Изобретение относится к пассивной безопасности транспортных средств, а более конкретно к конструкции замков ремней безопасности, предназначенных для защиты водителей и пассажиров транспортных
средств от тяжелых последствий дорожно- транспортных происшествий путем удержания их в сиденье.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности замка.
На фиг. 1 представлен предлагаемый замок в замкнутом положении, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, вид в плане, защитный корпус полностью снят; на фиг. 3 - обойма замка, вид в аксонометрии; на фиг. А - поперечный разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 5 - основные детали замка во взаимодействии при экстремальной нагрузке, остальные детали не показаны.
Замок для ремня безопасности содержит П-образную (в виде швеллера) обойму 1 (фиг. 3). внутри которой свободно установлена U-образная защелка 2, боковины 3 и 4 которой заканчиваются отогнутыми на угол а симметричными лапками 5 и 6, размещенными в прорезях 7 боковых стенок 8 и 9 обоймы.
Лобовая часть 10 защелки 2, соединяющая боковины 3 и 4, выполнена с зубом 11, отогнутым вперед на угол ft, соответствующий углу трения относительно материала, взаимодействующего с зубом детали, а именно вставляемого конца 12 языка 13, являющегося отъемной частью замка.
Язык 13 содержит проушину 14 (на фигурах не показана) под лямку ремня и прямоугольное отверстие 15 на вставляемом конце 12. Боковины 3 и 4. защелки 2 выполнены сужающимися по направлению к отогнутым лапкам 5 и б для повышения их эластичности. На передней части боковин 3 и 4 образованы симметричные выступы 16 и 17 (фиг. 1 и 2), взаимодействующие с круглым подпружиненным фиксатором 18, размещенным своими концами в продолговатых отверстиях 19 боковых стенок 8 и 9 обоймы 1. Фиксатор 18 является органом блокирования защелки 2 в ее замкнутом положении, Передняя часть обоймы 1 выполнена с прямоугольным отверстием 20 в основании 21 и смыкающимся с ним продольным отверстием 22.
Передние участки боковых стенок обоймы 1 загнуты параллельно основанию 21 в виде двух участков 23 и 24 (фиг. 3), между которыми предусмотрен свободный промежуток К (фиг. 2). Участки 23 и 24 образуют дополнительный упор для контактирования с лобной частью 10 защелки 2. Между передней кромкой отверстия 20 и зубом -11- и между задними кромками 25 участков 23 и 24 и лобрвой частью 10 защелки 2 имеются равные по величине зазоры а и Ь.
На основании 21 в обойме 1 подвижно смонтирован подпружиненный выталкиватель 26 языка 13, Выталкиватель 26 имеет ножку 27, заведенную в указанное продольное отверстие 22 как в направляющий канал.
Через расширение 28 в задней части отверстия 22 в обойму смонтирована стойка 29, являющаяся опорой для пружины 30 выталкивателя 26 и пружины 31 фиксатора 18.
Стойка 29 имеет ребра-открылки 32, концы которых входят в прорези 7 боковых стенок 8 и 9 обоймы 1, преграждая таким образом возможность выпадания лапок 5 и б защелки 2 (фиг. 2). Пружина 31 надета на шток 34,
головка 35 которого охватывает фиксатор 18, а хвостовая часть проходит через отверстие 36 в стойке 29. Внизу стойка 29 снабжена зубом 37, который зацеплен за кромку расширения 28 отверстия 22. П-образная в
плане (фиг. 2) кнопка размыкания 38 охватывает своими боковыми стенками 39 и 40 боковые стенки 8 и 9 обоймы 1. В стенках 39 и 40 выполнены продолговатые отверстия 41, через которые проходят концы фиксатора 18, а на хвостовых нижних участках стенок 39 и 40 образованы ступенчатые выступы 42 и 43, входящие в вырезы 44, выполненные в углах основания 21 и боковых стенок 8 и 9 в средней части обоймы 1
(фиг. 3).
Концы фиксатора 18 и ступенчатые выступы 42 и 43 удерживают кнопку 38 на обойме 1. При этом, кнопка 38 имеет возможность продольного передвижения в
пределах длины е (фиг. 1).
Выталкиватель 26 выполнен с двумя симметричными ножками 45, заканчивающимися внешними боковыми выступами 46 и 47, скользящими по внутренним поверхкостям боковых стенок 8 и 9 обоймы 1. Расстояние Н между выступами 46 и 42, соответственно между выступами 47 и 43 равно длине полного хода выталкивателя 26. На поверхности выталкивателя 26 выполнены два симметричных выступа 48 и 49 для центровки положения защелки 2 при ее разомкнутом положении.
К обойме 1 прикреплена тяга 50 с помощью заклепки 51, пропущенной через отверстие 52 в обойме (фиг. 1 и 3).
Приемная часть замка заключена в защитный корпус 53, охватывающий обойму 1 и кнопку размыкания 38 вместе с остальными деталями.
Проход 54 (фиг, 1) в головке 55 кнопки 38 образован с раструбом для облегчения вталкивания конца 12 языка 13 в приемную честь замка при его замыкании. Щель 56 (фиг. 3) обоймы 1 имеет ширину и высоту несколько превышающие ширину и толщину вставляемого конца 12 языке 13 для возможности свободного прохода конца 12 в обойму 1.
Таким образом, в замкнутом положении (фиг, 1 и 2) язык 13 надежно ограничен во всех боковых направлениях.
Язычек 57 (фиг.1и2) на тыльной стороне головки 55 кнопки размыкания 38 служит для устранения дребежжания языка 13 в замкнутом положении.
Для центровки и удержания защитного корпуса 53 внутри последнего выполнены ребра 58 (фиг. 4).
Для обеспечения функциональных свойств защелки 2 она термообработана, являясь таким образом пластинчатой пружиной.
Замок работает следующим образом. Для размыкания замка, находящегося в замкнутом положении, (фиг, 1 и 2) необходимо нажать на головку 55 кнопки размыкания 38. При перемещении кнопки 38 вдоль обоймы 1 она, контактируя кромками своих продолговатых отверстий 41 с фиксатором 18, сдвигает последний с выступов 16 и 17 защелки 2 и, когда пройден путь е, блокада защелки прекращается. В результате этого усилием пружины 30 толкатель 26, нажимая на торец вставляемого конца 12 языка 13 и, соответственно, на тыльную поверхность зуба 11 защелки 2, создает вращательный момент, поворачивающий защелку 2 вокруг онтактных точек ее лапок 5 и 6 с опорными эомками прорезей 7 в боковых стенках 8 и обоймы 1.
При этом зуб 11 выходит из зацепления отверстием 15 языка 13, в выталкиватель 6, продолжая свое движение под действи- м пружины 30, выбрасывает язык 13 из брймы и оказывается своей передней платиной под торцом зуба 11. В разомкнутом сложении на фигуре Т защелка 2 показана унктирной линией. В этом положении фик- атор 18 находится за выступами 16 и 17 оковин 3 и 4 защелки 2, а пружина 31 фик- атора 18 максимально поджата. Процесс азмыкания заканчивается тем, что кнопка азмыкания 38 возвращается в свое исходов (выдвинутое) положение. Это происхо- ит за счет того, что выталкиватель 26 родолжает продвигаться вперед и выступы 6 и 47 на концах его ножек 45, взаимодей- гвуя со ступенчатыми выступами 42 и 43, роталкиваег кнопку 38 дополнительно на в зличину хода е (фиг. 1 и 2) обратно.
Для того, чтобы размыкание произошло беспрепятственно, необходимо наличие заз
ров а и Ь, то есть чтобы при повороте 55 щелки ее зуб 11 и часть 10 не задевали за
кнопку усилием не более 60 Н, когда зэмо подвергается растяжению усилием 300 Н. В данном замке это требование с определен ным запасом обеспечивается тем, что вели
чина углов , под которым отогнуты лапки 5 и б, выбрана в пределах 50-80 градусов, а также за счет оптимизации упругости боковин защелки, путем выполнения их сужающимися в сторону лапок.
В нормальных, обычных условиях эксплуатации ремня безопасности на замок не действуют нагрузки растяжения и, поэтому, зазоры а и b имеют свою исходную - максимальную величину.
При возникновении опасных аварийных ситуаций ремень безопасности подвергается соответствующей нагрузке, которая при тяжелых дорожно-транспортных происшествиях может достигать очень высоких величин. При этом замок получает нагрузку порядка 18-20 кН.
