ФОРКАМЕРА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ АДИАБАТИЧЕСКОГО СЖАТИЯ Советский патент 2006 года по МПК G01M9/00 

Описание патента на изобретение SU1840311A1

Данное предлагаемое изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и решает задачу усовершенствования форкамер аэродинамических труб с импульсным рабочим циклом.

Исследование вопросов газодинамики и теплообмена космических летательных аппаратов требует обязательной экспериментальной проверки, которая в подавляющем большинстве случаев проводится на аэродинамических трубах. Ведущее место в их числе занимают аэродинамические трубы адиабатического сжатия (поршневого типа) [1], которые выгодно отличаются от других труб сочетанием высоких чисел Re (106÷108), чисел М (до 16 на воздухе и азоте и до 36 на аргоне и гелии и температур торможения (до 2000К на воздухе и 5000К на аргоне [3]). Наиболее напряженным узлом такой трубы является форкамера, в которой сжатый поршнем газ отсекается обратным клапаном и затем истекает в рабочую часть через сопло. Внутренняя полость форкамеры обычно имеет цилиндрическую форму с удлинением от 6 до 40 калибров, что делается из конструктивных соображений, так как при такой форме легче решается вопрос обеспечения достаточной прочности форкамеры. Однако такая форкамера обладает рядом недостатков. Во-первых, она имеет развитую поверхность теплообмена и поэтому тепловые потери в ней значительны. Эти потери могут достигать 10-20% общего запаса энергии, что приводит к существенному уменьшению температуры торможения, а, следовательно, и времени работы аэродинамической трубы [2]. Кроме того, в такой удлиненной форкамере имеют место колебания давления и температуры, которые передаются в рабочую часть трубы. Частота этих колебаний достигает 100÷500 Гц, а их амплитуда - 30÷70% от максимального значения давления. Это существенно снижает возможности проведения аэродинамических исследований на адиабатических трубах. Колебания носят характер акустических и вызваны большим удлинением форкамеры. Пульсация давления в форкамере, может быть ослаблена с помощью демпфирующего устройства, которое позволяет практически погасить колебания в удлиненных форкамерах; однако оно увеличивает и без того большие энергические потери. Кроме того, при использовании этого устройства усложняется эксплуатация аэродинамической трубы.

Большая крутизна нарастания высоких параметров газа в форкамере существенно снижает стойкость элементов форкамеры; особенно неприятен "щелевой" разгар, который заключается в том, что в момент заполнения форкамеры вследствие того, что скорость нарастания параметров большая, газ с очень большой скоростью заполняет все мельчайшие объемы на стыке деталей форкамеры и вызывает эрозию и разгар этих деталей. Этот процесс усиливается вследствие наличия колебаний давления. На предельных режимах "щелевой" разгар становится катастрофическим и приводит к безвозвратному выходу детали из строя. Стойкость элементов форкамеры даже на средних режимах (температура и давление торможения соответственно Тоо=1200÷4000К и Роо=1000-1200 ата) не превышает 5÷15 экспериментов.

Разгар деталей приводит к загрязнению потока продуктами окисления, главным образом, твердыми частицами окислов. Известные методы защиты от "щелевого" разгара в аэродинамических трубах сводились лишь к тщательной подгонке деталей [4]. Однако этот метод часто непригоден ввиду его большой трудоемкости.

Предлагается конструкция форкамеры, в которой благодаря ряду конструктивных мероприятий удается полностью избежать "щелевого" разгара, практически устранить колебания параметров газа и снизить энергопотери.

На фиг.1 представлен общий вид форкамеры аэродинамической трубы адиабатического сжатия.

На фиг.2 представлены типовые осциллограммы давления, соответственно, в форкамерах с большим (сверху) и малым (внизу) удлинением рфк.

Форкамера состоит из силового корпуса 1, удобообтекаемых седла клапана 2 и обратного клапана 3, гиперзвукового ввертного сопла 4, обтюрирующих колец 5, датчиков 6 и щелевых холодильников 7.

Обтюрирующие кольца 5 являются своеобразными уплотнительными кольцами, предохраняющими от прорыва газов с высокими параметрами в зазоры между стыкуемыми деталями и тем самым от "щелевого" разгара. Кольца изготавливаются из меди. При резком возрастании давления кольца деформируются, прижимаются к внешней стороне прорези и препятствуют распространению газа в щели. Наилучшим материалом следует считать медь, так как она в диапазоне работы адиабатических труб обладает хорошей деформируемостью и стойкостью к эрозии.

Щелевые холодильники 7 (кольца, цилиндры, пластиты и т.д.), расположенные вокруг отверстий под датчиками, на стыке сопла с корпусом и т.д., охлаждают пограничный слой газа и предохраняют поверхности стыкуемых деталей от разгара.

Применение форкамеры с предлагаемым малый удлиненнее внутренней полости позволяет избежать возникновение в ней акустических колебаний; это приводит к уменьшению опасности щелевого разгара и резкому уменьшению тепловых потерь. Кроме того, в такой форкамере будут иметь место значительно меньшие тепловые потери в стенке.

