Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к синхронизаторам коробок передач автомобилей, тракторов и других транспортных средств.
Известные синхронизаторы содержат каретку, установленную с возможностью нродольного перемещения на шлицах вала и имеющую соединительные зубья, вводимые в зацепление с соединительными зубьями шестерни, и два ряда отверстий с конусными фасками, по крайней мере одно конусное фрикционное кольцо, вводимое Во взаимодействие с указанной конусной фрикционной поверхностью шесте-рпи, и имеющей ряд выемок, расположенных соответственно одному ряду отверстий каретк1и, пальцы, соединенные по крайней мере с одним фрикциоиным кольцом, входящие с зазором в отверстия второго ряда, выполиенные в каретке, и имеющие блокирующие конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий каретки, фиксирующее устройство, включающее в себя несколько разрезных пальцев, проходящих сквозь отверстия первого ряда, .вьшол ненные в каретке, входящих концами в выемки фрикционного «ольца и имеющих конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий, и упругие элементы, установленные между частями разрезных пальцев, выполненные в виде по крайней мере двух работающих на сжатие пружин, установленных по обе стороны относительно выточек частей каждого разрезного пальца, с концами, установленными в выемках, выполненных в частях пальца.
Цель изобретения - умепьщение износа
пружин путем устранения трения пружин о стенки выемок при работе фиксирующего устройства. Это достигается тем, что выемки выполнены в виде усеченных конусов, обращепных больщим.и основаниями к плоскости разъе: 1а частей пальца.
На фиг. 1 изображен разрез предложенного синхронизато.ра и сопряженных деталей коробки передач; на фиг. 2 - положение элементов синхронизатора при включении передачи.
Первичный вал / коробки передач имеет конусную фрикционную поверхность 2 и соединительные зубья 3. За одно целое с первичным валом выполнена щестерня 4, находящаяся в постояпном зацеплении с щестерпей 5 промежуточного вала коробки передач. Соосно с валом / установлен вторичный вал 6 коробки передач, на котором с возмолсностью
вращения установлена щестерня 7, находящаяся в зацеплении с шестерней 8 промежуточпого вала. Шестерня 7 имеет конусную фрикционную поверхность 9 и соединительные зубья 10. На шлицах П вала 6 с возможна каретка 12 синхронизатора. Каретка может быть установлена на шлицах втулки, соединенной с валом. Каретка имеет соединительные зубья 13 и 14, которые могут быть введены в зацепление с зубьями 3 иервичного вала / или с зубьями 10 шестерни 7, и фланец 15. В фланце выполнено два ряда чередующихся отверстий 16 и 17, -имеющих конусные фаски 18 и 19 с обеих сторюн. В отверстиях 16 с зазором установлены блокирующие -пальцы 20, имеющие конусные блокирующие выточки 21, которые могут взаимодействовать с фасками /S отверстий 16. Концы пальцев 20 соединены с фрикционными кольцами 22 и 23, имеющими конусные иоверхности 24 и 25, которые могут быть введены во взаимодействие с конусными фрикционными поверхиЮСтями 2 и 9 первичного вала 1 или шестерни 7. В кольцах 22 и 23 против отверстий 17 фланца 15 каретки }2 выполнены Выемки 26 и 27. Синхронизатор снабжен фиксирующим устройством, содержащим разрезные пальцы 28, состоящие из частей 29 и 30, и упругие элементьг, работающие на. сжатие лрулжны 31, установленные между частями 29 и 30 разрезных пальцев 28. Ко«цы частей разрезных пальцев входят в выемки 26 и 27 колец 22 и 23. На частях пальцев выполнены конусные выточки 32 и 33, которые могут взаимодействовать с фасками 19 отверстий 17. Пружины 31 установлены по обе стороны относительно выточек 32 и 33. Концы пружин установлены в выемках 34 и 35, выполненных в частях 29 и 30 пальцев 28. 