Предложенный замок легко выдерживает даже большую нагрузку, так как зуб защелки, за счет передвижения ее вперед,
упирается в два барьера: опорную кромку отверстия 20 основания 21 и в кромки 25 участков 23 и 24 обоймы 1 (фиг. 5).
Продвижению защелки 2 вперед препятствуют отогнутые лапки 5 и 6, которые
при этом упираются в опорные кромки прорезей 7 в боковых стенках 8 и 9 обоймы 1.
Усилие, которое требуется для перемещения защелки 2 на величину зазора а. определяется упрощенной формулой
Та 2 Pa/ iga ,
где Та - усилие растяжения замка;
Ра - усилие, необходимое для прогиба боковины защелки на величину tg a .
Из формул сопротивления материалов известно,что
45
Р
f-E-l 3-K
I
где f- величина прогиба;
Е - модуль упругости;
I - момент инерции поперечного сечения;
Е- длина изгибаемой консоли (в данном случае боковины защелки);
К - коэффициент, зависящий от формы боковин защелки.
Принимая, что величина С -
3EIK
явля
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАМОК ДЛЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2069525C1 |
ЗАМОК ДЛЯ РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2101202C1 |
ЗАМОК РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ | 1996 |
|
RU2125396C1 |
УДАРОПРОЧНЫЙ ЗАМОК РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ | 2001 |
|
RU2201705C2 |
Замок для ремня безопасности транспортного средства | 1989 |
|
SU1667825A1 |
Замок ремня безопасности транспортного средства | 1988 |
|
SU1588378A1 |
Замок для ремня безопасности транспортного средства | 1983 |
|
SU1293053A1 |
Замок ремня безопасности транспортного средства | 1988 |
|
SU1673030A1 |
СПОСОБ СБОРКИ ЗАМКА РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ | 2003 |
|
RU2243710C1 |
Аварийно-запирающееся втягивающее устройство для ремня безопасности транспортного средства | 1990 |
|
SU1780525A3 |
Сущность изобретения: замок для ремня безопасности содержит две взаимозамыкаемые части, из которых отъемная выполнена в виде языка с проушиной под лямку и отверстием на вставляемом конце, а другая - приемная содержит заключенную в защитный корпус П-образную обойму, соединенную с тягой для закрепления замка в кузове, смонтированную в обойме U-обраэ- ную защелку с зубом для взаимодействия с отверстием языка и отверстием, выполненным в основании обоймы, подпружиненные орган блокирования защелки в замкнутом положении и выталкиватель языка, а также кнопку размыкания, в передней части обоймы выполнен дополнительный упор для контактирования с лобной частью защелки при экстремальных нагрузках замка, а концевые участки боковин защелки выполнены в виде лапок, симметрично отогнутых в прорезях, выполненных в боковых стенках хвостового участка обоймы 1. Дополнительный упор выполнен в виде двух отогнутых под прямым углом участков боковых стенок обоймы, причем свободный промежуток между ними превышает ширину зуба защелки, а высота щели между основанием обоймы и указанными участками превышает толщину вставляемого конца языка. Кроме того, опорная стойка для удержания пружин органа блоки- рования защелки и выталкивателя языка содержит симметричные выступы, расположенные в прорезях боковых стенок обоймы и контактирующие с лапками боковин защелки. Чтобы обеспечить одно-1 временное упирание зуба защелки в : опорную кромку отверстия в основании обоймы и лобовой части защелки в дополнительный упор при экстремальной нагрузке замка, соответственные зазоры между смыкающимися частями предусмотрены одинаковой величины. Кроме того, боковины защелки выпалнены сужающимися в сторону лапок, а участки для взаимодействия с органом блокирования защелки - в виде симметричных выступов на ее боковинах. 7 з.п. ф-лы, 5 ил. (Л С 00 ы XI 00 ю ел ы
опорные кромки отверстия 20 в основании обоймы 1 и участков 23 и 24.
Согласно Правилам № 16 ЕЭК ООН за- должен быть раскрываем нажатием на
ется условной жесткостью одной боковины, получаем теоретическую формулу для определения величины усилия в момент смывания защелки с упорами в обойме
Та - 2а С tg2 a
Таким образом, в наибольшей степени усилие для смыкания зависит от величины угла а отгиба лапок боковин защелки.
