Автомобильные газотурбинные двигатели (ГТД) находят за последнее время все более широкое распространение. Их экономичность значительно улучшается при включении в схему ГТД врашаюшегося теплообменника, который использует тепло выхлопных газов для Подогрева сжатого воздуха, поступающего из компрессора в камеру сгорания.
Врашаюш;ийся теплообменник представляет собой диск, вращаюшийся с постоянной скоростью на оси, в которой, вмонтированы теплопередаюндие элементы. Торцовая новерх«ость диска делится на две части. Через одну из них проходит горячий выхлопной газ низкого давления, через другую - сжатый в компрессоре воздух, который нагревается от теплопередающих элементов.
Важную роль в работе врашаюшегося регенератора нграет конструкция уплотнения между зоной высокого давления воздуха и зоной низкого давления газа, обеспечивающего минимальность утечек сжатого воздуха.
Диск регенератора монтируется в корпус двигателя .с определенным зазором -свободного вращения диска при любых режимах работы двигателя. Величина этого зазора резко колеблется при работе теплообменника. Поэтому уплотнение зазора между торцовой поверхностью диска и корпусом двигателя должно быть Г1одвил ным и гибким.
Известны унлотнения диска врашающегося регенератора для газотурбинного двигателя, содержащие расположенные с торцов диска подпружиненные рамки с окнами для прохода теплоносителей и уплотпительные диафрагмы для нрижатия рамок к диску.
Предложенное унлотнение отличается от известных тем, что диафрагмы прикреплены к свободному концу сильфона, который другим концом жестко соедииеп с корпусом регенератора.
Такое выполнение уплотнения у.тучшает герметизацию и, следовательно, повышает надежность работы регенератора.
На фиг. 1 дан общий вид регенератора с уплотнениями; на фнг. 2 - унлотняющие элементы в плане.
Гибкая антифрикционная рамка I, армированная для большей прочности стальной нластиной 2, прижимается при работе регенератора к торцовым поверхностям диска 5. Газ и воздух подводятся и отводятся от диска через окна 4 в рамке, имеющие форму сегментов.
Рамка прижата к диску с помощью уплотнительной диафрагмы 5, выполненной в виде тонкой стальной упругой пластнны в форме сегмента, имеющей окна для прохода воздуха или газа. Диафрагма закреплена нару/кным краем на свободном конце стального упругого снльфона 6, также имеющего форму сегмента. Другим концом сильфоп герметично присоединен к корпусу 7. При работе регенератора свободный конец сильфона перемещается вслед за диском, не изгибаясь ПО сферической поверхности диска. Таким образом сильфон может перемещаться на значительное расстояние, следуя за диском, не испытывая при этом больших напряжений. Деформируясь, сильфон поджимает диафрагму к гибкой рамке. Диафрагма плотно, без зазоров .прилегает к рамке и прижимает последнюю к изогнутой поверхности диска регенератора. 4 Предмет изобретения Уплотнение диска вращающегося регенератора для газотурбинного двигателя, содержащее расположенные .с торцов диска подпружиненные рамки с окнами для прохода теплоносителя и унлотнительные диафрагмы для прижатия рамок к диску, отличающееся тем, что, с целью улучщения герметизации и повыЩения надежности, диафрагмы прикреплены к свободному концу сильфона, который другим концом жестко соединен с корпусом регенератора.
в t3
:,
Ни
g 1---5
Возбух
-ff
Даты
1970-01-01—Публикация