Известны двухскоростные планетарные редукторы, устанавливаемые в трансмиссии транспортной машины мелчду главной муфтой сцепления к ступенчатой коробкой передач. Они содержат корпус, входной вал, соединенный с ведомым элементом главной муфты сцепления, выходной вал, соединенный или выполненный за одно целое с первичны: 1 валом коробки передач, трехзвенный планетарный механизм, одно звено которого соединено с входным валом, другое - с выходным валом, третье звено, воспринимающее реактивный момент, - с одним элементом механизма свободного хода, второй элемент которого связан с корпусом, и блокирующую фрикционную муфту, установленную между дву.мя звеньями планетарного механизма.
Недостатком таких редукторов является то, что при замкнутой блокирующей фрикционной муфте, т. е. при включенной прямой передаче в редукторе, после выключения главной муфты сцепления, кинематическая цепь за редуктором из-за упругих деформаций лгожет остаться под нагрузкой, вследствие того, что дмеханизм свободного хода препятствует повороту элементов трансмиссии в направлении, противоположном направлению передачи крутящего момента. Это препятствует переключению передач в ступенчатой коробке передач. Введение устройства, размыкающего блокирующую фрикционную муфту редуктора при включении главной муфты сцепления, усложняет механизм управления.
Отличием предлагаемого редуктора является то, что связанный с корпусом элемент механизма свободного хода установлен в корпусе с возможностью поворота на угол, больший угла закручивания элементов трансмиссии за редуктором при передаче максимального крутящего момента, снабжен пружиной, поворачивающей его в направлении, противоположном направлению реактивного момента, и упорами, ограничивающими угол его поворота.
Это облегчает переключение передач в ступенчатой коробке передач.
На фиг. 1 показана кинематическая схема предлагаемого редуктора; на фиг. 2 - разрез по .4-А на фиг. 1 (при различных ноложекиях муфты).
В корпусе / редуктора установлены входной 2 и выходной 3 валы. Вал 2 соединен с ведомым элементом главной муфты сцеиления, вал 3 соединен или выполнен за одно
целое с первичным валом ступенчатой коробки передач.
Одним звеном трехзвенного планетарного механизма является солнечная щестерня 4, соединенная с валом 2, другим звеном - солтретьим звеном - водило 6, на котором установлены двухвенцовые сателлиты 7, находящиеся в заценлении с шестернями 4 и 5. Водило 6 соединено с элементом 8 механизма свободного хода. Второй элемент 9 механизма свободного хода установлен в корпусе с возможностью поворота на угол а, больший угла закручивания элементов трансмиссии за редуктором при нередаче максимального крутяш,его момента. Пружина 10, установленная между корпусом 1 и элементом Я поворачивает элемент 9 в направлении, противоположном направлению реактивного момента, воспринимаемого водилом 6.
Упоры 11 и 12 ограничивают угОоТ поворота элемента .9. Л1ежду валом 2 и водилом 6 установлена блокирующая фрикционная муфта 13 (см. фиг. 1).
Редуктор работает следующим образом.
При включении муфты 13 вал 2 и водило 6 соединяются друг с другом, блокируя планетарный механизм на прямую передачу. Пружина 10 прижимает элемент 9 к упору 11 При выключении муфты 13 происходит разъедииение вала 2 и водила 6. Механизм свободиого хода препятствует вращению водила 6, которое воспринимает реактивный момент. Элемент .9 при этом прпжимается к упору 12. Крутяший момент от вала 2 к валу передается через шестерню 4, сателлиты 7 и шестерню 5.
В случае выключения главной муфты сцепления, когда включена муфта 13, валы 3 и 2 вместе с водилом 6 поворачиваются в направлении, противоположном направлению передачи крутящего момента, на угол, не больший
угла а. При этом происходит полная раскрутка предварительно закрученных при передаче крутящего момента элементов трансмиссии за редзктором, что облегчает переключение передач в ступенчатой коробке передач, установленной за редуктором.
Предмет изобретения
Двухскоростной планетарный редуктор, установленный в трансмиссии транспортной машины между главной муфтой сцепления и ступенчатой коробкой передач, содержащий корпус, входной вал, соединенный с ведомым элементом главной муфты сцепления, выходной вал, соединенный или выполненный за одно целое с первичным валом коробки передач, трехзвеиный планетарный механизм, одно звено которого соединено с входным валом, другое - с выходным валом, третье звено, воспринимающее реактивный момент, - с одним элементом механизма свободного хода, второй элемент которого связан с корпусом, и блокирующую фрикционную муфту, устдиовлеиную между двумя звеньями планетарного механизма, отличающийся тем, что, с целью облегчения переключения передач в ступенчатой коробке передач, второй элемент механизма свободного хода установлен в корпусе с возможностью поворота на угол, больший угла закручивания элементов трансмиссии за редуктором при передаче максимального крутящего момента, снабжен пружиной, поворачивающей его в направлении, противоположном направлению реактивного момента, и упорами, ограничивающими угол его поворота.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2008 |
|
RU2384773C1 |
МОДУЛЬНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2514381C1 |
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ | 1999 |
|
RU2162799C2 |
Трансмиссия машины с бортовым способом поворота | 2024 |
|
RU2824226C1 |
Электромеханический двухпоточный привод транспортной машины с бортовым способом поворота | 2018 |
|
RU2726881C2 |
ВСЕСОЮЗНАЯ IПАТЕНТНО-Т?ХШ^^1ЕеНДЯ1 | 1971 |
|
SU299388A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2299136C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2269043C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2531995C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2267675C2 |
A-A
ЬДАЛДА/I
Даты
1969-01-01—Публикация