Известны устройства управления коробкой передач, фрпкционнььм сцеплением и механизмом .подачи топлива транспортной машины, содержащие механизм переключения передач, контроллер, механизм автоматического управления переключением передач, механизм автоматического управления сцеплением, электроклапан выключения сцепления, электроклапан механизма автоматического управления сцеплением, электромагнит управлевия механизмом подачи топлива, источник питания, контакты цепи механизма переключения передач, контакты цепи контроллера, контакты электромагнита блокировки механизма автоматического управления переключением передач, контакты цепи контроллера, контакты и электромагнит блокировки механизма автоматического управления переключением передач и реле. Отличительной особенностью предложенного устройства является то, что механизм переключения передач снабжен конечными нормально разомкнутыми контактами, включенными параллельно электромагнитам включаемых передач и соединенными с обмоткой реле, имеющего нормально замкнутые контакты, один из которых подключен к электромагниту управления механизмов подачи топлива, а другой - к электроклапану выключения сцепления. Такое выполнение обеспечивает объединеное управление ступенчатой спнхронизированной коробкой передач, фрпкционным сцеплением и механизмом подачи топлива. Для выключении сцепления без уменьшен я подачи топлива между контактами реле установлен диод. Для выключения сцепления до момента установоки «нейтрали в коробке передач е цепь питания электроклацана выключения сцепления последовательно включены а онтакты блокировки механизма переключения передач и реле. Для управления сцеплением и ,.механ)змом подачи топлива при вк.тюченпи передачи в цепь питания электроклапана выключения сцепления и электромагнита уиравления механизмом подачи топлива последовательно включены центральный контакт контроллера и параллельные контакты реле, одпн из которых через диод соединен с электроклаианом выключения сцеиления, другой непосредственно соединен с электромагнитом уиравления механизмом подачи топлива. Для 115ыключения сцепления на низщей передаче автоматического режима уиравления коробкой передач цепь электроклапана механизма автоматического управления сцеплением последовательно через диод соединена с
контактом низшей передачи механизма автоматического иереключения передач.
С целью сохранения движения на передаче, избранной механизмом автоматического управления переключением передач при ненажатой педали механизма управления подачей топлива, кроме включения низшей передачи, в цепь тока питания электромагнита блокировки механизма автоматического управления переключением передач последовательно включен контакт, соединенный с механизмом управления подачей топлива.
Устройство (см. фиг. 1) содержит механизм переключения передач, состоящий из трех силовых пневматических цилиндров /-3 двустороннего действия. Нейтральное положение штоков 4-6, управляюших вилками включения передач, обеспечивается предварительно поджатыми пружинами. На каждом силовом цилиндре установлено по два электролневматических клапана 7 и 8, которые обеспечивают подачу воздуха в пневмоциликдр при возбуждении катушки электрО Магнита включаемой передачи и таким образом включение требуемой передачи.
При разрыве цепи тока питания катуш1ки иолость цилиндра сообш,ается с атмосферой и воздух выходит в атмосферу, а пружина возвращает што1К в нейтральное положение.
На конце каждого из трех штоков установлены контакты 9-14 (см. фиг. 2), которые замыкаются при включении той или иной передачи. Эти контакты управляют реле 15 (см. фиг. 1 и 2). В реле 16 имеются два контакта, один из которых 16 управляет электроклацаном 17 выключения сцепления, а второй 18 - электромагнитом 19 управления механизмом подачи топлива.
Контакт 20 механизма переключения передач управляется толкателя.ми замка штоков. В том случае, когда все штоки находятся в нейтральном положении, контакт 20 разомкнут. Контакт 20 обеспечивает подачу тока в обмотку электроклапана до тех пор, пока не произойдет выключение передачи на «-нейтраль. Этим достигается выключение сцепления.
Устройство содержит контроллер с центральным «онтакто.м 7(i, связанным с рукояткой контроллера, и контакты 21-23. При опускании рукоятки контроллера вниз ток проходит через замкнутые контакты 21 и подается в обмотку электроклапана 17. Таким образом, выключается сцепление.
Контакт выполняет следующие функции:
а)обеспечивает разрыв и замыкание всех остальных контактов контроллера не под током, что устраняет их прйгорание и гарантирует надежную работу;
б)при опускании рукоятки контроллера 1ВНИЗ обеспечивает замыкание контактов 21, что позволяет получить требуемую выдержку на «нейтрали для бесшумного включения при трогании с места низших несинхронизированных передач - обычно первой и заднего хода;
в) при установке рычага контроллера в положение 23 центральный контакт устанавливается В среднее положение, разрывается цепь тока и обеспечивается включение в коробке лередаЧ «нейтрали. Кроме этого, в ко«троллере имеются два контакта, один из которых К. может устанавливаться в положение контакта 24 - автоматическое переключение передач- или при командном переключении - в положение заднего хода и I-V передач (контакты 25-30).
