П 13 2 19 22 Л 8 12
20 22 18 1В 15 д 1й 11
ОО О5 СО Ю
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин.
Известна гидромеханическая передача, содержаш,ая входной и выходной валы, три планетарных ряда и пять фрикционных муфт для соединения звеньев планетарных рядов между собой и с корпусом, которая обеспечивает четыре ступени передач переднего хода 1.
Недостатками известной передачи являются отсутствие повышающей (экономичной) ступени, которая необходима для снижения оборотов двигателя и уменьшения расхода топлива, и малое число ступеней передач.
Наиболее близкий к изобретению является гидромеханическая передача, содержаш,ая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водиле, соединенном с выходным валом, зацепляюш.имися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора. Известная передача имеет пять ступеней переднего хода 2.
Однако у известной передачи отсутвует повышающая (экономичная) ступень и имеется значительное число элементов управления. Цель изобретения - упрощение конструкции путем уменьшения числа элементов управления, и расширение функциональных возможностей передачи.
Цель достигается тем, что в гидромеханической передаче, содержащей корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входг ным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водиле, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная щестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора, водило трехзвенного планетарного ряда жестко соединено с валом турбинного колеса гидротрансформатора, а коронная шестерня этого ряда жестко соединена с первой солнечной шестерней
пятизвенного планетарного ряда, вторая солнечная щестерня из которых соединена посредством муфты с валом турбинного колеса гидротрансформатора.
На чертеже приведена кинематическая схема гидромеханической передачи.
Входной вал 1 соединен с насосным колесом 2 гидротрансформатора 3, турбинное колесо 4 которого соединено с валом 5 турбинного колеса. Выходной вал 6 соединен с
водилом 7 пятизвенного планетарного ряда, на котором установлены зацепляющиеся между собой короткие 8 и длинные 9 сателлиты. Короткие сателлиты 8 входят в Зацепление с коронной шестерней 10, которая
снабжена тормозом 11, и с солнечной шестерней 12, которая посредством установленной на ее валу 13 фрикционной муфты 14. может быть соединена с валом 5 турбинного колеса 4. Длинные сателлиты 9 входят в зацепление с коронным колесом 15, которое
снабжено тормозом 16, и с солнечной шестерней 17, жестко соединенной с коронным колесом 18 трехзвенного планетарного ряда, солнечная шестерня 19 которого посредством фрикционных муфт 20 и 21 может
5 быть соединена соответственно с корпусом и валом 5 турбинного колеса 4, а водило 22 трехзвенного ряда, на котором установлены его сателлиты 23, посредством вала 24 и корпуса муфты 14 жестко соединено свалом 5 турбинного колеса 4.
0 Гидромеханическая передача работает следующим образом.
Первая ступень осуществляется включением фрикционной муфты 14 и тормоза 11, /который, затормаживая коронную щестерню 10, образует трехзвенный понижающий редуктор с ведущей шестерней 12 и ведомым водилом 7.
Вторая ступень осуществляется включением фрикционной муфты 21, которая блокирует трехзвенный планетарный ряд, и включением тормоза 16, который, затормаживая коронное колесо 15, образует трехзвенный понижающий редуктор с ведущей шестерней 17 и ведомым водилом 7.
Третья ступень осушествляется включением фрикционной муфты 20, которая, затормаживая солнечную шестерню 19, превращает трехзвенный планетарный- ряд в повышающую передачу с ведущим водилом 22, и включением тормоза 16, образующего понижающий редуктор с ведущей шестерней 17 и ведомым водилом 7, т.е. на третьей ступени мощность передается последовательно через два планетарных ряда.
Четвертая (прямая) ступень осущ.ествляется включением фрикционных муфт 14 и
5 21, блокирующих оба планетарных ряда.
Пятая (повышающая) ступень осуществляется включением фрикционной муфты 20, которая, затормаживая солнечную щестерню 19, превращает трехзвенный планетарный ряд в повышающую передачу, и включением фрикционной муфты 14, которая соединяет оба планетарных ряда в замкнутую схему с ведомым водилом 7.
Реверсивная передача осуществляется включением фрикционной муфты 14 и тормоза 16, что превращает пятизвенный планетарный ряд в реверсивную передачу с ведущей щестерней 12 и опорным коронным колесом 15.,
Ступени
Первая
Вторая
Третья
Четвертая (прямая)
Пятая (повышающая)
Реверсивная
Эко,номическая эффективность обеспечивается упрощением конструкции за счет уменьшения числа элементов управления и
Соответствующим выбором чисел зубьев щестерен устанавливаются необходимые передаточные отношения на ступенях. Например, при Z, Z,, 60; Z, получаем ряд передаточных чисел: 3,66; 2,5; 1,5; 1; 0,714; -1,5.
В таблице приведены элементы управления, обеспечивающие работу ступеней передач.
Элементы управления (позиции)
11,14 16;21 16;20 14;21 14;20 14,16
осуществлением повыщающей передачи, дающей экономию в расходе топлива при эксплуатации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромеханическая передача транспортного средства И.И.Лифшица | 1983 |
|
SU1110678A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1983 |
|
SU1139652A1 |
Гидромеханическая передача для транспортного средства | 1973 |
|
SU527311A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU1013312A2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1975 |
|
SU645863A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1013313A1 |
Гидромеханическая передача | 1982 |
|
SU1108274A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 2018 |
|
RU2695471C1 |
Гидромеханическая передача | 1982 |
|
SU1084514A1 |
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства | 1972 |
|
SU659422A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая корпус, входной и выходной валы, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, пятизвенный планетарный ряд с установленными на водила, соединенном с выходным валом, зацепляющимися между собой парными сателлитами, выполненными с различными по длине зубчатыми венцами, сопряженными с двумя снабженными тормозами коронными колесами и с двумя солнечными шестернями, диаметр первой из которых больше диаметра второй, трехзвенный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных муфт соединена с корпусом и валом турбинного колеса гидротрансформатора, отличающаяся тем, что, с й,елью упрощения конструкции путем уменьшения числа элементов управления и расширения функциональных возможностей передачи, водило трехзвенного планетарного ряда жестко соединено с валом турбинного колеса гидротрансформатора, а коронная шестерня этого ряда жестко соединена с первой солнечной шестерней пятизвенного планетарного ряда, вторая солнечная шестерня из которых соединена посредством муф% ты с валом турбинного колеса гидротрансформатора. (Л
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
«Автомобилестроение -Экспресс-ин формация | |||
Планшайба для точной расточки лекал и выработок | 1922 |
|
SU1976A1 |
Прибор с двумя призмами | 1917 |
|
SU27A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU1013312A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-01-30—Публикация
1983-11-14—Подача