Опытный образец форкамеры с удлинением l/d˜1,4 и предлагаемые конструктивные решения вопроса защиты от щелевого разгара были экспериментально опробованы на адиабатических трубах предприятия; получены следующие положительные результаты:

а) колебания давления в форкамере pфк практически полностью погашены (см. фиг.2);

б) гашение колебаний и снижение тепловых потерь в стенку позволяет увеличить время работы аэродинамической трубы примерно на 30÷50%;

в) применение щелевых холодильников и обтюрирующих колец позволило практически полностью ликвидировать "щелевые" разгары.

Источники информации

1. Charters A.C., et al. NACA TN - 4143, 1957.

2. Павленко С.П. Труды НИИ-88, 1963, №7(59).

3. Новиков Л.В., Лагутин В.П., Домбровская и др. Труды НИИ-88, №4(56), 1963.

4. "Техника гиперзвуковых исследований". Сб. перевод. под ред. Бурова Г.Ф. М.: Мир, 1964.

Похожие патенты SU1840311A1

название год авторы номер документа
ИМПУЛЬСНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА 2010
  • Ярославцев Михаил Иванович
  • Фомин Василий Михайлович
  • Маслов Анатолий Александрович
  • Мещеряков Алексей Михайлович
  • Пузырев Лев Николаевич
  • Щумский Валентин Витальевич
  • Соколовский Андрей Сергеевич
RU2439523C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА 2010
  • Ярославцев Михаил Иванович
  • Фомин Василий Михайлович
  • Маслов Анатолий Александрович
  • Пузырев Лев Николаевич
  • Шумский Валентин Витальевич
RU2436058C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА 2014
  • Шумский Валентин Витальевич
  • Ярославцев Михаил Иванович
RU2578052C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА АДИАБАТИЧЕСКОГО СЖАТИЯ С ДВУМЯ ФОРКАМЕРАМИ 1970
  • Кислых В.В.
  • Шестаков Ю.Н.
  • Крючков Н.С.
SU1840955A1
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА АДИАБАТИЧЕСКОГО СЖАТИЯ 1971
  • Кислых Виталий Владимирович
  • Ксенофонтов Леонид Ксенофонтович
  • Шестаков Юрий Николаевич
  • Смирнов Алексей Иванович
  • Ситников Максимиллиан Николаевич
  • Сулеманов Виктор Максимович
SU1840308A1
Гиперзвуковая ударная аэродинамическая труба 2016
  • Рулева Лариса Борисовна
  • Котов Михаил Алтаевич
  • Солодовников Сергей Иванович
  • Самохвалов Геннадий Васильевич
RU2621367C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГИПЕРЗВУКОВОГО ПОТОКА 1996
  • Звегинцев Валерий Иванович
RU2101691C1
ФОРКАМЕРА ПОРШНЕВОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ 1967
  • Веремьев Е.С.
  • Кислых В.В.
  • Новиков Л.В.
  • Павленко С.П.
SU1840952A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ РАБОЧЕГО ГАЗА В ИМПУЛЬСНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЕ 2014
  • Шумский Валентин Витальевич
  • Ярославцев Михаил Иванович
RU2567097C1
ФОРКАМЕРА ПОРШНЕВОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ 1969
  • Веремьев Е.С.
  • Двухшерстнов В.Г.
  • Кислых В.В.
  • Климов О.К.
  • Новиков Л.В.
  • Павленко С.П.
  • Поляев В.М.
SU1840954A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 840 311 A1

Реферат патента 2006 года ФОРКАМЕРА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ АДИАБАТИЧЕСКОГО СЖАТИЯ

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и решает задачу усовершенствования форкамер аэродинамических труб с импульсным рабочим циклом. Сущность: форкамера состоит из корпуса, обратного клапана, гиперзвукового сопла и датчиков. Кроме того, форкамера снабжена обтюрирующими кольцами, смонтированными в местах сочленения деталей устройства. При этом полость форкамеры выполнена в виде сферы. Технический результат: повышение надежности устройства. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 840 311 A1

Форкамера аэродинамической трубы, состоящая из корпуса, обратного клапана, гиперзвукового сигнала сопла и датчиков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности устройства, форкамера снабжена обтюрирующими кольцами, смонтированными в местах соединения деталей устройства, при этом полость форкамеры выполнена в виде сферы.

SU 1 840 311 A1

Авторы

Бакум Борис Иванович

Веремьев Евгений Сергеевич

Крючков Николай Сергеевич

Полюшкин Александр Николаевич

Редянова Лидия Васильевна

Терпугов Анатолий Михайлович

Тресков Виктор Васильевич

Бочкарев Герман Васильевич

Вологодский Вадим Борисович

Павленко Степан Павлович

Рахматулин Хамил Ахметович

Розенберг Михаил Михайлович

Томич Сергей Павлович

Шестаков Юрий Николаевич

Машников Юрий Иванович

Смирнов Алексей Иванович

Даты

2006-09-10Публикация

1965-09-16Подача