Контакт /Сз 1может замыкаться в положении контакта 31, и тогда подводится ток к катушке электроклапана 32, который обеспечивает
подачу воздуха в центробежный регулятор управления сцеплением при включении в контроллере I-III и передачи заднего хода. На этих передачах обеспечивается центробежная характеристика изменения момента трения по
оборотам двигателя.
Если рукоятка контроллера находится в положениях IV или V цередачи, то контакты 3 разомкнуты и контакт /Cg находится в положении 33. В этом случае катушка электроклапана 32 обесточена и сцепление на всем диапазоне оборотов двигателя остается включенным.
Последнее сделано для невозможности пробуксовки сцепления при движении на высших
передачах с малыми скоростями, а также для увеличения безопасности движения автомобиля пр.и торможении на скользкой дороге.
Если рукоятка контроллера установлена в положение контакта 24, контакты 31 также
разомкнуты и ток на катушку электроклапана 32 подается только через контакты 34 автомата управления переключением передач и диод 35. Это обеспечивает получение центробежной характеристики изменения момента
сцеиления при трогании автомобиля на низшей разгонной передаче (в данном случае на II передаче).
Описываемое устройство содержит механизм автоматического управления переключением иередачи 36 контактами 37-41.
В зависимости от скоростного и нагрузочного пара.метра происходит замыкание соответствующего контакта и выдается сигнал через контакты 34, 38, 40 и 41 на катущки
электроклапанов, чем обеспечивается соответствующее включение И-V передач.
В автомате переключения передач имеется катушка 42 электрома.гнита, при возбуждении которой (что имеет место при замыкании
контакта 43 при ненажатой педали акселератора), запрещаются все переключения передач как с низшей на высшую, так и с высшей на низшую (кроме включения самой низшей передачи при скорости V 3-ь5 км/час по следующим причинам:
во избежание заноса автомобиля при торможении на скользкой дороге;
се переключения, особенно заметные при переходе на низшие передачи.
Устройство содержит также механизм 44 автоматического управления сцеплением. Механизм 44 изменяет величину давления воздуха, подаваемого в диафрагму управления сцеплением, в зависимости от оборотов двигателя.
Изменение величины давления в функции оборотов двигателя позволяет получить центробежную характеристику изменения момента трения сцепления в функции оборотов двигателя.
Во время командного переключения .передач и трогания автомобиля с места на I передаче водитель, нажимая на рукоятку контроллера, замыкает конта1кты 21 центрального контакта контроллера и выдерживает в таком положении 1-2 сек, затем устанавливает рукоятку контроллера в положение I передачи. Та.ким образом, В1ключение несинхронизированной передачи происходит бесшумно.
При установке рукоятки в положение I передачи замыкаются контакты 22 и ток подается на катушку электроклапана 17 через диод 45 и замкнутые контакты 16 реле.
Одновременно подается ток через замкнутые контакты 18 на катушку электромагнита 19. После включения передачи замыкается контакт 9 управления сцеплением, в связи с чем ток поступает в обмотку реле и контакты 16 и 18 размыкаются.
До того, как водитель нажмет на педаль акселератора, обороты двигателя малы и механизм автоматического управления сцеплением будет поддерживать в диафрагме управления сцеплением ту величину давления, которая обеспечивает выключение сцепления. По мере увеличения оборотов двигателя воздух постепенно выходит из диафрагмы выключения сцепления. Таким образом, момент на сцеплении увеличивается и автомобиль плавно трогается с места. Если обороты двигателя равны 1000-1500, происходит полное включение сцепления. При торможении автомобиля до полной остановки сцепление выключается и двигатель заглохнуть не может.
При выключении передачи на «нейтраль контакт К устанавливается в среднее положение контакта 23, цепь питания электромагнитов переключения передач обесточивается и происходит выключение передачи за счет усилия сжатия возвратной пружины силового цилиндра.
До тех пор, пока не выключится передача, сцепление остается выключенным. Цепь тока питания катушки электроклапана 17 проходит по цепи - аккумулятор, замкнутые контакты 20, контакты 16 реле.
Когда передача выключается на «нейтраль, контакты 16 размыкаются, сцепление включается. Аналогичным образом работает схема на других передачах.
передач и установки рукоятки контроллера в положение контакта 24 на остановленном автомобиле подается ток на электромагнит 19 по цепи: аккумулятор, контакты 22 и 18, электромагнит 19 - масса и на катушку 17 по цепи: аккумулятор, контакт 22, диод 44, контакт 16, катушка 17 - масса. После включения II передачи замыкается контакт 10 управления реле и размыкается цепь контактов 16 И 18. До нажатия водителем педали акселератора сцепление остается выключенным за счет работы механизма автоматического управления сцеплением, к которому подводится воздух от электроклапана 32 по
цепи тока: аккумулятор, контакты 22, 24, 34, 27, диод 35, катушка электроклапана 32 - масса. После трогания автомобиля с места и разгона до определенной скорости за счет увеличения центробежной силы происходит
смещение грузов на больший радиус, контакт 34 размыкается, контакт 37 замыкается. Тогда цепь тока проходит от замкнутого контакта 24 через контакты 37 и 38 на катушку электроклапана П1 передачи. После включения передачи происходит работа схемы управления дроссельной заслонкой и сцеплением аналогично описанному выше способу.
Если вторая цепь тока - контакты 24 и 37, катушка 42, контакт 43 - масса, то, когда
-водитель нажимает педаль а-кселератора, KOHTaiKT 43 размыкается и автомат включает передачу в соответствии со скоростным и .нагрузочными параметрами. При дальнейшем разгоне автомобиля и переключении на IV и
V передачи, а также при переключении на низшие передачи схема управления работает аналогично описанному выше.
В контроллере установлена сигнальная лампочка, которая зажигается во время переключения передач. После включения передачи и сцепления лампочка гаснет.
Предмет изобретения
1. Устройство для управления коробкой передач, фрикционным сцеплением и механизмом подачи топлива транспортной машины, содержащее механизм переключения передач, контроллер, механизм автоматического
управления переключением передач, механизм автоматического управления сцеплением, электроклапан выключения сцепления, электроклапан механизма автоматического управления сцеплением, электромагнит управления механизмом подачи топлива, источник питания, контакты цепи механизма переключения передач, контакты цепи контроллера, контакты электромагнита блокировки механизма автоматического управления переключением передач, контакты цепи контроллера, контакты и электромагнит блокировки механизма автоматического управления переключением передач и реле, отличающееся тем, что, с целью объединенного управления
передач, фрикционным сцеплением и механизмом подачи топлива, механизм переключения передач снабжен конечными и нормально разомкнутыми конта.ктами, щключенными параллельно электромагнитам включаемых передач и соединенными с обмоткой реле, имеющего нормально замкнутые контакты, один из которых подключен к электромагниту управления механизмом подачи топлива, а другой - к электроклапану выключения сцепления.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью выключения сцепления без уменьшения подачи топлива, между контаКтами реле установлен диод.
3.Устройство по пи. 1 и 2, от.1ичаю1цееся тем, что, с целью выключения сцепления до момента установки «нейтрали в коробке передач, в цепь питания электроклапана выключения сцепления последовательно включены контакты блокировки механизма переключения передач и реле.
4.Устройство по пп. 1-3, отличающееся тем, что, с целью управления сцеплением и механизмом подачи топлива при включении передачи, в цепь питания электроклапана выключения сцепления и электромагнита управления механизмО М подачи топлива последовательно включены центральный контакт контроллера и паралелльные контакты реле, один из которых через диод соединен с электроклапаном выключения сцепления, другой непосредственно соединен с электромагнитом правления механизмом подачи топлива.
5.Устройство по пп. 1-4, отличающееся тем, что, с целью выключения сцепления на
низшей передаче автоматического режима управления коробкой передач, цепь электроклапана механизма автоматического управления сцеплением последовательно через диод соединена с контактом низшей передачи механизма автоматического переключения передач.
6.Устройство по пп. 1-о, отличающееся тем, что, с целью сохранения движения на передаче, избранной механизмом автоматичеокого управления переключением передач при ненажатой педали механизма управления подачей топлива, кроме включения низшей передачи, в цепь тока питания электромагнита блокировки механизма автоматического управления переключением передач последовательно включен контакт, соединенный с механизмом управления подачей топлива.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Система управления автоматической трансмиссией транспортного средства | 1989 |
|
SU1731661A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2226160C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДАЧАМИ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2294847C2 |
Устройство для автоматического управления сцеплением транспортного средства | 1980 |
|
SU929471A1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2034719C1 |
Устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства | 1977 |
|
SU686911A1 |
Система автоматического управления механической трансмиссией транспортного средства | 1987 |
|
SU1495154A1 |
Автоматическая система управления двигателем и коробкой передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1502413A1 |
Даты
1969-01-01—Публикация