Изобретение относится к смазочной композиции на основе сложноэфирных синтетических масел, содержащих смесь антиоксидантов и предназначенных для авиационной техники.
Для развития современной авиационной техники необходимы масла, отвечающие ужесточенным требованиям по ряду эксплуатационных свойств, главным образом, в отношении их термостабильности и смазывающей способности.
Одним из наиболее важных эксплуатационных показателей авиационных масел является стабильность их к окислению при высоких температурах. В наибольшей степени этому требованию отвечают синтетические масла на сложноэфирной основе.
Известна смазочная композиция на основе эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот C5-C9, содержащая полиэтилсилоксановую жидкость и присадки: N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан, N-фенил-α-нафтиламин, п,п'-диоктилдифениламин, бензотриазол.
Однако известная композиция имеет неудовлетворительные смазочные свойства и недостаточную термоокислительную стабильность при температуре выше 200°C.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков.
Поставленная цель достигается тем, что смазочная композиция, содержащая эфирную основу, полиэтилсилоксановую жидкость, N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан, N-фенил-α-нафтиламин, п,п'-диоктилдифениламин и бензотриазол, согласно изобретению дополнительно содержит трикрезилфосфат и в качестве эфирной основы содержит борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С5-С9 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
N-фенил(нонокси)-ди-(п-анилинофенокси)силан формулы С6Н5Si(ОС9Н19)(ОС6Н4NHC6Н5)2 получают взаимодействием алкоксихлорсилана с п-оксидифениламином.
п,п'-Диизооктилдифениламин (ДАТ) получают алкилированием дифениламина диизобутиленом.
Борированный эфир пентаэритрита получают обработкой 100 г промышленного пентаэритритового эфира 2 г борной кислоты при температуре 140-165°C в течение 2 ч.
Испытания разработанной композиции проводились по методу ЦИАМ (ГОСГ 23797-79) в присутствии медной, алюминиевой, стальной пластинок и объемной скорости сухого воздуха 170 см3/мин, пропускаемого через 100 г масла при температуре 225°C в течение 50 ч.
В таблице приведены результаты испытаний смазочной композиции и известной композиции, взятой в качестве базы сравнения.
Полученные данные свидетельствуют о том, что использование в композиции борированного пентаэритритового эфира, а также новой антиокислительной присадки обеспечивает более эффективную защиту от окисления кислородом воздуха, чем известная композиция.
Физико-химические свойства масел
I - Борированный ПЭЭ + 0,5% N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силана + 0,5% N-фенил-α-нафтиламина, 1,3% п,п'-диизооктилдифениламина, 2,8% трикрезилфосфата, 0,1% бензотриазола, 20% полиэтилсилоксановои жидкости
II - Борированный ПЭЭ + 0,6% N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силана + 0,6% N-фенил-α-нафтиламина, 1,5% п,п'-диизооктилдифениламина, 3,0% трикрезилфосфата, 0,05% бензотриазола, 18% полиэтилсилоксановой жидкости
III - Борированный ПЭЭ + 0,4% N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силана + 0,7% N-фенил-α-нафтиламина, 1,4% п,п'-диизооктилдифениламина, 3,2% трикрезилфосфата, 0,1% бензотриазола, 17% полиэтилсилоксановой жидкости.
Так, после окисления при 225°C в течение 50 ч композиция по кислотному числу и содержанию веществ, нерастворимых в изооктане, а также по изменению кинематической вязкости превосходит известное масло. Одновременно наблюдается улучшение противокоррозийных и смазывающих свойств, а также цвета окисленного масла.
Следует отметить, что при испытании образцов с минимальной и максимальной концентрацией компонентов, входящих в состав смазочной композиции, получаются одинаковые результаты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1984 |
|
SU1840591A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1988 |
|
SU1840621A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840596A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840595A1 |
АВИАЦИОННОЕ МАСЛО | 1987 |
|
SU1840598A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840695A1 |
Смазочная композиция | 1975 |
|
SU572488A1 |
Смазочная композиция | 1978 |
|
SU739083A1 |
Смазочная композиция | 1978 |
|
SU704980A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МАСЛА, РАБОТОСПОСОБНОГО В ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И РЕДУКТОРАХ ВЕРТОЛЕТОВ, А ТАКЖЕ ТУРБОВИНТОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ САМОЛЕТОВ | 2010 |
|
RU2452767C1 |
Использование: в авиационной технике. Сущность: композиция содержит, мас.%: N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан 0,4-0,6; N-фенил-α-нафтиламин 0,5-0,7; п,п'-диизооктилдифениламин 1,3-1,5; трикрезилфосфат 2,8-3,2; бензотриазол 0,05-0,1; полиэтилсилоксановая жидкость 17-20, борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции C5-C9 - до 100. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности и смазочных свойств. 1 табл.
Смазочная композиция, содержащая эфирную основу, полиэтилсилоксановую жидкость, N-фенил(нонокси)-ди-(анилинофенокси)силан, N-фенил-α-нафтиламин, п,п'-диизооктилдифениламин и бензотриазол, отличающаяся тем, что, с целью повышения термической стабильности и смазочных свойств, композиция дополнительно содержит трикрезилфосфат и в качестве эфирной основы содержит борированный эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С5-С9 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Патент США №4124513, 07.11.1978. |
Авторы
Даты
2007-09-10—Публикация
1984-11-16—Подача