34 и 35 выполнены в впде усеченных конусов, обращенных большими основанияМИ к плоскости разъема частей иальца. Синхронизатор работает следующим образом. В среднем положении каретки 12 крутящий момент передается от вала / к валу 6. При церемещениц каретки 12 влево разрезные пальцы 28 перемещают влево фрикционное кольцо 22 так, что его конусная поверхность 24 прижимается к конусной фрикционной поверхности 2 первичного вала /. Вследствие трения между поверх1ностями 2, 24 кольцо 22 вместе с пальцами 20 поворачивается относительно фланца 15 каретки 12 до зпора выточек 21 пальцев 20 в фаски 18 отверстий 16. В результате этого дальнейшее перемещение каретки 12 влево блокируется нальцами 20 до тех пор, пока пе уравняются обороты валов / и €. После этого каретка 12, преодолевая усилие пружины 31, прижимает друг к другу части 29 и 30 пальцев 28 и перемещается влево так, что ее зубья 13 входят в зацепление с зубьями 3 первичного вала. В рез,ультате этого происходит включение передач-н, на которой крутящий момент передается напрямую от вала / к валу 6. Аналогично опианному, при перемещении каретки 12 вправо происходит включение иередачи, на которой крутящий мОМент передается через шесерни 4, 5, 8 7. При включениях передач части 29 и 30 разрезных пальцев 28 заиимают показанные на фиг. 2 положения, в которых одни концы упираются в стенки отвертий /7 фланца 15 каретки 12, а другие - в стенки выемок 27 фрикционного кольца 23, или - в стенки выемок 26 фрикционного кольца 23. Вынолнепие выемок 34 и 35 частей 29 и 30 разрезных пальцев 28 в виде усечепных конусов, обращенных большими основаниями к плоскости разъема частей 29 и 30 пальцев 28 при их относительных перемещениях и перекосах и способствует тем самым повышению долговечности пружин. Предмет изобретения Синхронизатор коробки передач трапспортного средства, предназначенный для соединения вала н установленной на нем с возможностью вращения шестерни, имеющей конусную фрикционную поверхность и соединительные зубья, содержащий каретку, установленную с всзможпостью продольного перемещения на шлицах вала и имеющую соединительные зубья, вводимые в зацеплеппе с соединительными зубьями шестерни, и два ряда отверстий с конусными фасками, по крайней одно конусное фрикционпое кольцо, вводимое во взаимодействие с конусной фрикционной поверхностью шестерни, и имеющей ряд выемок, расположенных соответственно одному ряду отверстий каретки, пальцы, соединенные по крайней мере с одним фрикционным кольцом, входящие с зазором в отверстия второго ряда, выполненные в каретке, и имеющие блокирующие конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий каретки, фиксирующее устройство, включающее в себя несколько разрезных пальцев, проходяших сквозь отверстия первого ряда, выполненные в каретке, входящих концами в указанные выемки фрикционного кольца и имеющих конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий, и упругие элементы, установленные между частями разрезных пальцев, выполненные в виде по крайней мере двух работающих на сжатие пружин, установленных по обе стороны относительно выточек частей каждого разрезного пальца, с концами, установленными в выемках, выполненных в частях пальца, отличающийся тем, что, с целью уменьшения -износа пружин путем устранения трения пружин о стенки выемок при работе фиксирующего устройства, выемки выполнены в виде усеченных конусов, обращенных большими основаниями к плоскости разъема частей нальца.
3 32 28 35
Фиг 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИНЕРЦИОННЫЙ СИНХРОНИЗАТОР | 1995 |
|
RU2098682C1 |
СИНХРОНИЗАТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХ ТРАНСМИССИЙ | 2006 |
|
RU2303177C1 |
Синхронизатор коробки передач | 1981 |
|
SU1019126A1 |
Синхронизатор коробки передач | 2019 |
|
RU2729873C1 |
СИНХРОНИЗАТОР (ВАРИАНТЫ) | 1996 |
|
RU2126499C1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
Синхронизатор коробки передач | 1982 |
|
SU1147872A1 |
СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 1970 |
|
SU261184A1 |
Инерционный синхронизатор Лебедева Е.С. и Рабиновича Б.М. | 1981 |
|
SU1209961A1 |
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация