Из1веСтны ДвухСкоростнЫе планетарные передачи, содержащие планетарный ряд, фрикционную муфту, связывающую между собой центральные колеса планетарного ряда, и двухстороннюю обгонную муфту, связывающую центральное колесовнутреннего зацепления с корпусом.
Однако в известных -передачах при работе на меньшей скорости вращения выходного вала происходит постоянное буксование фрикционной муфты, в результате чего к. п. д. передачи снижается.
Предлагаемая двухскоростная планетарная лередача отличается от известных тем, что она снабжена яодпружиненной в осевом нанравлении невращающейся втулкой, взаимодействующей одним торцом с нажимным диском фрикционной муфты, а другим через скошенные торцовые зубья - с установленной свободно в корпусе наружной обоймой обгонной муфты. При этом втулка установлена в корпусе передачи с осевым зазором, величина которого меньще высоты торцовых зубьев. Это обеспечивает автоматическое переключение скоростей и выключение фрикционной муфты при работе передачи на меньшей скорости вращения выходного вала.
На фиг. 1 изображена описываемая передача, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 1.
Передача содержит входной вал /, установленный на подшипниках 2. На входном валу / жестко закреплено центральное колесо 5, которое сцепляется с сателлитами 4, расположенными в подшипниках 5 на осях 6.
Оси 6 запрессованы в водиле 7, являющемся одновременно выходным валом, и застопорены штифтами 8. Водило 7 установлено на подщипниках 9. С сателлитами 4 сцепляется центральное колесо 10 внутреннего зацепления, сидяшее на подщипниках // и имеющее на наружной поверхности профильные пазы, в которых попарно расположены ролики 2-13, удерживаемые от выпадания кольцом 14. Центральное колесо 3, сателлиты 4 и центральное колесо 10 внутреннего зацепления образуют планетарный ряд.
Передача имеет обгонную муфту, выполненную в виде наружной обоймы /5 и внутренней обоймы 16 с фрикционным диском а и с торцовыми выступами б, которыми внутренняя обойма 16 входит между роликами 12 и 13.
Нарулсная обойма 15 обгонной муфты свободно сидит в корпусе 17 и связана через шарики 18 с втулкой 19, установленной на щлиНаружная обойма 15 обгонной хмуфты на торце, контактирующем с шариками 18, имеет скошенные торцовые зубья, а втулка 19 установлена в корпусе 17 с осевым зазором, велилгана которого меньше высоты торцовых зубьев наружной обоймы 15.
На валу 1 размещена фрикционная муфта, содержащая поджимаемый лружиной 21 нажимной диск 22 и унорный диск 23, которыми расположен фрикционный диск а внутренней обоймы 16 обгонной муфты.
Ролики 12-13 разжаты стаканами 24, между которыми находится пружина 25. Между упорным диском 23 фрикционной муфты и втулкой 19 помещены шарики 26. Со стороны входного вала / кориус 17 закрыт крышкой 27.
Нри ускоренном ходе фрикционная муфта не буксует, так как она рассчитана на передачу момента ускоренного хода. Нри этом внутренняя обойма 16 своими торцовыми выступами б при вращении выходного вала / против часовой стрелки давит на ролики 13, а через них - на выступы профильных иазов центрального колеса 10. Нроисходит заклинивание роликов 13, из-за чего входной вал / и центральное колесо 10 вращаются с одинаковыми оборотами, планетарный ряд блокируется и ;вращается как одно целое. Нрижимной диск 22 катится по шарикам 26.
Нри увеличении нагрузки фрикционная муфта начинает буксовать, из-за чего водило 7 начинает останавливаться, а центральное колесо 10 начинает менять направление вращения.
Как только центральное колесо 10 начинает вращаться по часовой стрелке, ролики 12 заклиниваются между центральным колесом 1G и наружной обоймой 15 обгонной муфты. Нри этом на наружной обойме 15 возникает реактивный момент, под действием которого на скошенных торцовых зубьях обоймы 15 возникает осевая сила, действующая через шарики 18 на втулку 19, которая под действием осевой силы отжимается, а следовательно, отжимает диск 22 фрикционной муфты и упирается в крышку 27, преодолевая усилие пружины 20.
Таким образом, центральное колесо 10 через ролики 12, обойму 15, шарики 18 и втулку 19
оказывается заторможенным, а диски 22 и 23 фрикционной муфты разъединенными, т. е. автоматически включается замедленная скорость передачи.
Сателлиты 4 обкатываются на центральном колесе 5 входного вала / и по неподвижному центральному колесу УО. Водило 7 вращается в ту лее сторону, что и центральное колесо 3, но медленнее в i раз.
/- д-1
г- -+ 1,
где Zj - число центрального колеса 10;
1 - число зубьев центрального колеса 3.
Работа передачи при направлении вращения центрального колеса 3 по часовой стрелке проходит аналогичным способом, только ролики 12 меняются функциями с роликами 13.
Можно соединять последовательно несколько автоматических двухскоростных передач для получения многоскоростной автоматической передачи.
НреДМет изобретения
1.Двухскоростная планетарная передача, содержащая планетарный ряд, фрикционную муфту, связывающую между собой центральные колеса планетарного ряда, и двухстороннюю обгонную муфту, связывающую центральное колесо внутреннего зацепления с корпусом, отличающаяся тем, что, с целью автоматического переключения скоростей и выключения фрикционной муфты при работе передачи на меньшей скорости вращения выходного вала, она снабжена подпрул иненной в осевом направлении невращающейся втулкой, взаимодействующей одним торцом с нажимныл
дискам фрикционной муфты, а другим через скошенные торцовые зубь,я - с установленной свободно в корнусе наружной обоймой обгонной муфты, а втулка установлена в корпусе передачи с осевым зазором, величина которого меньше высоты торцовых зубьев.
2.Нередача но п. 1, отличающаяся тем, что втулкой-и взаимодействующими с ней деталями помещены шарики.
Iff J8 5
16
20
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХСКОРОСТНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2017 |
|
RU2669492C1 |
Двухскоростная планетарная передача | 1973 |
|
SU528402A1 |
ДВУХСКОРОСТНОЕ ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2433326C1 |
ЭКСЦЕНТРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2313016C2 |
БЕЗЫНЕРЦИОННАЯ КАТУШКА ДЛЯ ЛЕСЫ "СВЕТЛАНА" | 1989 |
|
RU2067391C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2005 |
|
RU2273784C1 |
ЭЛЕКТРОМОТОР-КОЛЕСО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 1970 |
|
SU268193A1 |
МУФТА ОБГОНА | 1969 |
|
SU253499A1 |
Пневматический вибрационный гайковерт | 1988 |
|
SU1634472A1 |
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА КАТУШКИ ДЛЯ ЛЕСЫ | 1989 |
|
RU2067392C1 |
Даты
1969-01-01—Публикация