Известны устройства для охлаждения лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащие осевой вентилятор, установленный на валу машины, и диффузор, размещенный под лобовыми частями статор-, ной обмотки в зоне вентилятора.
Однако в этих устройствах вследствие глубокого расположения головок лобовых частей обмотки статора в диффузоре и отсутствия интенсивйого обмена газа в этой зоне лобовых частей наблюдается перегрев головок, т. е. зоны лобовых частей, примыкающих к местам соединений стержней.
Предлагаемая конструкция устройства позволяет повысить интенсивность охлаждения.
Его особенность заключается в том, что в цилиндрической части диффузора выполнены щелевые каналы. Каналы могут быть выполнены с уклоном, противоположным движению газа под диффузором, в направлении движения газа под диффузором или перпендикулярными движению газа.
На фиг. 1 схематически изображено предложенное устройство (щелевые каналы диффузора имеют уклон в направлении, противоположном движению газа под диффузором), на фиг. 2 - устройство, в котором щелевые каналы диффузора имеют направление движения газа под диффузором.
Устройство содержит осевой вентилятор 1, закрепленный на роторе 2. Крылья 3 вентилятора распололсены в цилиндрической части 4 диффузора 5 под лобовыми частями 6 обмотки статора, ограниченными диффузором 5, сердечником статора 7 и обшивкой 8, в которой имеются вентиляционные отверстия 9.
В цилиндрической части 4 диффузора 5 за крыльями 3 вентилятора / в напорной зоне
в виде щелевых каналов 10 выполнены заборники с уклоном в сторону, противоположную направлению движения газа под диффузором (см. фиг. 1), или с уклоном в направлении движения газа под диффузором (см. фиг. 2).
(Направление движения газа показано стрелками).
Пространство 11, ограниченное диффузором 5, лобовыми частями 6 и их головками 12, перекрыто по краям диффузора 5 кольцевыдЕИ
щитками 13 и 14.
При вращении ротора ноток газа под действием напора вентилятора 1 направляется к ротору 2. Часть потока газа ответвляется и поступает между диффузором 5 и сердечником статора 7 к лобовым частям 6 обмотки. Газ проходит лобовыми частями 6 на участке между диффузором и сердечником статора, ох«таждает этот участок лобовых частей и выходит через вентиляционные отверГоловки 12 и прилегающий к ним участок лобовых частей 6 охлаждаются газом, проходящим под действием динамического напора вентилятора / через каналы 10 в пространстве 11. Газ, пройдя через головки 12 и приле- 5 гающий к ним участок лобовых частей 6, выходит через отверстия 9. Кольцевые щитки 13 и 14 препятствуют проходу газа мимо головок и лобовых частей обмотки, повыщая эффективность охлаждения.10 Расположение канала 10 перпендикулярно направлению движения газа за вентилятором / под цилиндрической частью 4 диффузора позволяет максимально использовать скорость газа, что обеспечивает повышение эффектив-15 ности охлаждения. Газ, поступивший к лобовым частям 6 обмотки (см. фиг. 2), охлаждает их и выходит в пространство 11, из которого попадает в каналы 10 в диффузоре 5. Направленное движение газа у лобовых ча-20 стей 6 обеспечивается эжекцией, создаваемой потоком газа, движущимся под наклонными щелевыми каналами 10 диффузора. Предмет изобретения 1. Устройство для охлаждения лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержащее осевой вентилятор, установленный на валу машины, и диффузор, размешенный под лобовыми частями статорной обмотки в зоне вентилятора, отличающееся тем. что, с целью повышения интенсивности охлаждения, в цилиндрической части диффузора выполнены щелевые каналы. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что указанные щелевые каналы выполнены с уклоном, противоположным движению газа под диффузором. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что указанные шелевые каналы выполнены с уклоном в направлении движения газа под диффузором. 4. Устройство но пп. 1-3, отличающееся тем, что указанные щелевые каналы перпендикулярны движению газа под диффузором,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для охлаждения лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1973 |
|
SU494822A2 |
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2258295C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2013 |
|
RU2524168C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С КОМБИНИРОВАННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2002 |
|
RU2226027C2 |
Электрическая машина | 1979 |
|
SU817872A1 |
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2013 |
|
RU2524160C1 |
Нереверсивная электрическая машина с газовым охлаждением | 1977 |
|
SU920967A2 |
Электрическая машина | 1978 |
|
SU736273A1 |
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2004 |
|
RU2267214C2 |
Электрическая машина | 1991 |
|
SU1820978A3 |
Даты
1970-01-01—Публикация