ОВРАТИМЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ Советский патент 1969 года по МПК F16H41/22 F16H47/06 

Описание патента на изобретение SU237595A1

Известны обратимые турбонасосные агрегаты для гидроаккумулирующих электростанций, содержащие насосотурбину, рабочее :колесо которой имеет противоположные направления вращения в насосном i турбинном режимах, и двигатель-генератор.

Двигатель-генератор тарного агрегата должен быть реверсивным и дву.хскоростным вследствие того, что скорости вращения рабочего колеса насосотурбины в насосном и турбинном режи.ме различны.

В описываемом обратимом турбонасосном агрегате с целью обеспечения возможности применения односкоростного двигателя-генератора одного наиравления вращения вал двигателя-генератора соединен с валом насосотурбины через реверсивную передачу, состояи;ую из двух (Илаяетарных передач и связанных с ними гидродинамических муфт. Это упрощает управление агрегатом при переходе с одного режима работы на другой.

Солнечные шестерни обоих планетарных рядов за:креплены на валу двигателя-генератора, а водило первого ряда жестко соединено с зубчатым венцом второго ряда, и оба они во время передачи мо.мента заторможены, насосное колесо первой муфты жестко соединено с зубчатым венцом первого ряда, причем турбинное колесо второй муфты Жестко соединено с водилом второго ряда, а турбинное колесо перBoii муфт1н и насосное колесо второй муфты закреплен ; на конце вала насосотурбины.

На чертеже схематично 13ображен onnci-i вае.51Й агрегат.

Он состо 1т из двигателя-генератора 1, передачи 2 и насосотурбин1 1 3.

Па валу 4 дв гателя-генератора жестко закреплены солнечные шестерн 5 i 6 первого и второго планетарного рядов, соответственно. Водило 7 первого ряда жестко соединено с зубчат ям венцом 8 второго ряда.

Зубчатый венец 5 первого ряда соединен с насосным колесом 10 первой гидродинам 1ческой муфты. Водило // второго ряда соединено с турбинным колесом 12 второй гидродинамической муфты. Турбинное колесо 13 первой муфты и насосное колесо 14 второй муфты закре.ч.тены на валу 15 насосотурбины.

При работе агрегата в насосном рабочая полость первой гидромуфты заполнена рабочей жи.чкостью, а рабочая цолость второй гидро.муфты опорожнена. Двигатель 1 приводит во вращение солнечную шестерню 5 первого ряда. Это преобразуется в первом ряду (при заторможенном водиле 7) во вращение зубчатого венца 9 и насосного колеса 10 первой гидромуфты. Турбинное колесо 13 иериой гидромуфты передает момент на вал 15 насосотурбины.

При переключении агрегата опоражнивают рабочую полость первой гидромуфты, вследствие чего разрывается цепь передачи момента от вала 4 к валу 15. Для включения агрегата на тхрбинный режим заполняют рабочую полость второй гидромуфты, насосное колесо 14 которой приводится во вращение рабочим колесом насосотурбины (на чертеже не показано). Турбинное колесо 12 второй муфты передает враш;ение водилу // второго рядя, и закрепленные на нем планетарные птестернп приводят во вращение солнечную щестерню 6 и вал 4 генератора /.

Преимущество описываемого агрегата, iKpoме выщеупомянутого, заключается в том, что отпадает необходимость в продувке насосотурбины при переключении с турбинного режима работы на насосный.

Предмет изобретения

1. Обратимый турбонасосный агрегат для гидроаккумулирующих электростанций, содержащий насосотурбину, рабочее колесо которой имеет противоположные направления вращения в режи.ме нагнетания и в турбинном режиме, и двигатель-генератор, отличающийся

тем, что, с целью обеспечения возможности применения односкоростного двигателя-генератора одного -направления вращения, а также с целью упрощения переключения с одного режима работы на другой, вал двигателя-генератора соединен с валом насосотурбины посредством промежуточной реверсивной передачи, которая состоит из первого планетарного ряда и связанной с ни.м первой опоражниваемой гидроди«амической .муфты, а также второго планетарного ряда и связанной е ним второй опоражниваемой гидродинамической муфты.

2. Обратимый турбонасосный агрегат по и. 1, отличающийся тем, что солнечные шестерни обоих планетарных рядов закреплены на валу двигателя-генератора, а водило первого ряда жестко соединено с зубчатым венцом второго ряда, и оба они во время передачи момента заторможены, насосное колесо первой муфты жестко соединено с зубчатым венцом первого ряда, причем турбинное колесо второй муфты жестко соединено с водилом второго ряда, а турбинное колесо первой муфты и насосное колесо второй муфты закреплены на конце вала насосотурбины.

Похожие патенты SU237595A1

название год авторы номер документа
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ЗАМКНУТЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 2006
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2314446C1
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ЗАМКНУТЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 1996
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2110720C1
Гидродинамическая передача преимущественно для привода генераторов 1982
  • Самарин Евгений Григорьевич
  • Грымзин Петр Алексеевич
  • Гуреев Владимир Николаевич
SU1051344A1
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ЗАМКНУТЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 1996
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2106555C1
Гидромеханическая передача 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1136972A1
Гидравлическая система гидромеханической коробки передач 1985
  • Поляк Давид Григорьевич
  • Фисенко Игорь Алексеевич
  • Есеновский-Лашков Юрий Константинович
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
SU1301733A1
Гидромеханическая передача 1989
  • Помазан Виктор Владимирович
  • Помазан Юрий Викторович
SU1712711A1
Изодромный гидромеханический привод вспомогательного судового синхронного генератора от главного двигателя 1983
  • Лукин Гурий Яковлевич
SU1092101A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 2018
  • Трушин Николай Николаевич
RU2695471C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ 2000
  • Дубровский Ф.М.
  • Жебелев К.С.
  • Кожевников В.С.
  • Печенкин В.А.
  • Розеноер М.Г.
  • Сухоруков А.К.
  • Ходаков О.М.
  • Шакиров Т.М.
  • Шелест Л.А.
  • Щельцын Н.А.
RU2191303C2

Иллюстрации к изобретению SU 237 595 A1

Реферат патента 1969 года ОВРАТИМЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ

Формула изобретения SU 237 595 A1

SU 237 595 A1

Даты

1969-01-01Публикация