СО
С
Использование: измерение негерметич- . ности дренажных клапанов топливных баков двигательных установок космических аппаратов. Сущность: на вход клапана подают контрольный газ под давлением. Одновременно создают снаружи дренажного трубопровода в месте его повышенной негерметичности давления технического газа, равное давлению в трубопроводе. Поддерживают давления снаружи и внутри дренажного трубопровода равными по мере повышения давления контрольного газа внутри трубопровода. Негерметичность определяют, измеряя повышение давления в трубопроводе за заданный промежуток времени, 1 ил.
i Изобретение относится к испытатель- йой технике и может быть использовано для измерения величины негерметичности дренажных клапанов топливных баков двига- тельных установок (ДУ) космических Аппаратов (КА) при подготовке к пуску.
Контроль герметичности дренажных лапанов топливных баков ДУ КА имеет важ- ое значение. Через дренажные клапаны на аключительном этапе наземной подготовки и в полете сбрасывается излишнее избы- очное давление паров компонентов оплива (например, жидкого кислорода и др.). Однако в случае негерметичности ука- 1анных клапанов через них может утечь значительная часть компонентов топлива, что
ведет к невыполнению программы или даже к потере КА в полете. Поэтому необходимо своевременно, непосредственно перед заправкой ДУ компонентами топлива, выявить негерметичность дренажных клапанов по седлу, что может быть обеспечено за счет автономного контроля герметичности каждого клапана в составе КА. Это обеспечивает возможность проведения оперативного ремонта ДУ, например, путем замены клапана.
Целью изобретения является обеспечение контроля герметичности дренажного клапана, дренажный трубопровод которого имеет повышенную негерметичность в месте прохода через обводы КА.
00
со
XI Ю
Способ осуществляется с помощью устройства, схема которого изображена на чертеже.
Контролируемый дренажный клапан 1 со стороны входа сообщен с топливным баком 2. Бак 2 имеет клапан 3, предназначенный для заполнения бака и сообщенной с ним входной полости клапана 1 топливом или контрольным газом. Выходная полость клапана 1 с помощью бортового дренажного трубопровода 4 выведена за обводы КА через бортовую колодку 5 в его корпусе 6. Трубопровод 4, имеющий разъемное соединение 7, с помощью наземной (сбрасываемой перед пуском) колодки 8 и наземного продолжения дренажного трубопровода 9 соединен с манометром 10, по которому производится измерение давления в объеме дренажного трубопровода. Вентиль 11 находится в закрытом положении.
При дистанционном сбрасывании наземной колодки 8 дренажный трубопровод расстыковывается по стыку 7. Стык представляет собой вышеупомянутое место в дренажном трубопроводе с повышенной негерметичностью.
Полость 12 между колодками 5 и 8 на время контроля герметичности дренажного клапана герметиризуется кольцевой местной камерой 13. Через колодку 8 пропущен трубопровод 14, один конец которого открыт в полость 12, образованную внутри кольцевой камеры 13. Другой конец трубопровода 14 через электроуправляемый пнев- моклапан (ЭПК) 15 соединен с источником сжатого газа. Трубопровод 14 соединен также с полостью 16 дифференциального датчика 17 давления, отделенной мембраной 18 от полости 19 датчика 17. Полость 19 соединена с дренажным трубопроводом 9, Датчик 17 реагирует на повышение давления в полости 12 по сравнению с давлением в дренажном трубопроводе 9 и выдает соответствующий сигнал в блок 20 управления, который, в свою очередь, подает команду на открывание ЭПК 15.
В момент выравнивания давлений в полости 12 и трубопровода 9 сигнал с датчика 17 .пропадает и блок 20 подаёт команду на закрытие ЭПК 15. Таким образом поддерживается постоянное равенство давлений в полости 12 и трубопроводе 9, Возможно проведение операций по поддержанию указанного равенства давлений с помощью других устройств или вручную.
Работа по предлагаемому способу проводится следующим.образом.
Бак 2 и сообщенную с ним входную полость контролируемого клапана 1 заполняют через клапан 3 контрольным газом до испытательного давления. Измеряют начальное давление Рн в трубопроводе 9 по манометру 10.
Если имеет место негерметичность клапана 1 по седлу, то в сообщенных трубопроводах 4 и 9 начинает повышаться давление. В этом случае по сигналу датчика 17 и команде блока 20 путем многократного открывания и закрывания ЭПК15 в полости 12 и трубопроводах 4 и 9 постоянно поддерживается равное давление. Таким образом, разгружается от перепада давлений разъемное соединение 7, имеющее повышенную негерметичность, и его негерметичность перестает влиять на картину изменения давления в дренажных трубопроводах 4 и 9, которая определяется только негерметичностью клапана 1. Через фиксированный интервал времени Лг по манометру 10 измеряют конечное давление Рк. Зная величину объема V трубопроводов 4, 9 и сообщенных с ними полостей манометра 10, генерметичность Q клапана 1 определяется
по формуле
РкГРн . Ат
Предлагаемый способ обеспечивает контроль герметичности дренажных клапанов топливных баков, дренажный трубопровод которых имеет повышенную (сотни или тысячи раз) негерметичность по сравнению
с негерметичнрстью контролируемого дренажного клапана. Упрощается процесс и оборудование для контроля.
Формула изобретения Способ .контроля герметичности дренажных клапанов топливных баков космических аппаратов, заключающийся в том, что подают на вход клапана контрольный газ под давлением и измеряют повышение давления в дренажном трубопроводе за заданный промежуток времени, по которым определяют негерметичность, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения контроля клапанов, дренажные
трубопроводы которых имеют повышенную негерметичность в месте прохода через обводы космического аппарата, одновременно с подачей контрольного газа создают .снаружи дренажного трубопровода в месте
его повышенной негерметичности давление технического газа, равное давлению в трубопроводе, и поддерживают их равными по мере повышения давления контрольного газа внутри трубопровода.
г.
Сжа/тн/
Авторы
Даты
1993-08-30—Публикация
1985-06-20—Подача