Известны муфты с поворотной шпонкой, содержащие ведущую полумуфту в виде зубчатог о колеса со втулкой и ведомую полумуфту в виде стаканов. Поворотная щпонка имеет упор в виде собачки с пружиной. Однако эти муфты не могут быть использованы при повышенных скоростях вращения, так как в момент включения поворотная шпонка и сопрягаемые с ней детали испытывают сильпый удар, ведущий к преждевременному износу и к авариям. Предлагаемая муфта отличается от известных тем, что между ведущей и ведомой полумуфтами введена гидравлическая связь в виде углублений на наружной поверхности ведущей полумуфты и на внутренней поверхности ведомой полу муфты. Углубления образуют полости, заполненные маслом. Ведомая полумуфта имеет паз, также заполиеппый маслом, в пего входит с зазором выступ хвостовика поворотной шпонки. Па упоре муфты установлен пружинно-гидравлический амортизатор, который быть в виде валика с пружиной и масляного цилиндра, взаимодействующего с упором. При работе муфты на повышенных скоростях вращения долговечность ее увеличивается. А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1. состоит из ведомой / и ведущей 2 полумуфт. Ведомая полумуфта жестко насажена на вал 3. В отверстии ведомой полумуфты свободно сидит поворотная щпонка 4 обычной конструкции, имеющая у одного конца хвостовик 5, который вместе со шпонкой может поворачиваться на некоторый угол. Шпонка постоянно оттягивается во включенное полол ение пружиной 6, соединенной с хвостовиком и ведомой полумуфтой. От смещения в осевом направлении щпонка ограничивается торцовым y4acTKo:vi ведомой полумуфты, к которому прилегает хвостовик, и диском 7, закрепленным на полумуфте /. Ведущая полумуфта снабжена выступом 8, входящим с малым зазором в соответствующую расточку ведомой полумуфты. На наружной поверхности выступа и на внутренней поверхности расточки выполнены углубления 9. В нлоскости вращения хвостовика поворотной шпонки расположен упор W с зубом //. Упор сидит на валике 12, зафиксированном в осевом наиравлении. Валик вместе с упором может поворачиваться вокруг своей оси от механизма управления (не показан). Со стороны, с которой воспринимается воздействие хвостовика пшонки на зуб упора, последний
снабжен выступом 13, входящим в неподвижный относительно валика цилиндр 14. Кроме того, упор постоянно поджат пружиной 15 к буртику 16 валика.
На хвостовике предусмотрен выступ а, а в ведомой полумуфте - соответствующее углубление б (ограниченное также диском), в которое выступ входит с малым зазором.
Муфта работает следующим образом. Для включения муфты валик поворачивается вокруг своей оси и зуб упора отводится в сторону от хвостовика поворотной шпонки. Под действием пружины 6 шпонка поворачивается вокруг своей оси и ее срезанный конец (противоположный хвостовику) заскакивает в один из пазов постоянно вращающейся ведущей полумуфты. В момент включения ближайший к шпонке паз ведущей полумуфты может находиться на разных расстояниях от поворотной шпонки - от нуля (полное совпадение) до величины промежутка между пазами.
В тех случаях когда паз не совпадает со шпонкой, гидравлическая связь между полумуфтами обеспечивает вращение ведомой полумуфты и шпонка, попадая в паз, испытывает удар уменьшенной силы. Поскольку случаи совпадения шпонки с пазом очень редки, в целом условия работы механизма облегчаются. После входа шпонки в паз обе полумуфты начинают вращаться как одно целое.
Для выключения муфты валик поворачивается в прежнее положение. Хвостовик, дойдя до зуба упора, поворачивает шпонку в выключенное положение. Ведомая полумуфта продолжает вращаться по инерции до тех пор, пока хвостовик не упрется своим выступом в
соответствующее углубление на ведомой полумуфте. Так как в закрытом корпусе муфты и.меется масло, ведущая полумуфта при замедлении вращения ведомой оказывает на последнюю воздействие через гидравлическую связь, стремясь вовлечь ее во вращение. Возможность обратного отскакивания ведомой полумуфты при ударе уменьшается. Выступ хвостовика шпонки, входя в соответствующее
углубление ведомой полумуфты, вытесняет из него масло, благодаря чему смягчается удар при остановке.
Пружина /5 и масло, заключенное в цилиндрической полости, также амортизируют
удар хвостовика шпонки о зуб.
Предмет изобретения
1. Муфта с поворотной шпонкой, содержащая ведущую и ведомую полумуфты и упор, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности при работе муфты на повышенных скоростях вращения, между ведущей и ведомой полумуфтами введена гидравличеекая связь, выполненная в виде углублений на нарул ной поверхности ведущей полумуфты и на внутренней поверхности ведомой полумуфты, образующих полости, заполненные маслом, причем ведомая полумуфта снабжена пазом, заполненным маслом и взаимодействуюш.им с хвостовиком поворотной шпонки, а на упоре муфты установлен пружинно-гидравлический амортизатор. 2. Муфта по п. I, отличающаяся тем, что,
пружинно-гидравлический амортизатор выполнен в виде валика с пружиной и масляного цилиндра, взаимодействующего с упором.
е/г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сцепная муфта с поворотной шпонкой | 1978 |
|
SU721600A1 |
ОДНООБОРОТНАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU268099A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU271958A1 |
Муфта | 1979 |
|
SU859706A1 |
УПРАВЛЯЕМАЯ МУФТА | 1972 |
|
SU426083A1 |
Сцепная муфта | 1974 |
|
SU473863A1 |
Муфта | 1981 |
|
SU1237810A1 |
Муфта | 1978 |
|
SU752069A1 |
Ткацкий автомат для выработки бортовой ткани | 1960 |
|
SU137470A1 |
Предохранительная муфта | 1973 |
|
SU586851A3 |
Даты
1967-01-01—Публикация