Изоб|ретение относится к смазочным .маслам, .применяемым для смазки тередаточных механивмав.
Известно, что путем ком бинирава1ния веществ, содержащих хлор, серу и фосфор, можно добиться иовышания способности смазочных масел 1ВоапрИ1ни1М|ать высокие давления. Так, (Например, для этой цели трименяют а|роматические дисульфиды, осернбнные иолиолефины, цинк диалкилдитиофасфат, хлорированный (парафин. Однако И131готовлвние смазочных масел для передаточлых .механизмов овя:за1но .с большими трудностями, ибо .в 1кажД01М от(делБном случае требует экапериментального 1под1бора соответствующих присадок. Такие труд. ;Овяза1ны с тем, что добавление соедииений жлора, несмотря на хорошую апособность воапринимать 1высо1кие нагруз,к.и, вызывают коррозию деталей, а большинство аромати.ческих дисульфидов («аиример, дибанвилдисулБфид) илохо растворяются в маслах. Никоторые |при1сад,ки .приводят к тенообразаванию и т. д.
Для улучшения зкаплуатациовных свойств масла 1предла1гают смазочное масло для высоких нагрузок .на основе минерального 1Масла с добавлением простых и дешавых гарисадок, увеличивающих способность основного масла
воапринимать высокие нагруз ки и lanocooHbix устранить такие, наприме р, явления, как склонность :к коррозии и пенообразованию. Установлено, что можно получить зффвктивные с.мазоч.ные лгасла лутем добавлен.ия в из-. вест1ные масла для смаэки передаточных механизлюв 1-10 вес. о/о дисульфидов ароматических углеводородов, содержащих серу в боковой цепи. При это.м особенно выгодным
оказывается иапользова.ние двз1сернистого соединения, (получаем ого (немецкий патент 35383) IB результате реакции ксилола с двусериистым дихлоран1гидрИД01м в ;ПрИ1сутс11Вии окиси цинка в качестве катализатора ц лри
температуре от 0°С до т. кип. двус рнистого дихлорангидрида. Прибавление этого дисульфида даже в .небольщих концентрациях значительно (павышает способность смазочного масла для передаточных меха.низмов щоопривимать высокие давления. Пацримвр, добавление i3 вес. 0/0 ,ароматиче.окого дисульфида (повышает сварочное давление основного смазочного масла от 140-160 кг до 260-280 кг (замеры производятся в четырехшариковом приряется IB минеральных маслах IB любом отйошени.и даже при комнатной температуре.
Одновременно дву1сернистое Соедияение являет1ся деЙ1Ст,ввнны1м игагибитором окисления и коррозии. Так, «а;п1ри:мар, количество о садка оонавного смазочного масла, тодвертаемого ла боратар|Ному испытанию на 1ста|рвние то модифицированному нндийско му -способу, (После добавления 3 1вес. о/о дисульфида уменьш-ается с 447 мг на 10 г до 120 мг иа 10 г.
Кроме того, установлено, что три нрименении |у1казанных дисульфидов ;в тротиваположность многим иреяложенны ч ириюадкам к смазочным маслам для передаточных механизмов пенообразование масел с присадками не повышается, так что можно не опасаться нарушений работы агрегатов в результате пенообразования.
Целесообразно дополнительно иримеши-вать к смазочным 1М1аслам для передаточных механизмов, жроме двусернистых соединений, 1 - 8 1Ввс. % хшористого 1парафина. При этом за счет 1свойст|В, увели ЧИ1Ваюш,их способность воспринимать высокие нагрузки, в результате добавления этих присадо1К шолучаются особвкЕО дейст1Ввнные ком.бинации масел для передаточных механиз МОВ. Применяемый .при этом Хлористый 1парафи1Н должен содержать 40 IB ее. О/о хлора.
Такой же эффект получится, если вместо указанных выше 1-8 1вес. О/о хларистаго .парафина, содержаш;его 40 вес. о/о хлора, добавлять к смазочным маслам для передаточных механизмов 1-5 вес. 0/J цин1К|диал килдитиофосфата, который получают реакцией спиртов ряда Сб-Сэ с пентасульфидом (фосфора и последующей нейтрализацией его окисью цинка. Добавление указанного количества динкдиалкилдитиофасфата к маслам, содержащим хлористые парафины, дает особенно вькококачествевные юмазоч-ные масла с при сад1ками. При использовании комбинаций таких присадок, со:де|ржащих хлористые парафины, целесообразно компенсировать возлюжные явления корро;зи1И добавлением ингибиторов коррозии, преимущественно аминосолей жирных кислот, содержащих длинные цени, при этом масла для передаточных механизмов приобретают одновременно и кюнсервационные свойства. Вызываемое другими компонентами повышение склонности к ценообразованию в этих комбинациях может быть гпранено добавлением небольших количеств силиконовой смазки порядка 10 ч. на 1 1млн. ч. смазочнаго масла для передаточных механизмов. Так, например, 1путем добавления 2 вес. % Д1вусернистого соединения и 3 вес. о/ хлористого парафина, содержащего 40 вес. Vo хлора, можно повысить способность ж восприятию высоких нагрузок у смазочного :масла для смазки передачи заднего моста автомашины до сварочного давления 360 кг.