Исходя из требований Правил № 16 БЭК ООН, согласно которым открытие замка должно быть обеспечено при нагрузке ЗООН, и принимая необходимый запас надежности, легко определяются размеры и параметры защелки, а также необходимая величина зазора а (и соответственно Ь).
При замыкании в приемную часть замка через проход 54 (фиг. 1) в головке 55 кнопки размыкания 38 и через щель 56 (фиг. 3) в обойму 1 вводится вставляемый конец 12 языка 13. При этом выталкиватель 26 отодвигается назад, сжимая пружину 30. Когда зуб 11 защелки 2 окажется над отверстием 15 конца 12 языка 13, действием пружины 31 фиксатор 18 нажимает на задние кромки выступов 16 и 17 и поворачивает защелку 2 в положение замыкания. При этом зуб 11 защелки находится в отверстиях 15 языка 13 и 20 основания 21 обоймы 1, а фиксатор 18, продвинувшись в продолговатых отверстиях 19 боковых стенок 8 и 9 обоймы 1, оказывается над выступами 16 и 17, блокируя защелку 2.
Открытие замка после получения им экстремальной нагрузки и прекращения ее действия происходит вышеуказанным способом - нажимая на головку 55 кнопки раз- мыкания 38. Этому нет никаких препятствий, так как при прекращении действия нагрузки боковины 3 и 4 защелки 2 разжимаются и оттягивают защелку 2 лапками 5 и 6 обратно в прорези 7 обоймы 1, восстанавливая зазоры а и Ь.
Как видно из описания и рассмотрения чертежей, предложенный замок чрезвычайно прост и имеет повышенную надежность по сравнению с прототипом и выпускаемыми в настоящее время замками для ремней безопасности транспортных средств.
Данный замок возможно изготавливать на автоматических линиях. В особенности легко осуществляется полная автоматизация процесса его сборки.
Следует отметить, что предложенная конструкция ввиду ее простоты, надежности и компактности может быть применена и в других областях техники, где требуются аналогичные быстродействующие замки, подвергающиеся высоким нагрузкам.
Формул а и зобретени я
приемную, отъемная выполнена в виде языка с проушиной под лямку и отверстием на вставляемом конце, а приемная содержит заключенную в защитный корпус П-образ- ную обойму, соединенную с тягой для закрепления замка в кузове, смонтированную в обойме U-образную защелку с зубом для взаимодействия с отверстием языка и отверстием, выполненным в основании обоймы, подпружиненные орган блокирования
защелки в замкнутом положении и выталкиватель языка, а также кнопку размыкания, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности замка, в передней части обоймы
выполнен дополнительный упор для контактирования с лобной частью защелки при экстремальных нагрузках замка, а концевые участки боковин защелки выполнены в виде лапок, симметрично отогнутых на угол 50вб и свободно смонтированных в прорезях, выполненных в боковых стенках хвостового участка обоймы.
виде двух отогнутых под прямым углом участков боковых стенок обоймы, а свободный промежуток между указанными участками превышает ширину зуба защелки.
основанием обоймы и дополнительным упором равна толщине вставляемого конца языка, включая необходимый зазор.
пружин органа блокирования защелки и выталкивателя языка содержит симметричные выступы, расположенные в упомянутых прорезях боковых стенок обоймы и контактиру- ющие с лапками боковин защелки с наружной стороны.
обоймы и зазоры между лобной частью защелки и опорными кромками дополнительного упора на обойме имеют одинаковую величину..
сужающимися в сторону отогнутых лапок, а участки для взаимодействия с органом блокирования выполнены в виде симметричных выступов на боковинах.
53 15
51
50
хвостовые участки с ответными выступами для взаимодействия с ними.
55
дв
Фиг. 2
Фиг. 4
Фиг. 5
ВОЗДУХОЗАБОРНИК, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ УСТРОЙСТВА ВЫБРОСА ДИПОЛЬНЫХ ОТРАЖАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО СУДНА | 2009 |
|
RU2482430C2 |
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ПОЛУЧЕНИЯ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ОДНОГО АКУСТИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 2016 |
|
RU2719325C2 |
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Авторы
Даты
1993-08-30—Публикация
1991-04-03—Подача