Изобретение относится к смазочной композиции на сложноэфирной основе с улучшенными эксплуатационными свойствами.
Современные высокоскоростные двигатели эксплуатируются в весьма жестких условиях - при температуре трущихся деталей, достигающей 200°С и более, в присутствии атмосферного кислорода. В связи с этим к смазочным материалам, применяемым в этих двигателях, предъявляются высокие требования по термоокислительной стабильности (ТОС).
Известно авиационное масло на синтетической основе, содержащее трикрезилфосфат, диоктилдифениламин, фенил-α-нафтиламин, фенотиазин и 1,4-дигидроксиантрахинон.
Известна смазочная композиция на основе эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот (СЖК), модифицированного фенилтрихлорсиланом, содержащая полиэтилсилоксановую жидкость в качестве компонента основы и присадки: N-фенил-α-нафтиламин, диизооктилдифениламин, N-бензил-α-нафтиламин и бензотриазол. Однако известное масло обладает недостаточной термоокислительной стабильностью при температуре 240°С.
Целью изобретения является разработка термостабильного авиационного масла с рабочей температурой 240°С.
Поставленная цель достигается тем, что масло согласно изобретению на основе модифицированного пентаэритритового эфира содержит в своем составе смесь антиокислительных присадок - N-фенил-α-нафтиламин (ФАН), п,п'-диизооктилдифениламин (ДАТ), дециловый эфир гиппуровой кислоты (п-71); три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат (п-19), пассиватор-бензотриазол (БТА).
Масло получено механическим смешением компонентов и имеет следующий состав, мас.%:
Повышение свойств основы, в качестве которой применяется товарный пентаэритритовый эфир СЖК С5-С9, удается достичь путем ее модификации. С этой целью промышленный пентаэритритовый эфир (ПЭЭпром), который содержит большое количество неэтерифицированных гидроксильных групп (I), подвергают обработке дифенилдихлорсиланом с последующим гидролизом образовавшихся эфирхлорсиланов водой. При этом возможно образование пентаэритритовых эфиров с силоксановыми фрагментами предполагаемого состава:
Целевой продукт реакции представлял собой маслообразную жидкость светло-желтого цвета и содержал в своем составе 0,4% кремния. Следует отметить, что у модифицированного таким способом пентаэритритового эфира (ПЭЭмод) наряду с улучшением низкотемпературной вязкости наблюдается эффект стабилизации эфира, что выражается в заметном повышении температуры начала термического разложения.
Дециловый эфир гиппуровой кислоты получен этерификацией гиппуровой кислоты дециловым спиртом.
Три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат (п-19) получен взаимодействием борной кислоты с неполным эфиром пентаэритрита и монокарбоновых кислот C5-C9.
Термокислительную стабильность (ТОС) композиций оценивают по изменению их кинематической вязкости, кислотного числа и внешнему виду масла после окисления при 240°С.
В таблице представлены физико-химические свойства и результаты испытаний предлагаемой и известной смазочных композиций по методу ЦИАМ (ГОСТ 23797-79). Полученные результаты свидетельствуют о преимуществе предлагаемой композиции: кинематическая вязкость при минус 40°С равна 38000 мм2/с, кислотное число - 4,53 мг KOH/г, содержание осадка - 0,20%, коррозия металлических пластин отсутствует, окисленное масло более светлое и прозрачное, чем известное масло.
Таким образом, использование модифицированной основы и эффективной смеси антиокислительных присадок позволяет получить смазочную композицию с рабочей температурой 240°C.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1988 |
|
SU1840621A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840596A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840695A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1984 |
|
SU1840592A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1984 |
|
SU1840591A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840595A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МАСЛА, РАБОТОСПОСОБНОГО В ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И РЕДУКТОРАХ ВЕРТОЛЕТОВ, А ТАКЖЕ ТУРБОВИНТОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ САМОЛЕТОВ | 2010 |
|
RU2452767C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2233313C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ С ШИРОКИМ ДИАПАЗОНОМ РАБОЧИХ ТЕМПЕРАТУР | 2013 |
|
RU2529854C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ | 2013 |
|
RU2529461C1 |
Использование: в авиационной технике. Сущность: масло содержит в мас.%: N-фенил-α-нафтиламин 0,04-0,06; п,п'-диизооктилдифениламин 0,8-1,2; дециловый эфир гиппуровой кислоты 0,2-0,4; три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат 9-11; бензотриазол 0,08-0,1; модифицированный силоксаном эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот C5-C9 до 100. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности и улучшение смазывающих свойств композиции. 1 табл.
Авиационное масло на основе модифицированного эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5-С9, содержащее N-фенил-α-нафтиламин, диизооктилдифениламин и бензотриазол, отличающееся тем, что, с целью повышения термоокислительной стабильности и смазочных свойств, масло в качестве основы содержит эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5-С9, модифицированный силоксаном, и дополнительно содержит дециловый эфир гиппуровой кислоты и три-[три(пентоксикарбонилметил)]-этоксиборат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Синтетические смазочные масла, М.: ЦНИИТЭНефтехим, 1982, с.23 | |||
Патент США №4124513, 07.11.1978. |
Авторы
Даты
2007-09-10—Публикация
1987-09-16—Подача