СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Советский патент 1970 года по МПК F16D23/08 

Описание патента на изобретение SU287524A1

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к синхронизаторам коробок передач автомобилей, тракторов и других транспортных средств.

Известные синхронизаторы содержат каретку, установленную с возможностью нродольного перемещения на шлицах вала и имеющую соединительные зубья, вводимые в зацепление с соединительными зубьями шестерни, и два ряда отверстий с конусными фасками, по крайней мере одно конусное фрикционное кольцо, вводимое Во взаимодействие с указанной конусной фрикционной поверхностью шесте-рпи, и имеющей ряд выемок, расположенных соответственно одному ряду отверстий каретк1и, пальцы, соединенные по крайней мере с одним фрикциоиным кольцом, входящие с зазором в отверстия второго ряда, выполиенные в каретке, и имеющие блокирующие конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий каретки, фиксирующее устройство, включающее в себя несколько разрезных пальцев, проходящих сквозь отверстия первого ряда, .вьшол ненные в каретке, входящих концами в выемки фрикционного «ольца и имеющих конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий, и упругие элементы, установленные между частями разрезных пальцев, выполненные в виде по крайней мере двух работающих на сжатие пружин, установленных по обе стороны относительно выточек частей каждого разрезного пальца, с концами, установленными в выемках, выполненных в частях пальца.

Цель изобретения - умепьщение износа

пружин путем устранения трения пружин о стенки выемок при работе фиксирующего устройства. Это достигается тем, что выемки выполнены в виде усеченных конусов, обращепных больщим.и основаниями к плоскости разъе: 1а частей пальца.

На фиг. 1 изображен разрез предложенного синхронизато.ра и сопряженных деталей коробки передач; на фиг. 2 - положение элементов синхронизатора при включении передачи.

Первичный вал / коробки передач имеет конусную фрикционную поверхность 2 и соединительные зубья 3. За одно целое с первичным валом выполнена щестерня 4, находящаяся в постояпном зацеплении с щестерпей 5 промежуточного вала коробки передач. Соосно с валом / установлен вторичный вал 6 коробки передач, на котором с возмолсностью

