Изобретение относится к системам управления вентильными преобразователями мопщых реверсивных электроприводов постоянного тока с раздельным управлением вентильными группами.
Известны устройства для управления вентильным преобразователем реверсивного электропривода с двигателем постоянного тока, содержащие задающий потенциометр, тахогеператор, нереверсивный регулирующий усилитель с корректирующей обратной связью и реверсивным мостом на входе, блок логики, формирователи управляющих импульсов двух вентильных групп преобразователя и блок ограничения тока двигателя. В таких устройствах при реверсировании электропривода имеет место значительная по величине бестоковая пауза, обусловленная влиянием корректирующей RC-цепи, а при ее уменьшении известными средствами возможны значительные броски тока якоря.
В предлагаемом устройстве величина бестоковой паузы при реверсировании электропривода уменьшена при помощи дополнительного транзистора, входная цепь которого нодключена через резистор к выходу реверсивного моста, а коллектор присоединен к входу промежуточного каскада усилителя вместе с предыдущим каскадом по схеме «ИЛИ.
Для улучшения работы блока ограничения тока якоря при уменьшенной величине бестоковой паузы конденсатор корректирующей RC-цепи указанного блока дополнительно присоединен через диод параллельно выходным зажнмам регулирующего усилителя.
На фиг. 1 показана схема электропривода; на фиг. 2 - графикн нзменения напрял ений уснлителя.
Якорь двигателя / подключен на выход реверсивного вентильного преобразователя 2, который получает питание от трехфазной сети 3 переменного тока.
Устройство управления преобразователем 2 содержит следующие компоненты. Выходы задающего потенциометра 4 и тахогенератора 5 соединены последовательно и подключены к ограничителю сигнала, который выполнен на резисторе 6 и диодах 7 и 8. К выходу ограничителя присоединены реверсивный мост на контактах 9, 10 и 11, 12, а также блок логики 13. Выходные клеммы моста присоединены к нереверсивному регулирующему усилителю 14, в котором выделены, в частности, входной 15 и промежуточный 16 каскады.
В усилителе используется корректирующая обратная связь, создаваемая резистором 17 и конденсатором 18. Выход усилителя нодключен к блоку логики 13 (сигнал f/y) и фазосдвигающему устройству 19. Выход фазосдвитающего устройства подключен к формирователям импульсов 20 и 21 вептильных трупа соответствепно прямого и обратного направленпя вращения двигателя . Подключение формирователя импульсов к источнику нитаиия 22 осуществляется контактами 23 и 24, которые переключаются блоком логики 13 одновременно с контактами 9, 10 и 11, 12 реверсивного моста на входе усилителя 14.
Блок ограничения тока двигателя 1 содержит датчик тока 25, выпрямитель 26 и иотенциометр уставки 27. С потенииометра 27 сигнал, нропорциональный току двигателя (i) иостуиает на входы блока логики 13 и транзистора 28. Транзистор занерт источником смещения 29 через нень резнстора 30 и диода 31. Транзистор 28 подключен параллельно выходным зажимам усилителя 14. Корректирующая цепь блока ограничения тока выиолнена на резисторе 32 и конденсаторе 33, который нодключеи через диод 34 также параллельно выходным зажимам усилителя.
В устройстве исиользуется также дополнительный траизистор 35, входная цепь которого подключена к выходу реверсивного моста через резистор 36, а коллектор присоединен к входу иромежуточного каскада 16 усилителя вместе с предыдущим каскадом 15 но схеме «ИЛИ. Переход база - коллектор транзистора 35 шунтирован конденсатором 37, а на входе уснлителя включен резистор 38.
Устройство работает следующим образом.
При появлении нанряжения того или иного знака в контуре сравнения САР, например положительного в общей точке контактов 5 и //, включается блок логики 13, контакты 9, 10 и 23, замьй ;аясь, нодают напряжение на вход усилителя 14 и подключают соответствующий формирователь имнульсов 20 к источнику иапряжения 22. В результате на тиристоры вентильной группы прямого направления вращения преобразователя 2 поступают управляющие импульсы. В этом случае в блок логики поступают удерживающие сигналы но току преобразователя и напряжению уснлителя Uy. С появлением в контуре сравнения САР сигнала иротивоноложной полярности после исчезновения напряжения усилителя 14 и тока преобразователя происходит реверсирование входа усилителя (контакты 9, 10 и 23 отключаются, а контакты 11, 12 24 включаются) и подключение формирователя импульсов 21 к источнику напрялсения 22. Так происходит реверсирование преобразователя.
