Гидромеханическая передача Советский патент 1985 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU1136972A1

П 13 2 19 22 Л 8 12

20 22 18 1В 15 д 1й 11

ОО О5 СО Ю

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин.

Известна гидромеханическая передача, содержаш,ая входной и выходной валы, три планетарных ряда и пять фрикционных муфт для соединения звеньев планетарных рядов между собой и с корпусом, которая обеспечивает четыре ступени передач переднего хода 1.

Недостатками известной передачи являются отсутствие повышающей (экономичной) ступени, которая необходима для снижения оборотов двигателя и уменьшения расхода топлива, и малое число ступеней передач.

Наиболее близкий к изобретению является гидромеханическая передача, содержаш,ая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водиле, соединенном с выходным валом, зацепляюш.имися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора. Известная передача имеет пять ступеней переднего хода 2.

Однако у известной передачи отсутвует повышающая (экономичная) ступень и имеется значительное число элементов управления. Цель изобретения - упрощение конструкции путем уменьшения числа элементов управления, и расширение функциональных возможностей передачи.

Цель достигается тем, что в гидромеханической передаче, содержащей корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входг ным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водиле, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная щестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора, водило трехзвенного планетарного ряда жестко соединено с валом турбинного колеса гидротрансформатора, а коронная шестерня этого ряда жестко соединена с первой солнечной шестерней

пятизвенного планетарного ряда, вторая солнечная щестерня из которых соединена посредством муфты с валом турбинного колеса гидротрансформатора.

На чертеже приведена кинематическая схема гидромеханической передачи.

Входной вал 1 соединен с насосным колесом 2 гидротрансформатора 3, турбинное колесо 4 которого соединено с валом 5 турбинного колеса. Выходной вал 6 соединен с

водилом 7 пятизвенного планетарного ряда, на котором установлены зацепляющиеся между собой короткие 8 и длинные 9 сателлиты. Короткие сателлиты 8 входят в Зацепление с коронной шестерней 10, которая

снабжена тормозом 11, и с солнечной шестерней 12, которая посредством установленной на ее валу 13 фрикционной муфты 14. может быть соединена с валом 5 турбинного колеса 4. Длинные сателлиты 9 входят в зацепление с коронным колесом 15, которое

снабжено тормозом 16, и с солнечной шестерней 17, жестко соединенной с коронным колесом 18 трехзвенного планетарного ряда, солнечная шестерня 19 которого посредством фрикционных муфт 20 и 21 может

5 быть соединена соответственно с корпусом и валом 5 турбинного колеса 4, а водило 22 трехзвенного ряда, на котором установлены его сателлиты 23, посредством вала 24 и корпуса муфты 14 жестко соединено свалом 5 турбинного колеса 4.

0 Гидромеханическая передача работает следующим образом.

Первая ступень осуществляется включением фрикционной муфты 14 и тормоза 11, /который, затормаживая коронную щестерню 10, образует трехзвенный понижающий редуктор с ведущей шестерней 12 и ведомым водилом 7.

Вторая ступень осуществляется включением фрикционной муфты 21, которая блокирует трехзвенный планетарный ряд, и включением тормоза 16, который, затормаживая коронное колесо 15, образует трехзвенный понижающий редуктор с ведущей шестерней 17 и ведомым водилом 7.

Третья ступень осушествляется включением фрикционной муфты 20, которая, затормаживая солнечную шестерню 19, превращает трехзвенный планетарный- ряд в повышающую передачу с ведущим водилом 22, и включением тормоза 16, образующего понижающий редуктор с ведущей шестерней 17 и ведомым водилом 7, т.е. на третьей ступени мощность передается последовательно через два планетарных ряда.

Четвертая (прямая) ступень осущ.ествляется включением фрикционных муфт 14 и

5 21, блокирующих оба планетарных ряда.

Пятая (повышающая) ступень осуществляется включением фрикционной муфты 20, которая, затормаживая солнечную щестерню 19, превращает трехзвенный планетарный ряд в повышающую передачу, и включением фрикционной муфты 14, которая соединяет оба планетарных ряда в замкнутую схему с ведомым водилом 7.

Реверсивная передача осуществляется включением фрикционной муфты 14 и тормоза 16, что превращает пятизвенный планетарный ряд в реверсивную передачу с ведущей щестерней 12 и опорным коронным колесом 15.,

Ступени

Первая

Вторая

Третья

Четвертая (прямая)

Пятая (повышающая)

Реверсивная

Эко,номическая эффективность обеспечивается упрощением конструкции за счет уменьшения числа элементов управления и

Соответствующим выбором чисел зубьев щестерен устанавливаются необходимые передаточные отношения на ступенях. Например, при Z, Z,, 60; Z, получаем ряд передаточных чисел: 3,66; 2,5; 1,5; 1; 0,714; -1,5.

В таблице приведены элементы управления, обеспечивающие работу ступеней передач.

Элементы управления (позиции)

11,14 16;21 16;20 14;21 14;20 14,16

осуществлением повыщающей передачи, дающей экономию в расходе топлива при эксплуатации.

Похожие патенты SU1136972A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая передача транспортного средства И.И.Лифшица 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1110678A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1983
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1139652A1
Гидромеханическая передача для транспортного средства 1973
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Абрамян Владимир Арамаисович
SU527311A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1981
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1013312A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
  • Баженов Петр Иванович
SU645863A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1013313A1
Гидромеханическая передача 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1108274A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 2018
  • Трушин Николай Николаевич
RU2695471C1
Гидромеханическая передача 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1084514A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1972
  • Антонин Гау
  • Иржи Фридрих
  • Иржи Шрубарш
SU659422A1

Реферат патента 1985 года Гидромеханическая передача

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водила, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора, отличающаяся тем, что, с й,елью упрощения конструкции путем уменьшения числа элементов управления и расширения функциональных возможностей передачи, водило трехзвенного планетарного ряда жестко соединено с валом турбинного колеса гидротрансформатора, а коронная шестерня этого ряда жестко соединена с первой солнечной шестерней пятизвенного планетарного ряда, вторая солнечная шестерня из которых соединена посредством муф% ты с валом турбинного колеса гидротрансформатора. (Л

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1136972A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
«Автомобилестроение -Экспресс-ин формация
Планшайба для точной расточки лекал и выработок 1922
  • Кушников Н.В.
SU1976A1
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1981
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1013312A2
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 136 972 A1

Авторы

Лифшиц Исаак Иосифович

Лифшиц Георгий Исаакович

Даты

1985-01-30Публикация

1983-11-14Подача