Известны ледокольные суда, в оконечностях которых размещены виброустановки, сообщающие колебательное движение элементам корпусной конструкции, разрушающим лед.
Предлагаемое судно отличается тем, что его виброустановка выполнена в виде силового цилиндра со свободно движущейся массой, которая при возвратно-поступательном движении создает инерционные силы, возбуждающие колебательные движения части корнуса, и динамические удары, передающиеся через днище корпуса на ледовую кромку.
Судно с такой установкой имеет повышенную проходимость во льдах благодаря одновременному раскачиванию ледового тюля, вызываемому вибрацией установки, и динамическому воздействию на него элементов корпуса в результате ударов массы, сама установка по сравнению с известными имеет меньший вес и габариты.
Часть днища, через которую передаются инерционные силы и динамические удары, целесообразно выполнять с усиленными элементами, сопрягаемыми со штевнем и являющимися фундаментом установки, что повышает местную прочность судна. В качестве источника энергии для привода массы (плунжера) может быть использован гидронасос переменной производительности, а для управления ее движением служит дистанционно управляемыи распределитель в виде вращающегося золотника с качающейся гильзой, имеющей каналы переменного сечения, что уменьшает мощность, затрачиваемую на разрушенне льда.
Для снижения устанавливаемой мощности источника энергии, приводящего массу, распределитель н источник энергии связаны каналами с аккумулятором энергии.
Па фиг. 1 схематически изображена носовая оконечность (форштевень) ледокольного судна с виброустановкой, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху.
В носовой оконечности корпуса 1 судна на усиленном элементе 2 установлен нод некоторым углом ос, к вертикали силовой цилиндр, состоящий из двух частей 3, 4 с каналами Л и Б. Виутри цилиндра свободно перемещается масса (нлунжер) 5 с ирофильиой поверхностью В.
Распределитель представляет собой золотник 6 с гильзой 7, вмонтированный в корпус S. Гнльза имеет профилированные окна для нрохода каналов Г н Д. Привод 9 золотника взаимодействует через шток W и ролик /У с поверхностью плунжера.
Аккумуляторы 14 имеют каналы Е, Ж, И для подвода и отвода рабочей ЖРЩКОСТИ или газа.
Силы, сообщающие колебательное движение элементам корнуса, и динамические удары о днище корпуса, разрушающие лед, создаются силами инернии возвратно-поступательно двил ущейся массы (плунжера), которая свободно разгоняется силовым цилиндром.
Для нуска и выключения виброустановки к распределителю подают рабочую жидкость, которая смещает гильзу 7.
Рабочая жидкость иодается от гидронасоса по каналу Е в аккумулятор 14, где накапливается под давлением PI, поддерживаемым воздушной магистралью.
Затем через канал Г или Д в гильзе 7 и распределитель 6 жидкость направляется по верхнему Б или нижнему А каналу в цилиндр, где разгоняет массу (плунжер) с некоторым ускорением, причем капал А или Б в это время сообщен с пополнительиым баком (па чертеже не показан), т. е. происходит слив рабочей жидкости (стрелка //).
Когда плунжер дойдет до некоторого среднего положения, один из каналов Г или Д золотника соединится со сливом, тогда как другой канал той же группы начнет перекрываться гильзой, причем илуижер затормалсивается с некоторым ускореиием. Это обеспечивает колебания установки.
Поворотом рукоятки 13 в ту или иную сторону рассогласовывают иоложение гильзы относительно положения плунжера, в результате чего он наносит удары ио кориусу через крышки цилиндра.
Прн минимально допустимой скорости вращения золотника распределителя и наименьшем расходе рабочей л идкости установка будет развивать наименьшую силу при наибольшей амплитуде и наименьшей частоте вибраций.
С ускорением вращения золотника распределителя и увеличением расхода рабочей жидкости инерционная сила и частота вибраций возрастают. Увеличивая передаточное
отношение в ириводе золотиика расиределителя при колебательном вращении гильзы 7 от управляемой обратной связи и постоянном расходе рабочей жидкости, увеличивают
частоту вибраций устаиовки и уменьшают ее амплитуду.
Измепяя профиль окон в гильзе 7 распределителя, можно изменять характер (закон) вибраций п инерциоиных сил.
Предмет изобретения
1.Ледокольное судно с виброустановкой, размещенной в оконечностях судна и сообщающей колебательное движение элементам его корпуса, отличающееся тем, что, с целью повышения ледопроходимости судна, а также уменьшения веса и габаритов виброустановки,
она выполнена в виде силового цилиндра со свободно двил-сущейся массой, которая ири возвратно-иоступательиом движенип создает инерционные силы, возбул дающие колебательные движения судна, и динамические удары, передающиеся через днище судна иа ледовую кромку.
2.Судно ио п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения его местной прочности, часть днища, через которую передаются инерцнонные силы и динамические удары, выполнена с усиленными элементами набора, сопрягаемыми со штевнем.
3.Судно по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что, с целью уменьшения мощности, затрачиваемой на разрушение льда, в качестве источника энергии для силового цилиндра использован гидронасос переменной производительности, а для управления двилсением массы - дистанционно управляемый распределитель в
виде вращающегося золотника с качающейся гильзой, имеющей каналы иеременного сечения.
4.Судно по пп. 1-3, отличающееся тем, что, с целью устанавливаемой мощности источника энергии, распределитель и источник энергии связаны каналами с аккумулятором энергии.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА РЕК И МОРЕЙ И ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА СУДНА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2137669C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2003 |
|
RU2268193C2 |
Устройство для повышения ледовых качеств судна | 2015 |
|
RU2619974C2 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО И.Н.КОЧЕРГИНА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ ЛЕДЯНЫХ ПОЛЕЙ | 2000 |
|
RU2182873C2 |
ЛЕДОКОЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЛАВАЮЩИХ ТЕЛ | 2009 |
|
RU2483967C2 |
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2011 |
|
RU2456201C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
ТАНКЕР ЛЕДОВОГО КЛАССА | 2011 |
|
RU2493042C2 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
Способ движения судна во льдах | 2021 |
|
RU2768413C1 |
Даты
1968-01-01—Публикация