УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБЛЮТОК СТАТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ Советский патент 1967 года по МПК G01R31/06 G01R31/14 

Описание патента на изобретение SU194957A1

Производство статоров электродвигателей юсущеетвляется на поточных линиях, где пе.ред операцией пропитки обмотки статоров ДОЛЖНЫ быть испытаны. В эти испытания входят проверка соответствия омического сопротивления обмоток номинальному значе-нию, а также правильности соединения обмоток, испытания электрической прочности витковой и корпусной ИЗОЛЯЦИИ. Эти испытания необходимо производить автоматически, без остановки конвейера.

Известные устройства для проверки обмоток электрических машин, содержащие систему переключателей, управляемых электрическими двигателями и выполняющих поочеред.ное подключение обмоток к различным сред-ствам испытания, не обеснечивают полного объема испытаний и необходимой точности измерений.

Предложенное устройство для автоматического контроля обмоток статоров электродвигателей осуществляет весь технологический ..комплекс проверки обмоток. Это достигается тем, что совместно с испытательными цепями .проверки омического сопротивления обмоток :И прочности корпусной ИЗОЛЯЦИИ применены испытательная цепь для проверки электрической прочности витковой ИЗОЛЯЦИИ, содержащая катодный повторитель и транзисторный усилитель, на выходе которого включено исполнительное реле, и испытательная цепь проверки правильности соединения обмоток статора, содержащая триодный ограничитель, в анодную цепь которого включено исполнительное реле.

На чертеже изображено предлагаемое устройство.

Автоматизация испытаний обмоток статоров осуществляется двумя переключателями / и 2,

приводимыми в движение электродвигателями 3 и 4. Схема управления электродвигателями питается от сети переменного тока через линейный выключатель 5 и предохранители 6. Напряжение на схему поступает только после замыкания конечных выключателей 7 и 5 контроля статора на месте испытаний.

При вращении электродвигателя 3 переключатель 1, поворачиваясь, подсоединяет согласно заданной программе обмотки статора 9 к

блоку проверки омического сопротивления.

Генератором импульсов указанного блока является цепь, содержащая конденсаторы 10 и //, воздущный искровый разрядник 12, регулируемый дроссель 13 и сопротивление 14.

Высокое напряжение, поступающее от сети переменного тока через трансформатор 15, прикладывается к конденсатору 10. Достигнув уровня, достаточного для пробоя искровых промежутков разрядника 12, напряжение продроссель 13 оказываются включенными параллельно, образуя колебательный контур. В этом контуре возникают высокочастотные электромагнитные колебания, частота которых строго синхронизирована с частотой сетевого напряжения и равна удвоенному ее значению.

Для снижения значений сопровождающих токов служит конденсатор // и сопротивление 14.

С дросселей 13 высокочастотное имиульсное напряжение иодается иа одну из диагоналей моста, образованного активными сопротивлениями 16 и 17, включенными на выходе генератора импульсов, и двумя испытуемыми обмотками статора 9. Для повышения чувствительности моста активные сопротивления 16 и /7 его плеч должны быть по величине как можно ближе к значениям волновых сопротивлений испытуемых обмоток.

В качестве элемента, выполняющего роль измерителя, усилителя и исполнительного механизма, обеспечивающего иеобходимую точиость при замере малых зиачеиий сопротивлений, применен автоматический потенциометр 18 с вращающимся цилиидрическим циферблатом и с подключенными к нему через переключатель 19 сопротивлепиями 20, 21, 22, 23, 24, 25. В случае выхода величины сопротивления обмотки за пределы допустимой автоматический потенциометр 18 дает сигнал иа удалеиие испытуемого статора с коивейера.

Двигатель 3 останавливается при повороте переключателя / иа один полный оборот, чем вызывает включение электродвигателя 4 переключателя 2. При вращении переключателя 2 последовательно производятся испытания обмоток статора 9 на отсутствие витковых замыканий, иравильиость соедииения выводных концов обмоток и на электрическую ирочиость корпусиой изоляции.

в качестве чувствительного элемента блока проверки обмоток на витковое замыкание примеиена радиолампа 26, включеиная ио схеме катодного повторителя, что иовыщает надежность работы этого блока. На сетку радиолампы 26 через переменное сонротивлеиие 27 иодается иостояиио отрицательное смещение.

Осиовным элементом блока проверки правильиости маркировки выводиых концов обмоток является радиолампа 28, работающая в режиме триодного ограничителя. На сетку радиолампы 28 иодается смещение через переменное сопротивление 29, а в цепь катода включеио переменное сопротивление 30.

Чувствительным элементом блока испытания корпусной изоляции является радиоламиа 31, на сетку которой иодается смещение через переменное сопротивление 32, а в анодную цепь включеио реле 33, шунтированное сопротивлением 34.

Питание на радиолампы 26, 28 и 31, иа автоматический потеициометр 18, а также на двухкаскадный транзисторный усилитель подается от сети переменного тока через трансформатор 35, выпрямительные мостовые схемы, собранные на полупроводниковых диодах 36, и через П-образиые фильтры, содержащие коидеисаторы 37, сопротивления 38 или дроссель 39, и конденсаторы 40.

При неисправной витковой изоляции обмоток подается сигиал иа сетку радиолампы 26 через конденсаторы 41 и 42, в результате чего радиолампа 26 заиирается. При этом прекращается прохождеиие тока через соиротивлеиие 43, что ведет к заиираиию транзистора 44. Отрицательный потенциал через сопротивле1И1е 45 поиадает иа базу транзистора 46, который открывается. При этом срабатывает реле 47, дающее сигнал о браке.

Сигнал о неправильном соединении обмоток проходит через конденсаторы 48 и 49 на сетку радиоламиы 28, в анодную цепь которой включено щунтированпое конденсатором 50

реле 51. Радиолампа 28 запирается, и реле 51 дает команду на снятие испытуемого статора с коивейера.

Испытание корпусиой изоляции проводится следующим образом. С траисформатора 52

высокое напряжение иромышлеиной частоты иодается на обмотки. Испытывается каждая фазовая обмотка относительно корпуса и двух других заземленных обмоток. В случае дефекта корпусной изоляции увеличивается ток,

проходящий по сопротивлениям 53 и 54. Падение иапряжепия, создаваемое на сопротивлении 54, подается через конденсатор 55 на вход радиолампы 31, реле 33 измеияет свое иоложеиие, давая команду на снятие статора с

коивейера.

Напряжение для испытания корпусной изоляции подается на обмотки и снимается с них ступенями, что обеспечивается шунтированием сопротивлеиий 56 и 57 соответствеино контактами реле 58 и 5.9. Для контроля иаличия иаиряжения переменного тока в схему включеиы сигнальные лампы 60 с добавочными сопротивлениями 61. Для защиты электрической схемы иредлагаемого устройства от коротких замыканий и иерегрузок служат нредохра ттели 62.

Предмет изобретения

Устройство для автоматического контроля обмоток статоров электрических двигателей переменного тока, содержащее источник испытательного наиряжеиия и переключатель, ириводимый во вращение электрическим двигателем и осуществляющий поочередно подключение проверяемого статора к различным испытательным схемам, отличающееся тем, что, с целью осуществления всего технологического комплекса проверки обмоток, совместно с испытательными цепями проверки омического сопротивления обмоток и прочпости корпусной изоляции применены испытательная цепь для проверки электрической прочности виткотель и транзисторный усилитель, на выходе которого включено иснолнительное реле, н нснытательная цепь нроверки нравильности соедпнения обмоток статора, содержащая триодный ограничитель, в анодную цепь которого включено исполнительное реле.

Похожие патенты SU194957A1

название год авторы номер документа
МНОГОМЕСТНАЯ НОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯУСТАНОВКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХПАРАМЕТРОВ И КАЧЕСТВА ОБМОТОК СТАТОРОВЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1968
SU428312A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ И ТОЧНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ СЕКЦИИ ОБМОТКИ СТАТОРА С ВИТКОВЫМ ЗАМЫКАНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2014
  • Бессуднов Евгений Петрович
  • Бессуднова Евгения Евгеньевна
RU2564695C1
Полуавтоматическое устройство для проверки якорей машин постоянного тока 1961
  • Кац Б.А.
  • Никитин В.С.
  • Смирнов М.В.
SU143132A1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ВИТКОВЫХ ЗАМЫКАНИЙ В ОБМОТКЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЯКОРЯ КОЛЛЕКТОРНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С УРАВНИТЕЛЬНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ 2012
  • Бессуднов Евгений Петрович
  • Бессуднова Евгения Евгеньевна
RU2523730C2
Устройство для испытания витковой и корпусной изоляции электрических машин 1948
  • Мамуга В.Д.
  • Смирнов М.В.
SU82724A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОВЫШЕННЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ 2008
  • Мгалеев Рафкат Ганиевич
  • Мититис Тимур Геральдович
RU2375717C1
Устройство для испытания витковой и корпусной изоляции электрических машин 1949
  • Смирнов М.В.
SU82901A2
Устройство для испытания витковой и корпусной изоляции электрических машин и аппаратов, а также для проверки правильности схемы соединения обмоток 1950
  • Мажуга В.Д.
  • Смирнов М.В.
SU98183A2
Способ испытания винтовой изоляции обмоток электрических машин переменного тока 1976
  • Бессуднов Евгений Петрович
  • Данилов Сергей Григорьевич
  • Образцова Ирина Ивановна
SU723462A1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ МНОГОКОНТАКТНОЕ РТУТНОЕУСТРОЙСТВО 1970
SU277050A1

Иллюстрации к изобретению SU 194 957 A1

Реферат патента 1967 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОБЛЮТОК СТАТОРОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Формула изобретения SU 194 957 A1

.Л-,

SU 194 957 A1

Авторы

В. И. Мидовский, Ф. К. Сафонов, Н. С. Михайленко, Ю. П. Соболев Б. Р. Долинский

Даты

1967-01-01Публикация