Изобретение относится к смазочной композиции на основе синтетических масел с улучшенной термоокислительной стабильностью.
Для развития современной авиационной техники необходимы масла, отвечающие ужесточенным требованиям по ряду эксплуатационных свойств.
Одним из важных эксплуатационных показателей авиационных масел является стабильность их к окислению при высоких температурах (>200°С). В наибольшей степени этому требованию отвечают синтетические масла на сложноэфирной основе. Однако несмотря на высокую термоокислительную стабильность сложноэфирных масел, пределы их работоспособности в настоящее время не удовлетворяют запросам современной техники.
В связи с этим возникает необходимость создания смазочных композиций, сочетающих высокую термоокислительную стабильность с хорошими смазывающими свойствами.
Известна смазочная композиция ПТС-225 на основе пентаэритритового эфира монокарбоновых кислот С5-С9 и 10% полиэтилсилоксановой жидкости, содержащая 0,6% N-фенил-α-нафтиламина, 1,3% п,п'-диизооктилдифениламина, 5% трикрезилфосфата, 0,6% диоксидициклопентадиена (ДЦП), сополимера (п-2), 0,1% бензотриазола.
Известна смазочная композиция, содержащая эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5-C9, полиэтилсилоксановую жидкость как компонент основы и присадки: п,п'-диизооктилдифениламин, N-фенил-α-нафтиламин, бензотриазол и дециловый эфир гиппуровой кислоты.
Однако указанные композиции обладают недостаточной термоокислительной стабильностью, а смазывающие и антиокислительные свойства этих масел становятся неудовлетворительными при высокотемпературном окислении.
Целью изобретения является повышение термоокислительной стабильности и улучшение смазывающих свойств композиции.
Цель достигается тем, что смазочная композиция на основе эфира пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5-С9 (ПЭЭ), содержащая полиэтилсилоксановую жидкость (ПЭС-7) и присадки: п,п'-диизооктилдифениламин (ДАТ), N-фенил-α-нафтиламин (ФАН), бензотриазол (БТЛ), дециловый эфир гиппуровой кислоты (п-71), согласно изобретению дополнительно содержит три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат (п-30) и трикрезилфосфат (ТКФ).
Масло получено механическим смешением компонентов и имеет следующий состав, мас.%:
п,п'-Диизооктилдифениламин получают алкилированием дифениламина. Дециловый эфир гиппуровой кислоты получен этерификацией гиппуровой кислоты дециловым спиртом. Три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат (п-30) получают взаимодействием борной кислоты с неполным эфиром пентаэритрита и n-оксидифениламином.
Для выбора оптимального варианта масла были проведены испытания с различными ингредиентами присадки.
В табл.1 представлены физико-химические константы и результаты испытаний предложенной и известной смазочной композиций по ужесточенному методу ЦИАМ (ГОСТ 23797-79) при температуре 225°С в течение 50 ч. Термоокислительную стабильность (ТОС) масел оценивали по изменению их кинематической вязкости, кислотного числа и внешнему виду масла, реакторов и пластинок после окисления, которые являются важным показателем для оценки смазочного масла при высокотемпературном окислении. Улучшение термоокислительной стабильности предлагаемой композиции сказывается в относительном уменьшении роста кинематической вязкости при -40°С, внешнем виде масла, реактора и пластинок после окисления (см. табл.1).
Полученные результаты дифференциально-термического анализа (ДТА) согласуются с исследованиями термоокислительной стабильности, масло после окисления при 225°С более светлое и прозрачное, чем известное масло. Температура начала разложения масла (Тнэп)-255°С, коррозия металлических пластин отсутствует.
Данные таблицы свидетельствуют также о преимуществе предлагаемой композиции по смазывающим свойствам (Рк=156 кгс; Ди=0,28 мм против Pк=80 кгс; Ди=0,38 мм) по сравнению с известной аналогичной композицией.
Представленные данные показывают, что опытная композиция, разработанная для применения при температурах до 225°С, выдержала испытание при указанной температуре и превосходит известную композицию, взятую в качестве базы сравнения.
Как видно из результатов испытаний, оптимальными концентрациями присадок в предложенной смазочной композиции являются следующие: N-фенил-α-нафтиламин - 0,6%; п,п'-диизооктилдифениламин - 1,3%; трикрезилфосфат - 5%; дециловый эфир гиппуровой кислоты - 0,3%; бензотриазол - 0,1%; три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат - 0,5%; полиэтилсилоксановую жидкость - 10%.
В табл.2 приведены сравнительные данные с известным составом и все показатели испытаний предлагаемого масла на ЧШМ (Рс, Из).
Анализ результатов испытаний свидетельствует о том, что замена N,N'-дифенил-(2,5-ди-трет-бутил-п-фенилендиамина) (п-26) на три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-фениламино-фенокси)]-этоксиборатом (п-30) приводит к созданию масла, сочетающего высокую термоокислительную стабильность с хорошими смазывающими свойствами, т.е. обр.I: ν-40=241,90 мм2/с против обр.1 ν-40=36250 мм2/с (см. табл.2).
По смазывающей способности, оцениваемой на четырехшариковой машине трения по ГОСТ 9490-75, предлагаемое масло заметно превосходит известное масло обр.1: Ди=0,28 мм; Рк=156 кгс против обр.2: Ди=0,60 мм; Рк=100 кгс).
при 240°С,
50 ч
29737-79
при 225°С, 50 ч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840695A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840596A1 |
АВИАЦИОННОЕ МАСЛО | 1987 |
|
SU1840598A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1984 |
|
SU1840592A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1984 |
|
SU1840591A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1987 |
|
SU1840595A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МАСЛА, РАБОТОСПОСОБНОГО В ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И РЕДУКТОРАХ ВЕРТОЛЕТОВ, А ТАКЖЕ ТУРБОВИНТОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ И ТУРБОВИНТОВЕНТИЛЯТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ САМОЛЕТОВ | 2010 |
|
RU2452767C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ | 2010 |
|
RU2476587C2 |
МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2005 |
|
RU2283341C1 |
КОМПОЗИЦИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2013 |
|
RU2598031C2 |
Использование: в авиационной технике. Сущность: композиция содержит в мас.%: N-фенил-α-нафтиламин 0,5-0,65; п,п'-диизооктилдифениламин 0,8-1,2; трикрезилфосфат 4-5; дециловый эфир гиппуровой кислоты 0,2-0,3; бензотриазол 0,05-0,1; три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис-(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат 0,4-0,5; полиэтилсилоксановая жидкость 9-11; эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции C5-C9 до 100. Технический результат - улучшение антиокислительных и смазывающих свойств композиции. 2 табл.
Смазочная композиция, содержащая эфир пентаэритрита и синтетических жирных кислот С5-С9, полиэтилсилоксановую жидкость, п,п'-диизооктилдифениламин, N-фенил-α-нафтиламин, бензотриазол и дециловый эфир гиппуровой кислоты, отличающаяся тем, что, с целью улучшения антиокислительных и смазывающих свойств, композиция дополнительно содержит три-(карбопентоксиметилен)-ди-[1,5-бис(4-N-фениламинофенокси)]-этоксиборат и трикрезилфосфат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Сб | |||
трудов ВНИИНП "Синтетические смазочные масла", М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1982, с.23 | |||
Патент США №4124513, 07.11.1978. |
Авторы
Даты
2007-09-10—Публикация
1988-03-21—Подача