Изобретение относился к области телеокоПостроения, а именно к конструкции опорноповоротного устройства для крупных радиотелескопов.
Известны опорноловоротные устройства. Выполненные на шаровых погонах и имеющие радиальные тяги для регулировали концентричности о.порных колец, домкраты для регулировки оси вращения, винтовые талрепы для регулировки плоскостности .балок и удержания их от смещения.
Опорные кольца прямоугольного сечения закрепляются «епосредственяо «а фундаментных |бал:ках, а беговая дорожка обрабатывается В собранном опорном кольце на металлорежущем станке.
Однако технические характеристики современных металлорежущих станков не .позволяют обрабатывать шаровые погоны значительных диаметров.
С целью создания такой конструкции опорно-поворотного устройства, которая позволяла бы трименять шаровой погон практически любого диаметра, обеспечивала регул.ирование концентричности и горизонтальности беговой дорожки опорного кольца .и компенсацию неточности установки элементов крепления шарового погона, в -предлагаемом опорно-поворотном устройстве установка и закрепление отдельных частей верхнего и нижнего опорных
колец шарового погона осуществляется в .кронштейнах, содержащих горизонтальное основание и вертикальные щеки и снабженных клиновыми устройствами для регул.ированИЯ положения доролски качения в горизонтальной плоскости и для регулирования ее концентричности, а профиль частей опорных колец выполнен симметричным в виде двутавра с цилипдрическими дорожками качения на верхней и нижней .полках. Ир.и этом устройство для регулирования положения дорожки качения в горизонтальной плоскости снабжено самоустанавливающимся элементом в виде двух полуцилиндров, состыкованных плоскими
поверхностям.и и развернутых на 90° относительно друг друга, а устройства для регулирования концентричности дорожки качения снабжены сферическими вкладышами. Иаличие сферических вкладышей и самоустанавливающегося элемента позволяет регулировать горизонтальность и концентричность беговой дорожки опорных колец и уменьшает неточность изготовления кронштейнов и их установки при монтаже.
На фиг. 1 изображена часть шарового погона предлагаемого устройства, вид сверху; на фиг. 2 показана часть устройства для регулирования положения дорожки качения в горизонтальной плоскости с самоустанавливаюНа неподвижном основании / вращйющаяся поворотная ллатформа 2 в радиальном направлении фиксируется центральным подшипником 5. На вращающейся платформе 5 и основании 1 закреплены кронштейны 4, s которые монтируются Части опорных колец 5. В продольном :на1правлени1И части опорного кольца 5 закреплены вкладышами 6 и .клиньями 7 -с регулировочными |болтами 8 и гайками 9. Между -клином 7 и вертикальными щеками кронщтейна 4 установлены сферические вкладышиВ вертикальном направлении части опорного кольца 5 цилиндрической дорожкой качения опорной 1ПОЛК1И установлены «а самоустанавливающийся элемент, который состоит из двух полуцилиндров И и 12, соединенных осью вращения 13. Лри этом один полуцилиндр помещен в призме клина 14, взаимодействующего С клином 15, установленным на основании кронштейна 4. Клин 14 перемещается в горизонтальном направлении регулировочными винтами 16. Получение требуемых концентричности и горизонтальности .беговой дорожки осуществляется следующим образом. Части окончательно обработанных колец 5 устанавливаются в кронштейнах 4. Через клинья 7 затяжкой или отпусканием гаек 9 смещают части опорного кольца вправо или влево до .получения требуемого размера и точности диаметра беговой дорожки, после чего вкладыш 6 и клин 7 фиксируют меж.ду собой, например штифтом. Горизонтальность беговой дорожки достигается перемещением клина 14 винтами 16, причем гайки 9 .предвар.ительно ослаблены. После получения требуемой гор.изонтальности беговой дорожки клин 14 фиксируется винтами 16, и гайки 9 затягиваются. Предмет изобретения 1. Опорно-поворотное устройство, преимущественно для радиотелескопов, содержащее неподвижное основание .и фиксируемую в осевом направлении центральным подшипником поворотную платформу с расположенными на них кронштейнами, имеющими вертикальные щеки и основание, и установленными в кронштейнах частями верхнего и «ижиего олорных колец шарового погона, между которыми в сепараторе установлены тела качения, отличающееся тем, что, с целью компенсации неточности установки кронштейнов, улучшени-я регулирования концентричности и торизонталь«ости |беговой дорожки опорных колец, профиль опорных колец вьшолнен в виде дву тавра с цилиндрическими дорожками на обеих полках, одна из которых является рабочей, а другая опорной, при этом между полкой с опорной дорожкой качения и основанием Кронштейна помещено устройство для регулирования положения дорожки качения в горизонтальной плоскости, а между боковыми поверхностями стойки опорного кольца и вертикальных щек кронштейнов расположены устройства для регулирования концентричности дорожки качения. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что устройство для регулирования дорожки качения в горизонтальной плоскости выполнено в виде двух клипьев, один из которых иеподвижно закреплен на основании кронштейна, а другой имеет возможность .горизонтального перемещения, причем горизонтальная поверхность подвижного клина выполнена призматической, и самоустанавливающегося элемента, помещенного между цилиндрической поверхностью дорожки качения опорной полки и призматической .поверхностью подвижного клина, и состоящего из двух полуцилиндров, состыкованных плоскими поверхностя.ми, развернутых относительно .друг друга па 90° и соединенных между собой осью. 3. Устройство по пп. I и 2, отличающееся тем, что устройство для регулирования концентричности дорожки качения выполнено в виде двух клиньев, один из которых укреплен на стойке опорного кольца, а другой имеет возможность вертикального перемещения, и сферического вкладыша, установленного в специальной расточке вертикальной щеки кронштейна и взаимодействующего с перемещаемым клином.
/3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1970 |
|
SU271952A1 |
Универсальный шарнир | 1975 |
|
SU551454A1 |
Опорно-поворотное устройство | 2018 |
|
RU2683915C1 |
Универсальный шарнир | 1977 |
|
SU985501A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АБРАЗИВНОЙ ОБРАБОТКИ БЕГОВЫХ ДОРОЖЕК КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ | 1992 |
|
RU2057631C1 |
Центробежная литейная машина с вертикальной осью вращения | 1976 |
|
SU643229A1 |
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2115810C1 |
Домкратная тележка | 1975 |
|
SU505692A1 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО | 1994 |
|
RU2080499C1 |
Устройство для подвески горизонтально перемещающейся створки | 1986 |
|
SU1428835A1 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация