код и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1683175A1 |
Способ прогнозирования технического состояния многоканального приёмного тракта гидроакустического комплекса корабля | 2022 |
|
RU2805138C1 |
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники по контролю и прогнозированию остатка ресурса для любого режима работы и может быть использовано при эксплуатации газотурбинных и других энергетических установок. Целью изобретения является расширение области применения способа путем прогнозирования остатка ресурса на каждом контролируемом режиме. Это достигается тем, что измеряют параметры вращения вала двигателя, полученные значения инденти- фицируют с заданным и на всех режимах определяют остаток ресурса путем вычитания из значений ресурсов временных значений, отражающих выработанную часть Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники по контролю и прогнозированию остатка ресурса для любого режима работы и может быть использовано при эксплуатации газотурбинных и других энергетических установок. Целью изобретения является расширение области применения способа за счет ресурса, в качестве временных значений используют приведенные к каждому из режимов работы двигателя значения времени, которые на фактическом режиме работы двигателя определяют путем сложения временных значений общей наработки с начала эксплуатации работы двигателя с суммой временных приращений, которые характеризуют все предшествующие изменения режимов работы двигателя и которые вычисляют путем умножения отношения приведенного времени, достигнутого к окончанию каждого из сменяемых режимов, у, величине ресурса на этом режиме работы двигателя на разность значений ресурсов для последующего и предыдущего режимов, а для определения остатка ресурса на остальных режимах приведенное время определяют путем умножения отношения установленного приведенного времени на фактическом режиме работы двигателя к величине ресурса на этом режиме, на значение каждого режима двигателя. В изобретении возможно произвести быстрый прогноз остатка ресурса на любом из предусмотренных для учета ресурса режиме работы двигателя. 1 ил. определения остатка ресурса на режиме фактической работы и возможность быстрого прогноза такого остатка на любом другом (из предусмотренных для учета ресурса) режиме работы двигателя. На чертеже представлен график зависимости ресурса двигателя от мощности г т (N) , задаваемый либо расчетной фунLH С со N) СП N) 00 СО
Устройство для определения используемого ресурса изделия | 1985 |
|
SU1278910A2 |
кл | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Устройство для учета ресурса газотурбинного двигателя | 1988 |
|
SU1509965A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1993-06-30—Публикация
1991-01-03—Подача