При наличии удерживающей связи по выходу усилителя в блоке логики последний не переключается в течение Af - времени спадания до нуля выходного наиряження усилителя (фиг. 2, б, кривая I). Величииа А/ составляет бестоковую наузу иривода при его реверсировании и определяется параметрами корректирующей цепи, выбираемой из условия устойчивости САР и получения оптимальных характеристик переходных процессов привода.
Для исключения бестоковой паузы прн реверсировании вентильного электропривода, обусловленной наличием корректирующих устройств усилителя, с контура сравнения САР через траизистор 55, резистор 36 и конденсатор 37 подается сигнал на вход промежуточного каскада 16 регулнрующего усилителя. При этом, если имеет место прямое направление враи1,еине двигателя и в точке соединения
контактов 9 и 11 имеется положительный потенциал, то переход эмиттер - база транзистора 35 заперт, т. е. в статических режимах эта цеиь ие влияет иа работу регулирующего усилителя. При изменении полярности напряжения в точке соединения контактов 9 н 11, наиример, за счет реверса задающего иапряжения ири включеииых контактах 9 и /О но базовому переходу транзистора 35 потечет ток. В результате независимо от корректирующей цепи резистора 17 и конденсатора 18 отпирается промежуточный каскад 16, и на выходе усилителя 14 быстро исчезает напряжение (фиг. 2, б, кривая //). Вследствие этого сиимается сигнал Uy блокировки по выходному напряжению усилителя в блоке логики /. После спада тока двигателя через 7-10 мсек блок логики 13 отключает контакты 9, 10 и 23 и включает контакты //, 12 и 24.
В нереходных режимах (пуск, торможение, реверс) и при перегрузках в статических режимах происходит ограничение тока. Для этого служит узел токоограничения, вынолненный на транзисторе 28 и являющийся нропорцнопально-интегральным усилителем, нитающим напряжением которого служит выходное напряжение регулирующего усилителя. Па вход траизистора 28 нодаются через резистор 30 запирающее, напряжение от источника 29 и отпирающий сигнал, пронорциональный току преобразователя. Прн определенной величине тока двигателя транзистор 28 открывается и шунтирует выход регулирующего усилителя. Для исключения колебаний и бросков тока
двигателя используется гибкая обратная связь иа резисторе 32 и конденсаторе 33. При торможении и реверсе конденсатор 33 необходимо разрядить за время переключения преобразователя. Па иитервале переключения выходное напряжение усилителя 14 равно нулю, что позволяет обеспечить быстрый разряд конденсатора 33 через диод 34 и выход усилителя 14.
Предмет изобретения
1. Устройство для управления вентильным преобразователем реверсивного электропривода с двигателем постоянного тока, содержащее задающий потенциометр, тахогенератор,
нереверсивный регулирующий усилитель с корректирующей обратной связью и реверсивным мостом на входе, блок логики, формирователи управляющих импульсов двух вентильных групп преобразователя и блок ограничения томеньшения бестоковой паузы при реверсиро ании электропривода, в нем применен дополгительный транзистор, входная цепь которого юдключена через резистор к выходу реверсив10ГО моста, а коллектор присоединен к входу ромежуточного каскада усилителя вместе с 1редыдущим каскадом по схеме «ИЛИ.
; 18 33 32
tl 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью улучшения работы блока ограничения тока при торможении и реверсировании двигателя, коидеисатор корректирующей RC-цепи указанного блока дополнительно присоединен через диод параллельно выходным зажимам регулирующего усилителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реверсивный электропривод с двухзонным регулированием частоты вращения | 1978 |
|
SU780135A1 |
Электропривод с раздельным управлением | 1989 |
|
SU1817220A1 |
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока | 1978 |
|
SU748760A1 |
Реверсивный вентильный электродвигатель | 1977 |
|
SU744861A1 |
Реверсивный тиристорный электропри-ВОд C PEBEPCOM пОля | 1979 |
|
SU849400A1 |
Устройство для защиты электропривода | 1979 |
|
SU864475A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2002 |
|
RU2235411C1 |
Электропривод постоянного тока | 1977 |
|
SU681528A1 |
Устройство для управления вентильным электроприводом | 1978 |
|
SU921009A1 |
Устройство для раздельного управления реверсивным вентильным преобразователем | 1983 |
|
SU1251258A2 |
Даты
1970-01-01—Публикация