вращения установлена щестерня 7, находящаяся в зацеплении с шестерней 8 промежуточпого вала. Шестерня 7 имеет конусную фрикционную поверхность 9 и соединительные зубья 10. На шлицах П вала 6 с возможна каретка 12 синхронизатора. Каретка может быть установлена на шлицах втулки, соединенной с валом. Каретка имеет соединительные зубья 13 и 14, которые могут быть введены в зацепление с зубьями 3 иервичного вала / или с зубьями 10 шестерни 7, и фланец 15. В фланце выполнено два ряда чередующихся отверстий 16 и 17, -имеющих конусные фаски 18 и 19 с обеих сторюн. В отверстиях 16 с зазором установлены блокирующие -пальцы 20, имеющие конусные блокирующие выточки 21, которые могут взаимодействовать с фасками /S отверстий 16. Концы пальцев 20 соединены с фрикционными кольцами 22 и 23, имеющими конусные иоверхности 24 и 25, которые могут быть введены во взаимодействие с конусными фрикционными поверхиЮСтями 2 и 9 первичного вала 1 или шестерни 7. В кольцах 22 и 23 против отверстий 17 фланца 15 каретки }2 выполнены Выемки 26 и 27. Синхронизатор снабжен фиксирующим устройством, содержащим разрезные пальцы 28, состоящие из частей 29 и 30, и упругие элементьг, работающие на. сжатие лрулжны 31, установленные между частями 29 и 30 разрезных пальцев 28. Ко«цы частей разрезных пальцев входят в выемки 26 и 27 колец 22 и 23. На частях пальцев выполнены конусные выточки 32 и 33, которые могут взаимодействовать с фасками 19 отверстий 17. Пружины 31 установлены по обе стороны относительно выточек 32 и 33. Концы пружин установлены в выемках 34 и 35, выполненных в частях 29 и 30 пальцев 28. 34 и 35 выполнены в впде усеченных конусов, обращенных большими основанияМИ к плоскости разъема частей иальца. Синхронизатор работает следующим образом. В среднем положении каретки 12 крутящий момент передается от вала / к валу 6. При церемещениц каретки 12 влево разрезные пальцы 28 перемещают влево фрикционное кольцо 22 так, что его конусная поверхность 24 прижимается к конусной фрикционной поверхности 2 первичного вала /. Вследствие трения между поверх1ностями 2, 24 кольцо 22 вместе с пальцами 20 поворачивается относительно фланца 15 каретки 12 до зпора выточек 21 пальцев 20 в фаски 18 отверстий 16. В результате этого дальнейшее перемещение каретки 12 влево блокируется нальцами 20 до тех пор, пока пе уравняются обороты валов / и €. После этого каретка 12, преодолевая усилие пружины 31, прижимает друг к другу части 29 и 30 пальцев 28 и перемещается влево так, что ее зубья 13 входят в зацепление с зубьями 3 первичного вала. В рез,ультате этого происходит включение передач-н, на которой крутящий момент передается напрямую от вала / к валу 6. Аналогично опианному, при перемещении каретки 12 вправо происходит включение иередачи, на которой крутящий мОМент передается через шесерни 4, 5, 8 7. При включениях передач части 29 и 30 разрезных пальцев 28 заиимают показанные на фиг. 2 положения, в которых одни концы упираются в стенки отвертий /7 фланца 15 каретки 12, а другие - в стенки выемок 27 фрикционного кольца 23, или - в стенки выемок 26 фрикционного кольца 23. Вынолнепие выемок 34 и 35 частей 29 и 30 разрезных пальцев 28 в виде усечепных конусов, обращенных большими основаниями к плоскости разъема частей 29 и 30 пальцев 28 при их относительных перемещениях и перекосах и способствует тем самым повышению долговечности пружин. Предмет изобретения Синхронизатор коробки передач трапспортного средства, предназначенный для соединения вала н установленной на нем с возможностью вращения шестерни, имеющей конусную фрикционную поверхность и соединительные зубья, содержащий каретку, установленную с всзможпостью продольного перемещения на шлицах вала и имеющую соединительные зубья, вводимые в зацеплеппе с соединительными зубьями шестерни, и два ряда отверстий с конусными фасками, по крайней одно конусное фрикционпое кольцо, вводимое во взаимодействие с конусной фрикционной поверхностью шестерни, и имеющей ряд выемок, расположенных соответственно одному ряду отверстий каретки, пальцы, соединенные по крайней мере с одним фрикционным кольцом, входящие с зазором в отверстия второго ряда, выполненные в каретке, и имеющие блокирующие конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий каретки, фиксирующее устройство, включающее в себя несколько разрезных пальцев, проходяших сквозь отверстия первого ряда, выполненные в каретке, входящих концами в указанные выемки фрикционного кольца и имеющих конусные выточки, взаимодействующие с фасками отверстий, и упругие элементы, установленные между частями разрезных пальцев, выполненные в виде по крайней мере двух работающих на сжатие пружин, установленных по обе стороны относительно выточек частей каждого разрезного пальца, с концами, установленными в выемках, выполненных в частях пальца, отличающийся тем, что, с целью уменьшения -износа пружин путем устранения трения пружин о стенки выемок при работе фиксирующего устройства, выемки выполнены в виде усеченных конусов, обращенных большими основаниями к плоскости разъема частей нальца.

3 32 28 35

Фиг 2

Похожие патенты SU287524A1

название год авторы номер документа
ИНЕРЦИОННЫЙ СИНХРОНИЗАТОР 1995
  • Трусевич Георгий Георгиевич[By]
  • Мелешко Михаил Григорьевич[By]
  • Болвако Иван Иванович[By]
  • Цереня Анатолий Александрович[By]
RU2098682C1
СИНХРОНИЗАТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТЫХ ТРАНСМИССИЙ 2006
  • Цереня Анатолий Александрович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Болвако Иван Иванович
  • Шарангович Андрей Иванович
  • Грибков Юрий Александрович
  • Шапилевич Сергей Сергеевич
RU2303177C1
Синхронизатор коробки передач 1981
  • Миронов Виталий Алексеевич
SU1019126A1
Синхронизатор коробки передач 2019
  • Круташов Анатолий Васильевич
  • Баулина Елена Евгеньевна
RU2729873C1
СИНХРОНИЗАТОР (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Малыхин М.В.
RU2126499C1
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР 2016
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2627911C1
СИНХРОНИЗАТОР 2015
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2602642C1
Синхронизатор коробки передач 1982
  • Богдашич Ефим Ефимович
  • Дьяченко Владимир Алексеевич
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Трусевич Георгий Георгиевич
SU1147872A1
СИНХРОНИЗАТОР ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 1970
SU261184A1
Инерционный синхронизатор Лебедева Е.С. и Рабиновича Б.М. 1981
  • Лебедев Евгений Сергеевич
  • Рабинович Борис Моисеевич
SU1209961A1

Иллюстрации к изобретению SU 287 524 A1

Реферат патента 1970 года СИНХРОНИЗАТОР КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Формула изобретения SU 287 524 A1

SU 287 524 A1

Авторы

Л. П. Соломонов, А. А. Федорова Г. И. Сазонов

Даты

1970-01-01Публикация