тию высоких нагрузок повыш1ается до 400 кг. Путем добавления дисульфидов к основным маслам для смазки передаточных механизмов или добавления их в сочетании с хлористым парафином и щиекдиалкилдитиофосфатом можно получить смазочные .масла для передач, выдержив;ающие высокие давления, для всех встречающихся на практике случаев. масла улучшаются, если оно содержит 1-3 вес. о/о антикоррозионной присадки, .например ам.минной соли высокомолекулярной жирной кислоты. Таким образом, молсно применять смазочные масла с -более низкой вязкостью, чем обычно, что для производства намного проще и дешевле, а для потребителя дает большие преимущества при эканлуатации агрегатов, так как .масла с высокой вязкостью привадят к потерям от трения и в условиях экоплуатации имеют большую склонность к образованию продуктов старения в виде смол.
.Пример 1. В хорошо раф.инированное основное .смазоч.ное масло с вязкостью 12- 14 ест при 50°С и с температурой застывания - 30°С путем интенсивного перемешивания или перекачивания добавляют 3 вес. % двусеряистого соединения. При этом получают смазочное масло для |больших давлений, которое пригодно для иапользования в гидравличеаких передачах. Оно имеет способность воспринимать нагруз.ку, равную 180 кг. .Практические исследования показывают, что при использовании такого масла в гидравлических передачах локомотивов время пробега составляет более 3000 час, а при .использовании смазочного масла без присадок оно составляет 500-1000 час.
Пример 2. В очищенное смазочное масло вязкостью 30 ссг при 50°С также, как в
примере 1, добавляют 2 вес. о/ц двусеристого соединения и 3 вес. о/о хлористого парафина. Таким образом получают смазочное масло с большей 1анособно.стью воспринимать давление, а именно 320 кг, и хорошей стабильностью, что особенно необходиаю для эксплуатации 1механизмов автоматического управления и оправдывает себя поЛ(Ностью при практическом использовании. 3. В хорош очищенное основное
смазочное масло с вязкостью 12-14 ссг при 50°С .и температуре застывания 30°С добавляют, как .и в примере 1, 3 вес. о/о двусернистого соединания и 2 вес. о/о цинкдиалкилдитиофосфата. В результате получают смазочное масло для высоких давлений, устойчивое к окислению, которое наряду с высокой способностью воспринимать давления, обладает также актикоррозийными свойствами. За счет такой ко1М бинации время работы гидравлических передач по сравнению с примерам 1 увеличивается примерно на 1000 час.
Пример 4. В оЧИщенное смазочное масло для передаточных механизмов вязкостью 125 ссг при 50°С добавляют 3 вес. % двусерфина и 2 вес. о/о цинвдиалкилдитиофо-сфата. В результате этого (получают смазоч-ное масло для юмазки передачи заднего моста автомобиля ic гипоид НЫ1М зацаплершем, которое может (Выдерживать наибольшие .нагрузки, и наряду с хорошей характерИ сти кой старения не вызьюает никаких жоррозийных явлений в передаче. Передачи заднего МОста легковых автомобилей, у которых нри юмазке обычными смазочны1М,и Маслами уже через iKOipOTKoe время обнаружены ражовины на профиле зубов, могут работать без рекламаций при -смазке указанным маслам для гипоидных передач.
ПрИ1мер 5. В чИСтое Смазочиое масло с вязкостью около 30 ест при температуре 50°С также, 1как в примере 1, добавляют 2 вес. о/о двусернистого соединения, 3 вес. о/о хлористого парафина и 2 вес. % одной из аминосолей жирных кислот. В результате этого получают коррозийпостойкое смазочное масло для передач с большей способностью к восприятию давлений, которое также пригодно для целей консервации.
Предмет изобретения
1.Смазочное масло для высоких налрузо-к на основе .минерального масла и ароматичеокого дисульфида, отличающееся тем, что, с целью улучшения эюаплуатациоЕных свойств масла, в качестве ароматического дисульфида приманен (дисульфид с содержанием серы в боковой цепи, полученный реакцией ксилола с хлористой серой, в количестве 1-10 вес. O/Q.
2.Масло по п. 1, отличающееся тем, что содержит -8 вес. о/о хлорированного парафина с содержанием 40 вес. о/о хлара.
3.Масло по (П. 1, отличающееся тем, что содержит 1-5 вас. о/ цинкдиалкилдитиофосфата.
4.Масло по нп. 1 и 2, отличающееся тем, ЧТО содержит 1-5 вес. о/о ци«кдиалкилдитиофосфата.
5. Масло по (пп. 1, 2 и 4, отличающееся тем, что содерл ит 1-3 вес. о/о антикоррозийной присадки, например аминной соли высокомолекулярной жирной кислоты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРИСАДКИ К МАСЛАМ ДЛЯ ВЫСОКИХДАВЛЕНИЙ | 1971 |
|
SU293365A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СМАЗОЧНОГО МАСЛА | 1967 |
|
SU205294A1 |
СССРПриоритет 05.VIII.1966, № \VP 23в/119132, ГДРОпубликовано 23.1,1973. Бюллетень № 8 Дата оиу'бликоваиия описания 9.111.1973УДК 665.658.2(088.8) | 1973 |
|
SU367611A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИКОРРОЗИОННОЙ НРИСАДКИ К СМАЗОЧНБШ МАСЛАМ | 1969 |
|
SU239157A1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО | 1971 |
|
SU304759A1 |
СПОСОБ ГИДРОКРЕКИНГА НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 1966 |
|
SU186597A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВЕРДЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 1972 |
|
SU359840A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГИДРОФОБИЗИРУЮЩЕГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОПИТКИ ОРГАНИЧЕСКОГО ВОЛОКНИСТОГОМАТЕРИАЛА | 1970 |
|
SU262744A1 |
СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ РЕЗАНИЯ МЕТАЛЛОВ | 1973 |
|
SU404275A1 |
ВОСКОВАЯ СМЕСЬ | 1971 |
|
SU304758A1 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация